Учитель английского языка и победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России»-2021 в Тульской области Ольга Анатольевна Глаз со своими учениками разговаривает на одном языке, даже обсуждая вопросы психологии, они прекрасно понимают друг друга. Именно ребята рассказали своей учительнице, что такое синдром самозванца и надо ли с ним бороться.
Если просто и коротко, таким синдромом называют неумение человека принимать собственные заслуги и достижения. Ребята так и говорят своей учительнице: «Есть люди, которые в любой момент готовы себя похвалить и поставить себе в заслугу каждое достижение, а есть такие, как вы, которые, даже когда что-то получается, все равно уверены, что это произошло случайно. Свои успехи такие люди оправдывают удачей, попаданием в нужное время и место – чем угодно, только не собственными заслугами».
Ох уж эти американцы, чего только не придумают! В нашей культуре такой синдром давно известен, и никакая психология тут ни при чем. Подобные качества у нас называются скромностью и нежеланием кичиться своими заслугами. Думаю, ученики Ольги Анатольевны это понимают и любят свою учительницу в том числе за то, что у нее такие качества есть. Хотя, конечно, не упускают возможности порассуждать на трендовые темы, особенно старшеклассники.
Ольга Анатольевна говорит, что именно со старшими классами работает чаще всего. Даже вела для коллег методическую мастерскую «Современное поколение», на которой они обсуждали поколение Z и то, какими интересными сегодня растут ребята. По словам Ольги Глаз, ей очень нравится общаться с учениками на равных, и она не согласна с теми, кто говорит, что в таком случае дети будут плохо себя вести. Ведь, когда ты общаешься с ребятами на равных, ты принимаешь их такими, какие они есть, и стараешься применять демократический стиль общения. Но это совсем не означает, что не надо настаивать на своем и направлять в нужную сторону, наоборот, это необходимо делать, только не выпячивая этого.
– Я очень люблю своих учеников! – говорит Ольга Глаз. – Когда переписываемся с бывшими выпускниками, всегда хочется их увидеть и пообщаться. Наша школа особенная – чуть больше 200 учеников, классы маленькие – в этом году 10 человек, до этого бывало и 8, и даже 6 человек. И обучение получается домашнее, семейное не на словах, а на деле, когда мы знаем каждого ученика с детского сада, ведь все живем в одном поселке.
Английский начинается с песни
Действительно, в их поселке Ломинцевский Щекинского района Тульской области школа одна, хотя имеет номер 22 – в районе общая нумерация. Официально учебное заведение называется так: «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ломинцевская школа №22 имени Героя Советского Союза Василия Георгиевича Серегина». Здесь знают семью каждого – и ученика, и учителя, а также условия проживания, уровень благополучия, всех родственников и даже то, кто по утрам делает зарядку, а кто нет, село-то ведь небольшое.
Ольга Анатольевна здесь родилась и оканчивала эту же школу, поэтому привязанность и любовь к Ломинцевскому у нее огромная! Как и к учительской профессии. Папа работал электриком, мама по первому образованию гидрометеоролог, даже на Севере успела потрудиться. А потом вернулась в родные края, окончила педколледж и много лет проработала воспитателем. Ольга вспоминает, как маленькой постоянно была при маме в детском садике. А вечерами учила двух соседских мальчиков – играла с ними в школу и даже вела у них физкультуру! Поэтому теперь она с полной уверенностью говорит, что школа в ее жизни была всегда. А вот увлечение английским языком пришло со временем. Классе в седьмом они с подругами буквально влюбились в песни группы «Бэкстрит Бойз»! Одной из девочек родители купили кассету, которую слушали всей компанией и с магнитофона старались переводить тексты песен, постоянно останавливая запись, выхватывали из текста английские слова и в словаре искали перевод. Вот так, благодаря песням любимой группы девушка захотела понимать английский язык.
В десятом классе она решила изучать язык более серьезно и поступать на факультет иностранных языков. Как сама говорит, даже по тогдашним меркам для поступления на бюджетное отделение на английский начинать учить его в десятом классе – это поздно. Но девушка-то этого не знала, начала ездить к репетитору и поделилась своей мечтой с учительницей английского. Та очень удивилась: «Ты что, не понимаешь? Рассчитывай свои силы трезво, ты не сможешь поступить!»
Ольга говорит, что хорошо помнит то свое состояние обиды и бессилия, которое появилось после разговора. Поэтому сейчас, если кто-то высказывает желание учить английский для поступления, она всегда поддерживает и помогает. Говорит, что возможно все, только надо постараться и учить. Потом смотреть по первым тестам, если плохо, тут уже нужен серьезный разговор: или ты действительно стараешься и проявляешь усердие, или начинаешь мечтать о чем-то другом.
Учитель в 17 лет
Для нее самой первое поступление после окончания одиннадцатого класса оказалось неудачным. В тот год надо было сдать три экзамена на пятерки, Ольге это не удалось. Но слова той самой учительницы не оправдались, наоборот, директор школы предложила девушке поработать год учителем английского языка в 17 лет, без диплома. Положение было сложным, в сельской школе, как это часто бывает, не хватало учителя английского языка. А тут своя готовая выпускница, которая учила, старалась, ничего, что пока не получилось поступить, в следующий раз получится, зато есть кому с детьми заниматься. Вот так Ольга стала учителем в 17 лет! Ей дали второй класс, третий и даже восьмой, с ними она особенно стеснялась, ведь были почти ровесники, им по 14, ей 17! Зато она очень старалась и добросовестно проработала в школе год. Одна из родительниц тогда сказала, что Ольга Анатольевна давала ученикам даже больше, чем некоторые опытные учителя.
А как же она их тогда учила, был какой-нибудь принцип или методика? Оказалось, у юной девушки действительно был свой, очень здравый, подход к обучению: «Я старалась давать своим ученикам то, чего мне самой не хватало на уроках английского языка, когда я училась».
Через год она не пошла снова поступать в университет, говорит, видимо, сложилась какая-то демотивация. Но и раздумывать долго не стала, про свою профессию она уже все поняла и поступила в Тульский педагогический колледж. Говорит, сейчас счастлива оттого, что тогда приняла такое решение: «У меня были замечательные учителя! Уже на первом курсе мы узнали, что многие наши преподаватели были из педуниверситета. Но если в вузе некоторые предметы велись на русском языке, то в колледже на английском было все! Сначала было так сложно, что даже не верилось, что все это можно выучить и понять!»
Ольга вспоминает, как первые полгода ездила из Ломинцево в Тулу на самом раннем автобусе, садилась в 6.30, стараясь выбрать место, чтобы успеть и почитать, и поспать. Дорога занимала час. Читать надо было много: «В первом семестре 500 страниц в оригинале на английском! До сих пор помню». После учебы возвращалась в семь часов вечера, очень уставала. Часто приходилось ехать на перекладных или выходить из другого автобуса за два километра от села и идти пешком. Через полгода родители Ольги и ее подруги помогли девушкам снять в Туле комнату у одной бабушки. Стало намного легче.
Сейчас она ездит из Тулы в родной Ломинцевский полчаса на своей машине – недавно семьей купили в Туле квартиру. У них с мужем сын-пятиклассник и дочка-дошкольница. Переехали в основном из-за детей, потому что в большом городе больше возможностей. Дети активно занимаются спортом и музыкой. Но свою родную Ломинцевскую школу Ольга Анатольевна не бросает, ведет уроки в ней и еще в лицее в райцентре, в городе Щекино. И очень благодарит своих преподавателей из педагогического колледжа, говорит им большое спасибо! А еще своим коллегам из родной Ломинцевской школы – директору Антонине Семеновне Копыловой, ее заместителю Надежде Леонидовне Буровой, коллегам Надежде Александровне Ахромовой и Ольге Юрьевне Шайдт. Это они, а еще, конечно, любимые ученики помогали ей готовиться к конкурсу «Учитель года», поддерживали и болели за нее.
Тонкости перевода
Красный диплом об окончании колледжа позволил Ольге Анатольевне успешно поступить на третий курс заочного отделения Тульского государственного педагогического университета. Она училась и работала в вузе сначала методистом читального зала факультета иностранных языков, затем на подготовительном отделении, потом вела методику преподавания английского языка у студентов первого и второго курсов. Опыт получила немалый, но в итоге выбрала школу. Говорит, дети сейчас очень интересные, с ними никогда не соскучишься. Вспоминая, как нелегко было ей самой понять английский язык и начать на нем разговаривать, она старается учитывать тот личный опыт, обучая детей сегодня. Говорит, тогда, вслушиваясь в слова песен любимой музыкальной группы, она не понимала, что при переводе надо исходить из контекста и переводить сразу два-три слова, которые будут составлять локацию. Если переводить слова по отдельности, что-то понять очень сложно.
– Теперь я учу своих детей этим особенностям перевода. На уроках стараюсь использовать различные приемы, для того чтобы увлечь ребят изучением английского языка. В этом помогают интернет-ресурсы. Сейчас очень много сайтов, которые дают возможность сделать урок интереснее, красочнее. Использую наглядность, но не просто картинки, а презентации. Еще привлекаю ребят к участию в различных конкурсах, которых сейчас очень много, и ребята отзываются. Это положительно сказывается и на них самих – они раскрепощаются, и на учебе в целом. Я люблю давать на уроках песни, особенно для старшеклассников. Потому что в песнях прослеживается более современный язык. И это интересно ребятам, ведь они ценят свободное общение, а не заучивать какую-то сложную грамматическую структуру, возможно, уже даже устаревшую. Использую современные подкасты, когда, например, берут интервью у прохожих в Великобритании. Это тоже современный язык, он интересен ребятам, – рассказывает Ольга Анатольевна.
– Вы что-то стараетесь изменить в сравнении с тем, как вас учили?
– Нас раньше не учили говорению, не было необходимой коммуникации. Мы выполняли грамматические упражнения, переводили тексты, пересказывали. Поэтому сегодня после изучения каждой темы я стараюсь проработать ее в диалоге, отработать речь, говорение. Сажаю ребят в пары и группы, и они, опираясь на схемы, которые я им даю, ведут общую беседу. Еще мы часто делаем творческие проекты. Дети любят делать плакаты, сами находят информацию, наклеивают картинки, делают компьютерные презентации, даже снимают сами видеофильмы про свою школу и проговаривают текст на английском языке. Я стараюсь, чтобы финальным заданием был выход в речь. В английском языке есть такие понятия, как правильность и беглость речи. Если у вас есть правильность речи, с ней вы не всегда сможете прийти в магазин и попросить что-то по-английски. А если у вас нет языкового барьера, то есть присутствует беглость речи, то вы всегда сможете сформулировать свои вопросы, пусть даже с ошибками. Их потом можно исправить. Это я говорю и ребятам, главное, чтобы не было языкового барьера, чтобы не стеснялись говорить.
По мнению Ольги Анатольевны, главное, к чему должен стремиться учитель английского языка на уроке, – это индивидуальная работа с учеником, потому что необходимо каждому посмотреть в глаза, или, как говорят на английском, быть face to face. Поэтому так трудно изучать иностранный язык во время дистанта. С одной стороны, немало плюсов: мир развивается, и надо приспосабливаться, уметь пользоваться техникой, работать в Интернете. Но пока получается так, что детям в соцсетях хорошо общаться, а учиться там сложно, нужны учитель и живой урок, чтобы лицом к лицу, глаза в глаза.
Татьяна МАСЛИКОВА, Тульская область
Комментарии