search
main
0

Личное мнение. Законы, по которым мы живем

Основным документом школы является, конечно, концепция, которую каждый педагог не просто знает наизусть, но живет по ней. Но есть еще несколько законов, которые воспринимаются как аксиомы. Они идут «сверху» – от руководителя. Если их не выполняет директор, то они бессмысленны и для коллектива. Система ценностей школы – это в некотором роде «Моральный кодекс руководителя», который в конце концов всего лишь член коллектива, но с повышенной ответственностью. Четкие формулировки способствуют четкости восприятия и осознания. Система наших ценностей заключается в следующем.

Мы предлагаем образовательные услуги высокого качества. Именно качество образования детей обеспечивает уважение родителей к школе. Мы искренне заинтересованы в разрешении трудностей у детей и родителей. Мы не идем на компромисс с этикой. Работа в творческой лаборатории важна для успеха школы. Мы рассчитываем на увлеченность и достижения каждого. Мы поддерживаем друг друга и разделяем победы и неудачи. Мы стремимся к созданию атмосферы, в которой каждый может почувствовать глубокое удовлетворение от работы. Вознаграждения должны быть и моральными, и материальными. Руководство отвечает за создание среды, в которой расцветают ценности школы.

В учительской на видном месте висят наши корпоративные правила. Не для красоты – для выполнения. Их всего семь:

Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

Будь пунктуален.

Твой профессионализм – залог успеха коллектива.

Руководи, создавая атмосферу доверия и социальной защищенности.

Придерживайся общепринятых этических норм.

Не забывай, что ты – член коллектива.

Не позволяй себе демонстративно плохого настроения.

Но есть и правила для учителей. Я их формулирую как «всегда» и «никогда». Вот три «всегда» – всегда быть настроенным на восприятие психологии состояния ученика, чтобы вовремя прийти к нему на помощь; всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации; всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям. И три «никогда»: никогда не быть равнодушным к состоянию, поступкам и высказываниям учеников; никогда не допускать ощущения превосходства учителя над учеником, одного ученика над другим; никогда не оставлять ученика в состоянии безвыходности и беспомощности. Если к слову «ученик» добавить слово «учитель», то это в полной мере определяет и поведение директора. Именно добавить – не заменить! Директор отвечает за всех!

Конечно, новый человек приходит к нам со своим «уставом». Принимая человека на работу, исхожу из простой истины: для меня учитель – это в первую очередь человек, которому мать доверяет своих детей. И хотя существует система тестирования, новичка «прощупывает» психолог, все-таки профессиональные, а уж тем более нравственные качества открываются не сразу. Это достаточно долгий процесс, в котором используется много методов – и психологическое сопровождение, и административный контроль, и беседы с родителями. Психолог, она же заместитель директора по кадрам, помогает новичку адаптироваться в коллективе, привыкнуть к новым требованиям, проводит обучающие семинары, разборы «полетов». Я, как директор, ценю профессиональную искренность. Мне нравится, когда начинающий специалист честно признается в том, что у него не получается. Человек имеет право на ошибку.

Татьяна ХОДЖЕР, директор авторской экспериментальной школы №155 города Омска

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте