Цель моей работы – поиск новых форм и методов реализации индивидуального подхода к каждому ученику на уроке химии, методических приемов, которые позволят не только разнообразить процесс усвоения знаний, но и рекомендовать школьнику индивидуальную программу обучения в зависимости от его интересов, склонностей, способностей, продуктивности работы.
Применяю также познавательные задачи, для решения которых необходим поиск дополнительной информации, использование приемов творческого мышления и методов научного познания. Считаю эти задачи очень важными еще и потому, что они имеют практическое содержание, прикладной характер.
В реализации данной концепции помогают следующие принципы:
-гуманизация и гуманитаризация образования;
-опора на личностный опыт школьника;
-учет и развитие индивидуальности ученика (его интересов, склонностей и -возможностей);
-посильные трудности;
-самостоятельность;
-положительный эмоциональный фон;
-ориентация на процесс.
Обычно я предлагаю школьникам небольшой объем интересного дополнительного материала, не требующего специальных знаний для его усвоения. Такой подход приводит к развитию у учащихся способности мыслить нестандартно. Удивление, вызванное новым и на первый взгляд непонятным, и последующее чувство удовлетворения от выполненного сложного задания… Что может быть приятнее и для учителя, и для ученика? Очень важно, чтобы полученные химические знания были связаны с повседневной жизнью. Интересный бытовой химический пример может изменить стереотипность поведения отдельных учеников и из пассивных слушателей сделать их на какой-то момент активными участниками урока. Использование на уроках литературных произведений кроме эмоционального воздействия помогает реализовать связь науки с практикой, с повседневной жизнью. Даже единичные фрагменты из литературных произведений, прочитанные на уроке химии, несут обучающую нагрузку и развивают творческий потенциал учащихся. Даже самые непоседливые затихают, в глазах даже самых безразличных появляется огонек интереса, когда слышат:
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
А. Ахматова
И квакуши, как шарики ртути,
Голосами сцепляются в шар.
О. Мандельштам
Когда под утро, точно магний,
Бледнеют лица в зеркалах.
А. Вознесенский
Создавая такие яркие образы, авторы сумели выразить химическую сущность явлений. В чем она? Какие химические свойства лежат в основе поэтических картин? Такой методический прием не только вызывает интерес к изучаемой теме, повышает уровень усвоения и запоминания материала за счет эмоциональной реакции и образования стойки ассоциативных связей, но и, по выражению М. Бахтина, «приобщает ученика к жизни в культуре».
Встреча на уроке с любимыми книгами, рассмотрение происходящих в них событий в новом, неожиданном для учащихся ракурсе предоставляет учителю немалые возможности для эстетического и нравственного воспитания школьников. На уроке «Производство стали» читаю отрывок из поэмы Ю. Кузнецова «Стальной Егорий», в котором описывается, как в древности получали особую прочную сталь:
Мне приснилась иная печаль
Про седую дамасскую сталь.
Я увидел, как сталь закалялась,
Как из юных рабов одного
Выбирали, кормили его,
Чтобы плоть его сил
набиралась.
Выжидали положенный срок,
А потом раскаленный клинок
В мускулистую плоть погружали.
Вынимали готовый клинок.
Крепче стали не ведал Восток,
Крепче стали и горше печали.
Учащиеся узнают о диких, жестоких нравах, характерных для рабовладельческого общества. Конечно, этот методический прием, как и другие, не универсален, не терпит постоянства и однообразия применения, и использовать его нужно органично, во взаимосвязи с другими приемами и методами, хотя сфера использования художественной литературы на уроке химии безгранична. Отрывки и примеры из литературных произведений, содержащие интересные описания тех или иных химических явлений, физических и химических свойств различных веществ и их применения в самых необычных ситуациях, могут быть приведены в качестве иллюстративного материала при изучении новой темы, при закреплении пройденного материала, при опросе.
Очень важно, чтобы материал урока был связан с конкретным жизненным опытом учащихся. Приведу несколько заданий, в которых идет речь о химических веществах, используемых в быту. На одном из обобщающих уроков по органической химии рассказываю:
«Герой одного научно-фантастического рассказа В. Котя – профессор, страстью которого было получение органического сырья из неорганического. Он продавал свои секреты фирме «Карбон унд Вассер», которая, как явствует из ее названия, для всех своих производств использовала в качестве исходного сырья только уголь и воду. Данное увлечение развилось у ученого еще в студенческие годы, когда преподаватель органической химии истязал своих учеников задачами на получение органических веществ из минерального сырья».
После этого предлагаю задания, чтобы выяснить, как это происходит:
1. Без полиэтилена в быту не обойтись. Как получить его из неорганического сырья?
2. В аптечке в пузырьке из темного стекла с этикеткой «Эфир для наркоза» притаился диэтиловый эфир. Как получить это вещество из неорганического сырья?
3. На кухне в шкафу стоит бутылочка с грушевой эссенцией, которую добавляют в сладкое тесто для запаха (по своей химической природе это этиловый эфир уксусной кислоты). Как получить это вещество из неорганического сырья?
4. В холодильнике по трубкам циркулирует фреон – это дифтордихлорметан. Как получить это вещество из неорганического сырья?
Такие задания учащиеся выполняют куда охотнее, чем традиционные и привычные им генетические цепочки превращений, и, как правило, с хорошим результатом. Такая деятельность поддерживает познавательный интерес учащихся, вызывает у них чувство успеха.
Чувство уверенности в себе может быть достигнуто только тогда, когда в ходе урока ученик не боится ошибиться, учитель не наказывает за неправильные ответы. Я привлекаю к работе всех учеников класса – и «сильных», и «слабых».
Также считаю очень важным использование на уроках дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания, или те задания, которые он может выполнить без боязни ошибиться. Речь идет не о том, чтобы просто делить класс на сильных и слабых. Можно предлагать задания по трем уровням дифференциации: задания нормального уровня, задания компетентного уровня, задания творческого уровня. Можно давать задания, расположив их в порядке нарастания сложности. А иногда достаточно просто сформулировать вопрос так, что сама его формулировка предполагает дифференциацию.
Например: имея в своем распоряжении только воду, мел и поваренную соль, получить максимальное число неорганических веществ в чистом виде (выбор процессов не ограничен).
За такое задание возьмется любой учащийся класса, но результат будет различный. Один составит уравнения реакций получения двух-трех веществ, а другой – более пяти.
Чтобы сделать обстановку в классе комфортной для каждого, привлечь всех к работе, применяю следующий прием. Например, необходимо определить степени окисления элементов в соединениях. На доске – формулы веществ. Ученики, выходя к доске по очереди, определяют степень окисления элементов в любой формуле, которая привлекает их в данной момент. Такой нехитрый прием снимает напряженность на уроке, боязнь выходить к доске, оказаться в неловком положении перед классом, если задание будет выполнено неверно.
Учитель должен знать и учитывать, какими способами учебной работы владеет ученик. Вне этого организовать работу по усвоению знаний невозможно. Можно предлагать разнообразные приемы работы с учебным текстом, организуя, например, самостоятельную познавательную деятельность каждого учащегося на этапе усвоения нового материала. Самостоятельная работа по усвоению новых знаний может быть использована при изучении различного по характеру материала. Для учащихся необходимо определить круг вопросов для самостоятельного изучения, структуру знаний, логику научного познания, объем и взаимосвязь элементов знания.
Так, на уроке «Ацетилен. Строение и свойства» учащиеся получают инструкции, которые помогают рационально организовать свой труд при самостоятельной работе по изучению нового материала. Инструкции предполагают и чтение текста, и составление шаростержневых моделей молекул, заполнение таблицы, составление уравнений реакций, т.е. учтены многие способы и приемы учебной деятельности. Такая работа способствует развитию умений учиться и самостоятельно приобретать новые знания.
Ненавязчиво, порой незаметно для школьников, учу их работать со справочной литературой. Например, в теме «Жиры» говорю о том, что жидкие жиры (масла) имеют растительное происхождение. Семена подсолнечника содержат подсолнечное масло, льна – льняное и т.д. И каждый год у учащихся возникает вопрос: «А касторовое масло?». Ответ на этот вопрос ребята обязательно найдут, т.к. это заинтересовало многих. Они обратятся к энциклопедической литературе и выяснят, что касторовое масло получают из семян клещевины – древовидных растений семейства молочайных. Так же ребята узнают, почему уксусная или капроновая кислота так называются или как называются алканы, в которых атомов углерода больше десяти.
Приведу лишь некоторые приемы запоминания, которыми пользуюсь на уроках.
Стихотворные:
– Об изменении цвета индикаторов в различных средах:
Фенолфталеин:
Попасть в кислоту – есть ли горше удача?
Но он перетерпит без вздохов, без плача.
Зато в щелочах у фенолфталеина
Начнется не жизнь, а сплошная малина!
Метилоранж:
От щелочи я желт, как в лихорадке.
Краснею от кислот, как от стыда.
Но я бросаюсь в воду без оглядки –
И здесь уж не заест меня среда!
Лакмус:
Лакмус в кислоту попал,
Цвета красного он стал.
Ну а в щелочь окунулся,
Синим цветом обернулся.
(Последнее четверостишие написано Екатериной Лазаревой, сейчас уже одиннадцатиклассницей).
– О положении металлов в ряду напряжений:
Калий, барий, кальций, натрий
Страхом от воды объяты.
Магний, алюминий, цинк –
Все в скафандрах. Молодцы.
Вот железо и свинец
Появились наконец.
И ушли за водород
Медь, и ртуть, и серебро.
Или другие правила запоминания:
– пальмитиновая кислота содержит пятнадцать атомов углерода, а стеариновая – семнадцать;
– окисление – отдача электронов;
– орто-положение – около, пара – против и т.д.
А вот понимание – это процесс, куда всегда включается личностное преобразование заданного материала на основе субъектного опыта. Преодолевать стереотипы, возникающие при обучении, переосмысливать имеющиеся знания и границы их применения, генерировать идеи, критически оценивать перспективность каждой из них – все это может быть реализовано учащимися в процессе выполнения творческих задач. Эти задачи должны быть нетрадиционны (у учащихся нет алгоритма их решения), а не просто связаны с программой основного курса, временем занятий, уровнем знаний химии и смежных дисциплин.
С точки зрения психологии и педагогики творческой деятельности отбор таких задач проводят на основании следующих критериев:
1. Некоторая размытость в формулировке условия. При решении задачи учащиеся зачастую должны сами выделить суть проблемы, и процесс ее выявления требует от них творчества.
2. Многоплановость решения. В задаче имеются сложные взаимосвязи компонентов. Глубина понимания их сущности во многом определяет уровень предложений учащихся.
3. Многовариантность решения.
4. Многоуровневость решения. Задача может быть решена на различном уровне сложности или проблемности. Первый уровень – поверхностное решение, т.е. то, которое просматривается сразу из условия. Следующие уровни требуют от учащихся большего интеллектуального усилия, и в зависимости от их способностей они находят то или иное решение задачи.
5. Полипредметность содержания. Для решения задачи требуются знания не только химии, но и смежных дисциплин.
Творческие задачи должны быть сформулированы в контексте жизни, связаны с историческими событиями, непосредственными интересами учеников, занимательными фактами. У школьников должно возникнуть желание работать над проблемой, иначе творческий процесс невозможен.
Задача 1. Прочитайте сказку «Василиса Прекрасная». Нет ли в ней проблем, с которыми часто сталкиваются химики? Если да, то попытайтесь четко сформулировать их и предложите решения.
Эта задача на первый взгляд очень проста. С ней справляются многие учащиеся, если предложить ее в 8-м классе сразу после изучения темы «Чистые вещества и смеси». Ведь искомая проблема содержится в задании Бабы Яги Василисе – отделить рожь от чернушки и мак от земли. Героине сказки помогли голуби, учащиеся должны предложить способы разделения, основанные на различных физических свойствах компонентов смеси. Если эту же задачу дать существенно позже, то для тех ребят, кто не имеет глубоких знаний, задача окажется творческой, она вызовет у них большое интеллектуальное напряжение, а успешное решение – эмоциональный подъем и удовлетворение.
Задача 2. Если верить легенде, Черное море получило свое название из-за почернения опускаемых в его пучину серебряных предметов. Действительно, начиная с глубин в несколько десятков метров и кончая самым дном, его вода содержит сероводород – продукт жизнедеятельности микроорганизмов. В этой зоне не могут жить растения, рыбы и морские животные, здесь царят вечно разложение и смерть.
Последние десятилетия сероводородная зона медленно поднимается к поверхности. Если этот процесс не прекратится, то настанет время, когда Черное море станет безжизненным. Предложите пути сдерживания наступления сероводорода.
Учащиеся предлагают много вариантов решений: нейтрализация, окисление сероводорода, осаждение солями тяжелых металлов. Но последующее обсуждение показывает, что предложенные варианты решения проблемы не лишены недостатков. Например, обработка Черного моря солями тяжелых металлов немыслима с экономической точки зрения и привела бы к экологической катастрофе.
Эти задания очень эффективны для развития творческих способностей учащихся, но, к большому сожалению, такие задачи очень редко встречаются в дидактическом материале,
Применяю также познавательные задачи, для решения которых необходим поиск дополнительной информации, использование приемов творческого мышления и методов научного познания. Считаю эти задачи очень важными еще и потому, что они имеют практическое содержание, прикладной характер. Например:
1. Почему в районах выпадения кислотных дождей снижается численность птиц? Что вы об этом думаете?
2. Задача-ловушка: что тяжелее: 1 литр сухого воздуха или 1 литр влажного, если они находятся при одинаковой температуре и одинаковом давлении? Ответ обоснуйте.
3. Шестиатомный спирт сорбит применяется для лечения сахарного диабета. Получите его из карбоната магния.
4. Разработайте проект технологической установки для производства серной кислоты, используя в качестве исходного сырья самородную серу.
5. Проанализируйте химические производства, встречающиеся в романе Жюля Верна «Таинственный остров».
6. Принцип Ле Шателье определяет направление смещения химического равновесия обратимой реакции. Его используют для того, чтобы подобрать условия, увеличивающие выход необходимого продукта. В человеческом организме протекают биохимические процессы (реакции), которые также могут регулироваться по этому принципу. Приведите примеры.
Межпредметные связи химии с математикой, физикой, биологией и другими естественно-математическими дисциплинами стали привычными на моих уроках. А такая форма работы, как написание химического сочинения или химической сказки, способствует расширению связей химии с русским языком и литературой. Это добровольно выполняемые задания, которые я предлагаю после окончания изучения темы. Работы всегда зачитываются в классе, оппонентом при их обсуждении может быть каждый желающий. Иногда появляются стихотворные произведения. Очень нравится учащимся составлять кроссворды, а также отгадывать их. Поиск и воссоздание слов в кроссворде осуществляется на основе заданных ориентиров и «перебора» ранее усвоенных знаний, учит прогнозировать, предвидеть, а прогноз лежит в основе любой творческой деятельности.
Особо следует сказать о такой долгосрочной творческой работе, как написание рефератов. Я считаю, что рефераты школьников не должны превращаться в формальную иллюстрацию дополнительными сведениями изучаемого учебного материала, а также в доступное средство получения хороших отметок. Такие рефераты не приносят никакой пользы учащемуся и приводят к неразумной трате его сил и времени. Для ученика написание реферата должно стать событием, к которому следует готовиться серьезно и обстоятельно, примерно так, как готовятся взрослые к защите своих дипломов, проектов, диссертаций. Для этого нужны обширные знания по выбранной теме, желание довести начатую работу до конца и сделать ее интересной для других, умение защитить свою точку зрения. Только в этом случае реферат может стать результатом глубокого изучения интересующего вопроса, как бы небольшим исследованием. Защита реферата может быть одной из форм итоговой аттестации по химии. Целенаправленная работа с теми учащимися, которые окончательно утвердились в своем желании подготовить реферат, ведется в 10-11-м классах. Им оказывается помощь в выборе темы, даются рекомендации к составлению плана работы, выбору литературы, оформлению. Приведу несколько тем рефератов, предлагаемых учащимся: «Химические сюжеты в произведениях художественной литературы и их научная состоятельность», «Химические ошибки в произведениях научной фантастики и детективного жанра», «Химия и экология» (работа-исследование), «Химия в промышленности» (на местном материале), «Химия в медицине» и т.д. При подготовке рефератов учащиеся совершенствуют свои умения работать с литературой, устанавливать межпредметные связи, рассуждать, сравнивать, обобщать, высказывать свою точку зрения, делать выводы.
Создавая условия для проявления познавательной активности учащихся, очень важно учителю не только тщательно и продуманно работать над содержанием учебного материала, но и не меньше внимания уделять форме учебных занятий. В зависимости от дидактических целей стараюсь делать их разнообразными. Работа учителя – бесконечный поиск. То, что вчера считалось новым, сегодня уже не отвечает требованиям современного урока. Поэтому приходится из бесконечного множества методов и приемов, форм и средств обучения выбирать оптимальные для определенного класса. Если в одном классе новый материал изучается лекционно, то в другом более целесообразным является проведение лекций-бесед с использованием опорных знаний учащихся, а в третьем необходимо организовать исследовательскую работу. Уроки-лекции, семинары, экскурсии, консультации, практикумы, деловые игры, уроки-зачеты, конференции, а также их разнообразные комбинации – это те формы, которые применяю для реализации поставленных дидактических задач.
Фронтальные и групповые формы познавательной деятельности учащихся необходимы не менее, чем организация индивидуальной работы с каждым учеником. На таких уроках школа получает возможность формировать у учащихся такие качества, как коллективизм, ответственность в учебной работе, заинтересованность каждого ученика в работе класса. Групповая форма чрезвычайно эффективна для формирования навыков самоорганизации самостоятельной познавательной деятельности. Класс, как правило, разделяется на 5-6 групп, и эти учебные группы под руководством учеников-консультантов, назначенных учителем, выполняют соответствующие задания. Учитель осуществляет общий контроль за работой групп, оказывает им оперативную помощь, корректирует их действия.
Считаю целесообразным работу в группах при подготовке и проведении ролевых игр. Так, при проведении деловой игры по теме «Размещение предприятий по производству серной кислоты» работали три основные группы проектировщиков, которые разрабатывали технологию получения серной кислоты из пирита, серы, отходящих газов цветной металлургии, соответственно и в зависимости от выбранного сырья должны были предложить месторасположение завода по ее производству. В процессе игры в роли конкретных специалистов: конструкторов, технологов, экономистов, экологов и др. – учащиеся знакомятся с содержанием и общественно полезным значением труда представителей различных профессий, учатся самостоятельно применять знания в различных ситуациях и использовать в поисках решений комплекс знаний по химии, физике, биологии, географии. У них формируются важные в воспитательном отношении гражданские качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются и интеллектуальные умения и способности (анализировать различные варианты и точки зрения, применять всесторонний подход к обсуждению явления, сравнивать и обобщать факты).
Наталья Снигирева, учитель химии СШ № 43 г. Воронежа, учитель года Воронежской области-2004
Комментарии