search
main
0

Литература

Ассоциация “Школа-2000” недавно сменила статус – на Межрегиональную общественную организацию и имя – на “Школу 2100”. Изменились и приоритеты. Если раньше основными заказчиками “Школы” были дошкольники и ученики начальных классов, то теперь аудитория ученых – составителей программ и авторов учебников повзрослела. Главная задача – создать полноценный блок книг, программ, методических разработок для средней школы. Все учебники для среднего звена подхватывают и продолжают основные линии, начатые в книгах для дошкольников и начальной школы. Так, учебник-хрестоматия по литературе Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой “Шаг за горизонт” в 2 частях – логическое продолжение книг для чтения в начальной школе серии “Свободный ум”.

Рекомендованный Министерством образования РФ “Шаг за горизонт” “работает” в школах уже второй год. И все же пока он – новость. В первую очередь потому, что выстроена эта хрестоматия вразрез со всеми канонами. Серьезная книга для пятиклассников, которым через шесть лет поступать в вузы, начинается главами из “Трех мушкетеров”. Точнее, первое произведение – стихотворение Гумилева из цикла “Капитаны”, но все равно необычно. Почему не Пушкин, не Гоголь или Толстой? Полистав учебник, выясняешь, что Пушкин есть, и Гоголь есть. Но ЭТИ имена “посмели” без должного пиетета вставить где-то между создателями приключенческой литературы – Вальтером Скоттом, Роберт Луис Стивенсоном, детскими писателями Кассилем, Белых, Пантелеевым, а также неизвестными широкой публике авторами. Среди последних Анна Масс с дневниковым откровением школьницы “Дети капитана Гранта” и я” и Наталья Долинина с неожиданно философским эссе, посвященным образам… бессмертных мушкетеров Александра Дюма. И, наконец, еще одна “крамола”, в которой легко обвинить создателей хрестоматии для российских школьников, – обилие на ее страницах переводных произведений.

Но странное дело – когда книга попадает в школу, крамолы оборачиваются преимуществами. Потому что детей мало волнует, на каком языке была написана захватывающая повесть и какой национальности был ее автор. Увы, пятикласснику скучен любимый миллионами взрослых Пушкин. Филолог Ирина Семачева, преподаватель 770-й московской школы, в полной мере осознает эту горькую для многих правду: “Назовите детей, которые бы Пушкина и Лермонтова читали и понимали. Два человека в классе. А остальные глазки опустят – и все”.Один из авторов учебника – Рустэм Бунеев считает, что до Пушкина надо дорасти. И не только до Пушкина, до любой “взрослой” литературы. Прежде надо научиться читать книги вдумчиво, а для этого необходимо “заманить” ребенка. Кто это сделает лучше Жюль Верна, Каверина, Эдгара По? Рустэм Бунеев: “Мы формируем читателя. Долгое время в начальной школе главной задачей было научить читать, а не сформировать круг чтения. Мы поставили задачу сформировать круг чтения. Нам хотелось в эти учебники по чтению включить все то лучшее, что мы сами читали. Помните, зачитывали “до дыр” книжки из серии “Библиотека приключений”?

И если принять эту концепцию авторов хрестоматии, все становится на свои места. Не надо под партой читать “Остров сокровищ”, можно это сделать прямо на уроке. А те ребята, кто о книгах вообще имеет смутное представление, хотя бы услышат имена писателей, хотя бы запомнят, что чтение – это здорово. На днях случайно подслушала разговор двух парней лет 20. Один из них размышлял: “У нас в семье никто никогда не читал. Чтобы я мальчишкой взял в руки книгу?.. Сейчас детективы читаю, фантастику и книги по компьютерам – все”. А прочитай он в детстве “Два капитана”, может, к двадцати годам “аппетит” бы и разыгрался?

Если же кто-то думает, что уроки литературы с этой хрестоматией превратятся в сплошное развлечение, он ошибается. Ребятам придется учиться работать с текстами, причем не пересказывая содержания, а аналитически его осмысливая, размышляя, как то или иное произведение связано с личностью автора и с исторической эпохой.

Так что бояться, на мой взгляд, надо не приключенческих рассказов, а того, что ваши ученики окажутся слишком современными для чтения этой хрестоматии. Увы, что в наши дни пятиклассникам кодекс чести Д’Артаньяна, великодушие капитана Григорьева, благородство Паганеля и Шерлока Холмса? А ведь именно эти герои и выдуманный авторами хрестоматии мальчик Олег “связывают” учебник: рассказывают биографии писателей, объясняют литературоведческие термины, приглашают к чтению и размышлениям. К сожалению, мальчик Олег далек от представления о типичном школьнике конца 90-х. Он помогает маме в библиотеке, с помощью литературных персонажей становится настоящим библиофилом.

С другой стороны, идеальные герои предлагают тексты, которые трудно назвать наивными. Некоторые из них даже страшные. Например, “Убийство на улице Морг” Э.По или “Он убил мою собаку” Ю.Яковлева. Но страшные совсем не в том смысле, как, например, в боевиках, ужастиках карманного формата с окровавленной девицей на обложке. Здесь “ужас” со смыслом. И не помогает ли волнение после прочтения “Любви к жизни” Джека Лондона задуматься над смыслом, отнестись внимательнее к размышлениям о том, что такое доброта, верность, честность? Надеюсь, что да. В любом случае воспитать читателя с помощью одного учебника, минуя педагога, невозможно. Но и без хорошей книги – тоже.

Дарья Богомазова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте