search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса

Лингвистический прогноз Вероятностная модель развития языка будущего и философские основы языкового образования

На протяжении всей истории человечества ученые считали язык средством общения между людьми и способом передачи опыта из поколения в поколение. Современный мир, однако, с его высокоразвитой социологией, психологией, политологией и психолингвистикой диктует новые законы развития и уже не удовлетворяется указанным подчиненным положением языка по отношению к обществу.
Полученная посредством языка информация об изменениях в обществе, трансформируясь в сознании, определяет выбор средств языка каждой конкретной личности (например, специфические стилистические приемы: метафора, гипербола и т.д.), что в свою очередь влияет на сознание другой. (О влиянии языка на сознание свидетельствует, в частности, факт использования “психологической метафоры”, то есть средства языка для лечения психических заболеваний по методу Филипа Баркера).
Язык и сознание, таким образом, создают противоречивое единство. “Язык влияет на сознание, мышление в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода “тиранию” над мыслью”, направляет ее движение по каналам языковых форм, “как бы вгоняя в их общие рамки постоянно переливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоционально окрашенные мысли”. (А. Спиркин “Основы философии”)
Последнее утверждение, однако, не только подтверждает наличие взаимовлияния языка и общества, но и демонстрирует недостатки языка в современном мире: развитие науки и техники зачастую требует некоторой унификации, упрощения и обезличивания языковых средств. Этот процесс имеет два направления и ведет либо к созданию единого универсального языка (эсперанто и др.), либо к использованию искусственных неязыковых систем: азбука морзе, коды, формулы, схемы. Расширение компьютеризации, технизация национального хозяйства и культуры неизбежно и настойчиво ставят перед новыми поколениями вопрос: каково будущее языкового образования. Возможно ли свести программы обучения иностранному и родному языку к нескольким техническим формулам, воплощающимся на экране дисплея в научные термины и немногие имеющие конкретное предметное значение слова? Каковы перспективы развития эмоциональной сферы общения, главного условия успешного осуществления процесса взаимопонимания народов разных стран?
Механизм влияния языка на сознание и, опосредованно, на мир в данном случае может быть таким: говорящий, стремясь психологически воздействовать на слушателя, использует в речи стилистические приемы, в то время как слушающий подсознательно готов к применению вероятностного лингвистического прогнозирования. В результате “столкновения” двух противоположных тенденций – вероятностного прогнозирования (мир – язык) и применения стилистических средств (язык – мир) возникает так называемый “эффект обманутого ожидания”. “Неожиданный” речевой оборот побуждает слушателя “непосредственным” образом действовать в ответ на произнесенную фразу. Противоречие двух указанных процессов является в историко-философском плане причиной возникновения одной из важнейших современных тенденций развития языка – использования все большего количества стилистических приемов в языке.
С другой стороны, широкое использование лингвистического прогнозирования должно привести, очевидно, к возникновению большого количества стилистических клише. Этот факт подтверждается результатами проведенного нами эксперимента: испытуемым (студентам языкового вуза) было предложено, опираясь на собственный опыт, “отредактировать” текст рассказа Э. Хемингуэя “A day▓s wait”. Заметив, что язык рассказа лишен каких-либо стилистических приемов в соответствии со стилем автора, испытуемые “дополнили” текст стилистическими средствами, большинство из которых являлось стилистическими клише (“серый как туча”, “белый как снег”…).
Постепенное “привыкание” слушающего и говорящего к подобного рода стилистическим клише будет побуждать участников общения к использованию все большего количества новых стилистических приемов.
Получив такой вывод, мы попытались выдвинуть своего рода лингвистический прогноз модели языкового будущего человечества. Приведем перечень его возможных отличительных свойств:
– существование большого количества высокоразвитых национальных языков;
– существование ряда искусственных языков в качестве вспомогательных языков науки;
– в рамках национальных языков произойдут следующие изменения:
а) будет упрощена грамматическая и фонетическая структура языков;
б) увеличится образность языка за счет большого количества фразеологических оборотов (устойчивых словосочетаний, возникающих из устоявшихся стилистических клише).
в) увеличится количество неречевых форм психологического воздействия (мимики, жестов, особого стиля одежды и т.д.).
В результате перечисленных изменений язык какой-либо нации или народности будет представлять собой нечто среднее между языком романа (полного стилистических средств) и языком газетной передовицы (насыщенным клише).
В результате такого пути развития языка произойдет значительное обогащение культуры и исторических традиций многих стран мира.
Рассмотрение тенденций развития языка и общества в целом позволяет определить перспективы языкового образования личности, его сокращения и технизации, либо расширения и проникновения в другие области получаемых человеком знаний о мире (области науки и техники). При этом необходимо учитывать, что изучение лишь родного языка индивида не дает полного представления о стилистике и эмоционально-оценочных возможностях создания текстов (так как того или иного приема привлечения внимания собеседника в этом языке может просто не существовать).
В то время как, являясь двигателем общественного прогресса, обучение родному языку и его образным средствам позволяет влиять на окружающий мир, убеждая людей в необходимости и целесообразности тех или иных перемен, научных открытий, технических изобретений, знание иностранного языка дает возможность пользоваться мировыми культурными ценностями, обогащать собственную речь новыми приемами, понятиями и образами, а также глубже осознать ее внутреннюю структуру. (Например, родство каких-либо слов разных языков свидетельствует о сходстве данных участков действительности у двух народов и, возможно, о сходстве двух различных мировоззрений в рамках данного предмета или явления).
Таким образом, подтверждая необходимость дальнейшего развития языкового образования личности, мы создаем основы собственно существования общества, невозможного без противоречий, выявляемых и устраняемых убеждением действовать выразительными средствами языка.

Е. БУДАНОВА,
Московский государственный лингвистический университет;
И. НИКОЛЬСКАЯ,
Ярославский государственный педагогический университет

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте