Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
Проблемы негородского образования обсудили в Карелии
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту Проблемы негородского образования обсудили в Карелии Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
Теория и практика

Лингвокультурология и мы

УГ - Москва, №07 от 16 февраля 2021. Читать номер
Автор:

XXI век и в науке, и в жизни характеризуется переходом от формы к содержанию, от массовости к уникальности, от «винтика системы» к личности. В такой парадигме становится особенно актуальным взращивание полнофункциональной языковой личности вместо педантичного изучения грамматики, ограниченного формальным подходом к языку.

Весь мир уже давно говорит о soft skills, функциональной грамотности. При этом лингвистическое образование, однако, находится в противоречии между потребностями и вызовами времени. С одной стороны, необходимо сохранять язык и культуру, прививать ученикам компетенции, востребованные рынком труда, повышать качество образования в целом.

С другой – мы наблюдаем затруднения в достижении высоких показателей обучения, очевидное понижение уровня владения русским языком и превалирование англоязычной культуры в информационном и досуговом пространстве школьников.

Разрешить возникающие противоречия может комплексный подход к филологическому образованию в школе – лингвокультурологический. Его разработкой в отечественной педагогике занимаются Е.В.Любичева, Т.К.Донская, Н.Л.Мишатина, Л.Г.Саяхова.

Лингвокультурологический подход – совокупность методов, позволяющих в процессе обучения формировать языковую личность ребенка. Он предполагает использование интегративных возможностей русского языка и как учебного предмета, и как личностно формирующего, мировоззренческого компонента учебного процесса.

Лингвокультурологический подход позволяет осознать взаимосвязь языка и культуры на всех уровнях общедидактической интеграции предметов. Результатом такого процесса будет являться лингвокультурологическая компетентность обучающегося (ЛКК), которую В.В.Воробьев трактует как «знание идеальным слушающим-говорящим всей системы культурных ценностей, выраженных в языке». При этом в структуре ЛКК можно выделить следующие компоненты:

– когнитивный – выделение и анализ национально маркированных единиц;
– ценностно-этический – аккумуляция культурной информации, содержащейся в текстах;
– коммуникативный – конструирование коммуникации на основе культурно значимой лексики.

Применение в стенах школы лингвокультурологического подхода показывает высокие образовательные результаты, успешное формирование ЛКК. Необходимым этапом филологического образования в школе представляется лингвокультурологический анализ концептов – ключевых слов не только определенного художественного текста, но и культуры в целом.

Здесь можно воспользоваться алгоритмом, предложенным Л.Г.Саяховой:

«I.  Место концепта в картине мира носителей языка…
II. Словарный портрет слова – наименование концепта, номинативное поле концепта…
III. Концепт в мудрости народной: фразеологизмы, пословицы, поговорки, загадки, приметы.
IV. Текстовый портрет слова (прецедентные микротексты: афоризмы, высказывания), поэтические и прозаические тексты или их объемные фрагменты.
V. Авторские тексты учащихся по концепту: сочинение, проекты, статьи, доклады, словарные статьи предполагаемых коллективных словарей концептов».

Формами реализации лингвокультурологического подхода могут выступить интегрированные уроки русского языка и литературы, истории, обществознания, элективные курсы, индивидуальная и групповая проектная деятельность, в то же время реализация лингвокультурологической концепции может не требовать особых форм организации, оставаясь в рамках урока.

Методами обучения в свою очередь выступают лексикографическая работа, работа с текстами, насыщенными лингвокультуремами, анализ фразеологического и афористического фонда русского языка, метод выделения ключевых слов и концептуального анализа.

Для обоснования предлагаемой концепции мы обратились к коллективной языковой личности выпускников средней школы с целью выявления степени отражения в их картине мира знаний о личности и творчестве одного из самых выдающихся писателей XX века – М.А.Булгакова. В период с 2016 по 2019 год мы провели серию экспериментов среди 431 человека.

В качестве апробации разработанной концепции мы провели цикл уроков в 11‑м классе, использовали полученные в ходе работы данные для сопоставления нашего метода с традиционными и пришли к выводу об обоснованности нашей концепции.

Так, выросло количество школьников, знающих о широком поле деятельности М.А.Булгакова, правильно обозначивших эпоху, в которой М.А.Булгаков жил и творил, использующих цитаты из его произведений. При более углубленном изучении лингвокультурной ситуации обучающиеся стали лучше понимать своеобразие «ершалаимских» глав и тех, кто их олицетворяет.

Таким образом, лингвокультурологическая концепция филологического образования позволяет формировать полнофункциональную языковую личность, обладающую лингвокультурологической компетенцией. На уроках гуманитарного цикла, в том числе и интегрированных, возможным представляется широкое использование разнообразных форм и методов. Апробация описываемого подхода принесла ожидаемые результаты, позволяющие предположить разрешение некоторых противоречий, возникающих перед современным образованием.

Дамир ШАМСУТДИНОВ, учитель русского языка и литературы школы «Интеграл»


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt