search
main
0

Личный сайт учителя как платформа для организации смешанного обучения.

В настоящее время происходит быстрое развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий, что создает предпосылки для широкого использования электронного обучения в образовании и развитии новой технологии обучения – смешанного обучения.

Данная технология совмещает в себе лучшие аспекты и преимущества преподавания в школе, как в очном режиме, так и в дистанционном.

Учителю, который использует информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности, легко внедрить и технологию смешанного обучения.

Какие же условия способствуют успешной реализации  данной технологии?

Понятно, что необходимо компьютерное оборудование (в идеале 1 компьютер +1 ученик), отлично бы вписался мобильный класс, правильно выбранное программное обеспечение, качественные цифровые ресурсы, творчество и компетентность учителя.

Но как организовать образовательный процесс в мире электронной информации?

Нужна виртуальная платформа! Один из ее вариантов –  личный сайт учителя. Сайт – информационно-компьютерный проект, виртуальная площадка учебных практик по предмету, средство организации образовательного процесса.

Актуальность сайта определяется необходимостью создания современной образовательной среды с широкими возможностями, организации  управления системы смешанного обучения в школе.

Эффективность и практическая значимость данной платформы заключаются в систематизации и рациональной подаче всего учебного материала, перспективной наглядности, доступности ресурсов, что помогает оптимально регулировать учебный процесс.

Целевое назначение площадки – обеспечение обучающихся электронными образовательными  материалами для самостоятельной работы в любое время.

Незнающие пусть научатся,

а знающие вспомнят еще раз.

Античный афоризм

Общий обзор проблемы

Открыть собственную площадку в Интернете считается правилом хорошего тона. Сайт – визитка педагога, он помогает обмениваться опытом и организовывать совместную работу людей. На профессиональных конкурсах отслеживаются сайты участников.

Многие учителя имеют сайты, которые по содержанию можно разделить на три группы.

Сайты с чужим содержанием – авторы скачивают с разных сайтов файлы, в том числе авторские разработки, и без согласия владельца загружают на свой сайт. К сожалению, таких сайтов очень много в сети. Если у вас похожий сайт, то честнее размещать только ссылку на ресурс автора, а не сам ресурс.

Сайты – портфолио, такой сайт бесспорно необходим для учителя, но совсем необязательно для этого создавать свой сайт. Для размещения своего портфолио очень хорошо подходят Летопись.ру и его региональные собратья или сайт Банк Интернет портфолио, можно создать страничку на школьном сайте.

Авторские сайты имеют богатую библиотеку авторских разработок, которые интересны и полезны коллегам – таких сайтов мало. В последнее время многие учителя успешно начинают использовать свой сайт для работы со своими учениками. Вот такой тип сайта нужен для организации смешанного обучения.

Как создать сайт?

Вариантов много, можно с нуля создать сайт в HTML (универсальный язык, описывающий веб-страницы), но надо изучить язык и заняться программированием. Это долго.

Для создания сайта можно использовать специальные программы. Лучшая программа для создания сайтов, по мнению многих разработчиков сайтов, –  Dreamweaver. Но на её освоение надо время, а новичку требуется вариант  попроще. Быстро создаются сайты в конструкторе. Очень удачный  вариант: Конструктор школьных сайтов: http://www.edusite.ru/. Выгодно то, что сайт хранится на компьютере, после редактирования публикуется в Интернете. Конечно, и эта возможность – для более продвинутых пользователей.

Самый простой способ создания сайта – с помощью визуального редактора на основе готовых шаблонов с бесплатным предоставлением хостинга. Специальные сервисы позволяют создать полноценный сайт буквально несколькими кликами.

Даже в самом простом варианте создания сайта необходимо понимать некоторые термины. Например, доменное имя, хостинг, сервер. Доменное имя или домен – символьное имя, под которым сайт будет известен в сети. Получить его можно либо купив у регистратора, либо бесплатно, но в виде поддомена от одного из бесплатных хостингов. Хостинг – услуга размещения сайта на серверах, имеющих выход в Интернет. Конечно, платный хостинг и купленное доменное имя дают больше возможностей для развития и безопасности сайта. Владельцы хостинга для заработка размещают рекламу. Сразу надо определиться, что для образования детей присутствие рекламы недопустимо.

Итак, какой конструктор сайтов выбрать? Идеальных решений нет. Для начала нужно определиться, каким вы хотите видеть сайт и какие конструкторы сайтов смогут предоставить наиболее ценные преимущества, имея при этом незначительные недостатки. Вот примеры популярных хостингов: Ucoz,  Setup, Fo,  Nethouse,  Umi, A5, Okis, Wix, Jimdo, Google. Для работе с каждым из них в Интернете есть инструкции и видеоуроки. Сравнивая преимущества и недостатки наиболее востребованных конструкторов, можно определиться с выбором (Таблица 1).

Сравнение популярных хостингов для конструирования сайтов

Таблица 1.

Преимущества

Недостатки

Солидный зарубежный проект, предоставляет богатейший инструментарий для создания действительно красивых и функциональных сайтов, более 1000 шаблонов, создание сайтов на flash.  Интерфейс мощный и удобный. Очень гибкие и разнообразные настройки. Практически каждое действие новичка здесь сопровождается подробными подсказками, появляющимися при использовании тех или иных инструментов. Хорошо индексируются поисковыми системами. Отзывчивая техподдержка. Возможность переноса сайта на свой хостинг, но при условии покупки Премиум-аккаунта.

Бесплатное доменное имя длинное. Шаблон сайта менять нельзя. В бесплатной версии медленно работает на стадии конструирования.

Один из самых популярных в своей области, позволяет создавать сайты различной сложности. 120 шаблонов в разных категориях, расширенные функциональные возможности. Для продвинутых пользователей Jimdo предлагает доступ к CSS и HTML. Предусматривает подключение разнообразных модулей: видео, изображений, таблиц, текста и многого другого. Прост и удобен в управлении. Материал автоматически выстраивается аккуратно.

Тарифные планы. Невозможность привязать собственное доменное имя, отказаться от рассылки новостей.

Один из самых известных и старых сервисов в рунете, хотя с противоречивой репутацией. Подойдёт для создания практически любого сайта. По сравнению со многими другими конструкторами обладает более богатым функционалом, поэтому требует определённой степени осведомлённости для использования. Обилие возможностей и настроек. Постепенно растущий объём дискового пространства. Доступность техподдержки.

Огромный рекламный баннер (для школ можно отключить). Конструктор будет сложным для новичков. Невозможность полного переноса сайта на другой хостинг. Иногда администрация банит сайты без возможности восстановления, обжалованию не подлежит. Безынтересные  бесплатные шаблоны.

Google Sites понятны и дружелюбны для новичков. На свой сайт можно загрузить любой текст, таблицу, презентацию или форму опроса используя Google Docs, видеоролики из YouTube, легко размещать календарь и карты Google, а также использовать большое количество готовых гаджетов из iGoogle.

Присутствуют настройки доступа и совместного использования информации.

Длинное доменное имя. Ограничения на размер сайта – 100 МБ.

Таким образом, любой желающий учитель может создать хороший сайт, без знания языков программирования, выбрав подходящий конструктор.

Разработка сайта

Для воплощения идеи создания обучающей платформы после выбора хостинга и домена сайта обязательно нужно очень тщательно и детально продумать концепцию и структуру сайта, позаботиться о качественном контенте (содержании). Дизайн можно менять в процессе работы сайта, он не принципиален. Что же касается структуры, меню, навигации сайта – это должно быть понятным и очень удобным. Доступ к информации должен быть быстрым. Есть правило хорошего сайта: «Любая информация за три клика». Конечно, необходимо обращать внимание  на грамматику и стиль текста.

После создания сайта работа только начинается. Сайт не должен оставаться статичным, сообщая только о своем существовании. Теперь он – средство достижения поставленных целей и задач; должен быть динамичным и результативным, его необходимо обновлять и пополнять новой информацией. Если сайт будет интерактивным, то можно говорить о возможности управления образовательным процессом. Интерактивности можно добиться, установив форму обратной связи, форум, блок комментариев, блог, онлайн связь через «скайп». На страницы, предназначенные для конфиденциальной информации, можно установить пароль.

Вот основные рекомендации, способствующие грамотной организации работы сайта.

Интеграция сайта с другими сервисами

Понятно, что сайт имеет определенный вес и небольшое пространство для размещаемых на сайте файлов. Чтобы на сайте был доступ к большему количеству разных материалов, необходимы новые возможности. И эти возможности предоставляют облачные средства, на которых можно размещать и хранить собственные материалы. Так, например, файлы можно загрузить на Dropbox (Дропбокс), а из него загружать на сайт. На хостинге Jimdo при загрузке фотографий, документов во всплывающем окне предлагается выбрать файлы, как на собственном компьютере, так и в Dropbox. Интересно, что при регистрации сразу доступно 2 Гб бесплатно, а распространяя свою рефссылку среди друзей, можно бесплатно получить в Дропбоксе до 16 Гб места.

Совершенно уникальный сервис Google Drive, его удобно использовать для резервного копирования важной информации. Можно добавить папку в архив .zip или .rar с паролем, и загрузить в сервис Google Диск. Теперь, даже если возникнут проблемы с компьютером, выйдет из строя жесткий диск или операционная система, важные данные не пропадут. Бесплатного объема в 5 Гигабайт хватает для большинства задач.

Бесплатный онлайн сервис Google Docs позволяет создавать текстовые документы, таблицы и презентации в собственном формате от Google. Существует возможность экспорта документов в основные форматы Microsoft Office, a также можно просматривать документы, созданные в таких популярных программах, как Word, Excel и PowerPoint. Имея аккаунт на Google, можно создавать перечисленные документы и размещать на них ссылки на собственном сайте. По установленным ссылкам документы можно скачивать, просматривать в онлайн режиме. И если к ним разрешен совместный доступ, то возможно коллективное редактирование указанных документов. Например, это полезно при регистрации на какой-либо семинар или проект. Очень полезным является сервис Google Календарь, в котором удобно организованно планирование текущих задач, синхронизация с мобильными устройствами и календарями других пользователей.

Необходимый сервис для работы с картами – Google Maps. На карте можно прокладывать маршруты и обозначать географические объекты, прикреплять фотографии и описание изучаемых объектов, обозначать ареалы исследуемых территорий. Можно копировать востребованные территории в увеличенном виде. Обработанные карты возможно внедрить на страницы сайта. Сервис постоянно развивается и совершенствуется. Можно сохранять локации и планировать маршруты в картах Google.

Сервис видеохостинга Youtube так же отлично интегрируется с личным сайтом. На страницы личного сайта легко внедряется видеоматериал Youtube в виде кода или ссылки. Если на сайт внедрить код видео, то при открытии страницы возможен просмотр установленного видео.  Отлично, если автор видеоматериала и сайта один и тот же. Размещенная  ссылка на видео приведет на  Youtube, где так же откроется доступ к просмотру. На данном видеохостинге автор может создать собственный профиль и разместить коллекцию образовательных видеоматериалов.

Хостинг фотографий Picasa предоставляет возможность загружать и редактировать свои фотографии, создавать фотоальбомы, а на страницах сайта открывать их с помощью ссылок. Популярный фотохостинг «Яндекс. Фотки»,  Photobucket также по ссылкам открывает доступ к просмотру и скачиванию альбомов. Конечно, в самих конструкторах предусмотрены функции создания фотоальбомов, и даже в режиме флеш, но речь идет о способах увеличения объема для бесплатного размещения информации.

Необходимо отметить: для  эффективной работы с облачными сервисами Google достаточно завести почтовый ящик на почте Gmail; поставить на компьютер браузер Google Chrome, который можно настроить под поставленные задачи  благодаря огромному количеству расширений.

Замечательный вариант, обеспечивающий интерактивность сайта учителя, – присоединение его к единой образовательной сети России Дневник.ру. В сети можно прописывать и выдавать домашние задания в соответствии с размещенными  материалами на личном сайте.

Описанные популярные сервисы помогут учителю добиться эффективной организации   работы сайта в смешанном обучении. (Схема 1).

Интеграция личного сайта с внешними ресурсами

Структура и содержание сайта

Создав сайт, учитель получает собственное информационное поле, на котором начинает выстраивать свою образовательную стратегию. Все, что не помещалось на стене в кабинете, –  методические материалы, спрятанные в папках, мультимедийные разработки  и многое другое – можно закрепить на страницах сайта. Чтобы доступ к информации был удобным, необходимо ее правильно структурировать. Структура отражается в меню. Кроме того, если материал упоминается на других страницах, то на него нужно установить активную ссылку. Удобная навигация ускорит работу с сайтом.

Разделы меню, как правило, соответствуют всем важным компонентам учебного процесса. Основные разделы меню: уроки, критерии оценок, оборудование, словари, справочники, методы работы (например, «Как написать доклад»), видео, олимпиада, тесты,  ЕГЭ,  ГИА,  внеурочная деятельность.  Конечно, большинство материалов должно формироваться по классам. Чтобы не загромождать информацией страницу, классы должны быть видны в меню при открытии нужного раздела, а темы – после выбора класса. Номера уроков с содержанием  одной темы желательно разместить на одной странице. Возможное содержание урока следующее: тема, домашнее задание, прикрепленный содержательный модуль урока. В модуле урока может быть текст, презентация, тест, шаблон, план, образец выполнения задания. Очень актуальны Интернет-уроки при использовании модели «Перевернутый класс». Можно записать собственный урок и поместить его на Youtube, указав ссылку. Более того, систематизированный материал к уроку удобно использовать на самом уроке, если в школьном кабинете подключен Интернет. Тогда не нужны дополнительные маневры в классе при распределении информации по ПК, например, при использовании модели урока «Смена рабочих зон» или «Автономная группа».

На основе авторского сайта учитель сам может создать веб-учебник или  виртуальное учебное пособие.

Будучи самостоятельным цифровым ресурсом, сайт играет роль сервера для хранения электронных ресурсов. Какие же ресурсы можно прикрепить к сайту?

Во-первых, авторские ресурсы –   интерактивные пособия, презентации, тесты, модули, динамические модели, задания во флеш, созданные с помощью специальных программ.

Во-вторых, электронные учебники, электронные карты, в т. ч. анимированные, образовательные сайты («Интернет – уроки»,  «Единая коллекция ЦОР»).  На них устанавливаются активные ссылки в контексте задания.

В-третьих,  серверы WEB 2.0. Это название  современной концепции развития Интернет, принципиальным отличием которой является возможность ориентировать содержимое Интернета на любого пользователя. По сути, это облачные сервисы, которые упоминались выше. Они могут помогать в создании и хранении электронных ресурсов.

Представленные разнообразные ресурсы, несомненно, обогатят работу учительского сайта.

Планирование и проведение уроков

На первом месте всегда должна

быть педагогическая технология.

Е. А. Ямбург

В технологии смешанного обучения выделяют различные направления и модели. Наиболее эффективны в системе образования средней школы модели группы «Ротация»: «Автономная группа», «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон», «Личный выбор». Учителю всегда проще сочетать разные модели описываемой технологии. В любой модели смешанного обучения предусмотрена работа ученика с электронным ресурсом, и в любом случае в основе работы с электронным ресурсом должна лежать педагогическая технология. Если учитель демонстрирует презентацию на интерактивной доске, то это всего лишь репродуктивно-иллюстративное обучение, т.е. традиционное с использованием ИКТ. Работая с заданиями по теме, ученик сам выполняет поставленные задачи и создает презентацию – это современный деятельностный подход, который   сформирует универсальные учебные действия. Данный подход отлично обеспечивает смешанное обучение, сочетая в себе разные педагогические технологии. Важно строго регламентировать этапы урока, с целью здоровьесбережения ограничивать время работы учеников за компьютером, меняя виды деятельности, больше уделяя времени обсуждениям, диалогам, семинарам, где отрабатываются умения формулировать мысли и выражать собственную позицию, моделировать ситуацию, реконструировать событие, интерпретировать информацию; практикумам и тренингам, где закрепляются новые навыки и приобретаются умения разрешать проблемы в новых ситуациях, в т.ч. решать задания ЕГЭ.

Именно модели смешанного обучения позволяют оптимизировать процесс обучения и высвобождать время для разных видов деятельности. Подобное обучение предусматривает большое количество ресурсов и прописанных алгоритмов к выполнению заданий, примеры задач и образцы их выполнения. Прикрепленные к сайту интерактивные тесты социальной сети Дневник.ру или сайтов «Решу ЕГЭ», «Образовательные тесты», «Onlain Test Pad» помогут проверить и скорректировать текущие и итоговые результаты. Автоматическое сохранение результатов позволит сформировать портфолио учебных достижений.

Систематизированное облако информации на сайте учителя выступает как средство организации обучения. Регулируя данный процесс и определяя поле деятельности каждого ученика, учитель персонифицирует процесс обучения, выстраивает индивидуальную траекторию развития ученика.

Таким образом, личный сайт  – это та информационная площадка, которая:

– интегрирует педагогические и компьютерные технологии;

– помогает организовать работу учащихся в дистанционном режиме как  на уроке в школе, так и при выполнении домашнего задания;

– способствует  повышению интереса школьников к обучению.

Выбрав среди большого разнообразия бесплатных хостингов и сервисов, учитель сам создает свой сайт, размещая на нем учебный материал, прикрепляя интерактивные модули, используя внешние ресурсы. В результате он имеет не только площадку для реализации разных моделей смешанного обучения, но и повышает ИКТ-компетентность, учится ориентироваться в разных видах программного обеспечения, в сервисах, которые довольно быстро обновляются и улучшаются.

Наполняя сайт учебным материалом, учитель познаёт новые программы и технологии для работы с текстом (Ms Word), таблицами (Ms Excel), презентациями (PowerPoint), анимацией (Adobe Flash).

Управляя систематизированной информацией на личном сайте, легко реализовывать разные модели смешанного обучения, эффективно организовывая образовательный процесс.

Задачи смешанного обучения соответствуют требованиям ФГОС по целевым установкам к новому образованию и ИКТ-компетентности участников учебного процесса. Поэтому личный сайт учителя – отличная возможность оптимально реализовать данные требования.

Интернет – ресурсы

1.      Безногова О.Н  Личный сайт. География и ИКТ. http://bongeo.ru/

2.      Гаврилов Сергей. Обзор конструкторов сайтов. http://site builders.ru/board/obzory/konstruktor_sajtov_jimdo/1-1-0-8

3.      Все о веб-дизайне. http://wseweb.ru/index.htm

4.      Википедия. Сайты Гугл. http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Sites

5.      Иванов Александр. Блог. http://www.runcms.org/

6.      Облачные сервисы Google  http://www.itcoach.ru/google-cloud-services/

7.      Пурикова М.Н. Личный сайт. Школьная география.  http://geokam.jimdo.com/

8.      Сайтостроение от А до Я.  http://www.internet-technologies.ru/news/

Марина Пурикова, учитель географии средней школы № 10 города Каменска-Шахтинского Ростовской области

Прим. редакции: Опыт учителей Ростовской области в области реализации проекта «Смешанное обучение» вы можете найти также в №43 «Учительской газеты» от 18 ноября 2014 года, в рубрике “Методическая кухня”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте