Андрей Евгеньевич Мазнев директор московской школы N1863 со дня ее основания. Школа открылась 1 сентября 1994 года в строившемся тогда районе Южное Бутово. Сегодня – это учебно-воспитательный комплекс со своими особенностями и традициями. Своей главной задачей 36-летний директор видит не просто воспитание и обучение тех, кто будет жить в XXI веке. Он хочет воспитывать людей, имеющих непосредственное отношение к развитию России в будущем.
– Школе исполнилось 8 лет. Какие итоги вы можете подвести сегодня как директор?
– Школа росла как маленький ребенок. Шел процесс становления коллектива. Я открыл в старших классах, начиная с 9-го, данные специализации, сотрудничая с различными вузами. Программа эта работает уже несколько лет. В нашей школе есть четыре выпуска кадетских классов. Мы работаем с Военно-инженерным университетом, есть договор с бывшим Институтом молодежи и Московским педагогическим университетом.
– Каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель?
– Недаром говорят, что священником, врачом и учителем должен быть человек от Бога. Должна присутствовать некая внутренняя составляющая, божественная искра. Быть учителем – это великий талант, глубокая внутренняя ответственность и где-то, может быть, даже жизненная обязанность.
Сегодня нам приходится работать в переполненных классах, а здесь их 35: только в старшей школе три 11-х, три 10-х и пять 9-х классов. В каждом – до 30 учащихся. Когда класс переполнен, то даже самый хороший и внимательный учитель упускает кого-то из детей, потому что есть так называемый предел восприятия у любого ученика. Также есть предел, за который не может переступить учитель по части охвата аудитории во время занятий. Надо обладать большим мастерством и талантом, чтобы не упустить ни одного ребенка.
– В школе N1863 существуют кадетские классы, которые смело можно назвать вашим ноу-хау. Получается ли у вас воспитывать в ваших кадетах нормальных патриотов своей страны и одновременно учить их быть толерантными?
– Это весьма важный вопрос, потому что проблема нетерпимости является очень серьезной для современной России.
В кадетских классах обучение проходит с 9-го по 11-й класс. У них полный учебный день. Уроки они делают в школе после занятий. В учебной программе присутствуют даже танцы и рукопашный бой. В кадетских классах ученики гораздо быстрее взрослеют, чем их сверстники в обычных классах. Даже один учебный год очень сильно их меняет. Самодисциплина, работа, военная форма, летние лагеря. Ребята становятся более образованными, аккуратными и дисциплинированными. Кадеты, может быть, являются сегодня визитной карточкой нашей школы. Нашей стране сегодня нужны достойные офицеры и просто граждане. Я считаю, что эксперимент с кадетскими классами удался и его необходимо продолжать. В этом направлении очень важны педагогические кадры и материально-техническая база.
– Какими вы сегодня видите родителей своих учеников?
– Основная масса наших родителей – это мои сверстники, люди, родившиеся в 60-е годы. Сегодня очень серьезной проблемой в отношениях отцов и детей является то, что с каждым годом родители и дети все дальше удаляются друг от друга. Говорят, что потеряно одно поколение, перестроечное. Думаю, мы теряем еще одно: поколение детей родителей-потребителей. Тех родителей, которые во главу угла поставили чрезвычайно высокие требования к своим детям. Позиция “сам выплывет” не подходит для сегодняшнего опасного и переменчивого мира. Человек настолько слаб, что нельзя оставлять детей без тепла, заботы, внимания ни в первом, ни в десятом классе. Можно и нужно учить детей жизни, моделировать различные ситуации, но не пускать при этом воспитание на самотек. Мы не делаем мир лучше, если учим детей на плохих примерах в тяжелых условиях.
Ребенок, окруженный любовью, вниманием и заботой, за редким исключением может стать эгоистом, разгильдяем, преступником. Ведь он копирует поведение тех, кто находится с ним рядом. Если он умеет дружить, сострадать, помогать, отвечать за себя и свои поступки – это и есть внутренняя составляющая его достоинства.
Даниил ТУНИН
Комментарии