search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века

Лицензированию не подлежит

Вплоть до настоящего времени в ряде субъектов РФ органы управления образованием и лицензирующие службы требуют от образовательных учреждений, ведущих данную деятельность, обязательного прохождения по ней процедуры лицензирования.
Приведем конкретные примеры требований обязательного лицензирования платных дополнительных образовательных услуг (на территориальном уровне).
В “Положении о платных образовательных услугах в сфере дошкольного и общего образования в муниципальных образовательных учреждениях города Курска” (утверждено постановлением администрации города Курска от 20 марта 2002 г. N 367) написано, что “муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги в соответствии с настоящим Положением, если оно имеет лицензию на те виды образовательной деятельности, которые будут оказываться им в качестве платных”.
В “Правилах оказания платных образовательных услуг муниципальными образовательными учреждениями Великого Новгорода” (утверждены решением городской Думы от 28 июня 2002 г. N 370) записано: “Предоставление платных образовательных услуг населению осуществляется образовательными учреждениями при наличии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности”.
В “Положении об оказании платных дополнительных образовательных услуг в муниципальных образовательных учреждениях города Екатеринбурга” (утверждено решением Екатеринбургской городской Думы от 25 декабря 2001 г. N 12/4) значится: “Образовательное учреждение имеет право на оказание соответствующих платных дополнительных образовательных услуг при наличии их перечня в уставе образовательного учреждения и наличии соответствующей лицензии”.
Число таких примеров, к сожалению, можно значительно умножить.
Между тем все это совершенно незаконно.
Закон Российской Федерации “Об образовании” не предусматривает обязательности наличия лицензии у общеобразовательных учреждений для реализации дополнительных образовательных программ различной направленности – за пределами основных образовательных программ, определяющих статус данных учреждений. В статье 26 “Дополнительное образование” закон говорит о “соответствующих лицензиях” лишь для образовательных учреждений дополнительного образования (ст. 26, п. 2). Аналогично и в статье 45 “Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений” не содержится требования наличия лицензии на оказание данными учреждениями соответствующих услуг.
Принятое Правительством Российской Федерации постановление “Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования” (от 5 июля 2001 г. N 505) требует от исполнителя, который в данном случае подпадает под категорию “государственные и муниципальные образовательные учреждения, которые оказывают потребителю платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами” (п.3а), лишь предоставлять потребителю информацию о наличии “лицензии на осуществление образовательной деятельности” (п. 8а и п.10б), а не лицензии на оказываемые дополнительные образовательные услуги.
Согласно “Положению о лицензировании образовательной деятельности”, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации (от 18 октября 2000 г. N 796), “Не подлежит лицензированию: образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации” (п. 2а).
Данный вопрос был детально рассмотрен на заседании министерского Координационного совета по обеспечению реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (прошедшего 24.12.2002 под председательством министра В.М.Филиппова). Как видно, уже на следующий день министр подписал письмо Минобразования России (N 31-52-122 от 25.12.2002), которое однозначно заключается фразой о том, что “деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежит лицензированию”.
Подчеркнем, что речь идет не о разрешительной норме для школ (“вы можете оказывать соответствующие платные услуги без лицензии”), но о запретительной норме для лицензирующих служб (“вы не имеете права лицензировать соответствующую деятельность школ”).

Анатолий ПИНСКИЙ,
советник министра образования РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте