search
main
0

Ликбез XXI века. Задача сегодняшнего дня – повышение медиаграмотности детей и подростков

​Международный форум «Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению» прошел в столице в марте и продолжался два дня. Первый день – заседания, круглые столы в главном корпусе Московского педагогического государственного университета, второй день – интерактивные лекции, тренинги на территории исторического парка «Россия – моя история» (ВДНХ).

Слышала сетования участников из регионов, что, мол, маловато практики, реального опыта воплощения медиаобразования в жизнь. Возможно, действительно стоит посвятить следующие форумы конкретным формам преподавания медиаграмотности. С другой стороны, не факт, что такая демонстрация охватит все стороны существующего сегодня реально медиаобразования, а не того, которое видится в теории. Школьные газеты, телевидение и радио, кружки журналистики, медиаобучение подростков на базе вузов, в первую очередь факультетов журналистики, медиаобразование в системе дополнительного образования – все это есть. Но специалисты считают: во-первых, медиаобразование должно стать массовым, охватить все слои населения, все возрасты, во-вторых, учитьcя критически воспринимать сообщения различных медиа и создавать собственные послания «граду и миру» школьники должны прямо на уроках, причем по разным предметам.Прав ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков: «Вопрос медийного сопровождения детей – масштабная государственная задача, ведь речь идет о противоборстве ценностей и смыслов. Сегодня накоплен богатый опыт в школьной медиасфере – это газеты, кино-, видеоматериалы. Однако подготовка специалистов еще не стала системой».Оба пленарных заседаний первого дня форума почти исключительно были посвящены разговору о том, зачем нам нужно медиаобразование. Выступающие приводили страшные цифры и факты загрязненности информационной сферы, зависимости детей и подростков от виртуальной реальности (увы, эти сообщения уже не шокируют, так как говорится об этом почти ежедневно) и заявляли, что главное лекарство от этой поистине мировой болезни – медиаобразование, медиаграмотность.Самый системный взгляд на тему представила в своем выступлении зав. кафедрой ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан МПГУ Ирина Жилавская – она говорила об истории, идеологии, зарубежном опыте и многом другом. Не она единственная на форуме дала определение медиаобразования, но мне это определение показалось самым точным: «Процесс приобщения человека к знаниям о закономерностях существования мира медиа, информации, коммуникации и формирования широкого спектра медиа­компетенций, позволяющих личности максимально полно и всесторонне развиваться в информационном обществе при условии свободы самовыражения, сохранения критической автономии и гуманистических идеалов и ценностей». Что касается введения медиаобразования в программы школьных предметов, Ирина Владимировна убеждена: «точки входа» – информатика, ОБЖ, технология.Данные интересного исследования привел профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Александр Шариков. Речь шла о проблемных зонах в отношениях общества и телевидения в России. Так вот, выяснилось: общество считает, что самые-самые проблемные – избыток рекламы, катастроф, агрессии. Один из способов преодоления этого конфликта – именно медиаобразование. Причем важно не только научить критически относиться к поступающей с экрана информации, но и дать ребенку представление о настоящих ценностях, тот базис, опираясь на который он сможет и критиковать, и предлагать что-то другое взамен…Признавая и учитывая опасности медиа­сферы для ребенка (в наши дни даже не столько телевидения, сколько Интернета и социальных сетей), мы все же должны быть реалистами. На форуме, к сожалению, не смогла побывать заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина, но она прислала приветствие, которое с большим интересом выслушали собравшиеся. В нем, в частности, говорилось, что дети живут в Сети. Лишить ребенка Интернета – это не выход, другое дело – переориентировать его интересы на медиатворчество. Это можно сделать с помощью медиаобразования, повышая медийную культуру подрастающего поколения.Возможности для этого есть, даже несмотря на то, что подростки буквально убегают от школы, от родителей, от реальности в социальные сети. Одним из самых ярких выступлений на форуме мне показался доклад зав. лабораторией клинической психологии и психотерапии Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского Минздрава России Аллы Холмогоровой. Алла Владимировна говорила, в частности, о том, что 90% подростков, выбравших социальные сети как наиболее комфортный способ общения, обладают средним и высоким уровнем социальной тревожности. И это неудивительно. Поразил другой факт: исследования показывают, что для всех возрастных групп, да-да, и для наших «цифровых» подростков также, непосредственное, живое общение «face-to-face» остается абсолютным лидером среди других форм общения. С одной стороны, данный факт демонстрирует силу «общественного мнения», то есть вольного и невольного давления, которое дети испытывают, приходя вслед за ровесниками в Cеть («если тебя нет в Интернете, то тебя нет вообще»). С другой, говорит о том, что не так все плохо, если вовремя предложить детям альтернативные занятия. Не вытащить из Интернета навсегда – это невозможно, да и не нужно, а постараться сохранить для них баланс виртуального общения и непосредственного контакта. Заняться этим должны взрослые. Мы должны быть рядом с ребенком в самых опасных местах, а точнее – самых интересных и важных для него сегодня: социальные сети, YouTube и так далее… Истина прописная, известная еще до тотального погружения человечества в Интернет.Что же касается людей, которые придут в школы и займутся медиаобразованием, по мнению выступавших на форуме специалистов, это могут быть журналисты или специально подготовленные в вузах медиапедагоги. Между тем зав. кафедрой теории и практики управленческой деятельности в образовании Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ Константин Сумнительный считает: «Не нужен специальный медиапедагог, обычный учитель может повышать медиаграмотность детей».Главное – не опоздать.Из резолюции Международного форума «Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению» (ММФ)1) изучить возможности расширения академической и профессиональной мобильности студентов и преподавателей в области медийного и информационного образования;2) провести работу по формированию перечня совместных исследовательских проектов, учитывающих международный и российский опыт медиаобразования;3) обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложением разработать Концепцию развития медиаобразования в Российской Федерации, включив в нее раздел, связанный с системой подготовки педагогических кадров в области медиаобразования для всех ступеней и уровней общего и педагогического образования;4) просить Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию принять следующую редакцию п. 5 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в части требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы: «умение использовать медиа как средства коммуникации, информационные и коммуникационные технологии (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм медиа- и информационной безопасности»;5) обратить внимание на необходимость при создании программ и учебников по предметам «Русский язык», «Литература», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание», «История», «Технология», «Экология» включить в них тематические разделы, посвященные истории медиа, проблемам медиабезопасности, информационной гигиены, медийно-информационной грамотности и т. д.;6) всячески способствовать расширению общественно-государственного партнерства в области медиаобразования молодежи, для чего создавать некоммерческие общественные организации, партнерские союзы, советы и другие негосударственные структуры, способствующие повышению уровня медийно-информационной грамотности молодого поколения;7) обратиться к Министерству образования и науки Российской Федерации с предложением разработать модуль по медийно-информационной грамотности ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» и ввести его в базовую часть национальных учебных планов;8) поддерживать корпоративные СМИ образовательных организаций как эффективные площадки для развития массового медиаобразования;9) рассмотреть возможность создания при Московском педагогическом государственном университете научно-исследовательского и методического центра по проблемам медиаобразования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте