Основным документом школы является, конечно, концепция, которую каждый педагог не просто знает наизусть, но живет по ней. Но есть еще несколько законов, которые воспринимаются как аксиомы. Они идут «сверху» – от руководителя. Если их не выполняет директор, то они бессмысленны и для коллектива. Система ценностей школы – это в некотором роде «Моральный кодекс руководителя», который в конце концов всего лишь член коллектива, но с повышенной ответственностью. Четкие формулировки способствуют четкости восприятия и осознания. Система наших ценностей заключается в следующем.
Мы предлагаем образовательные услуги высокого качества. Именно качество образования детей обеспечивает уважение родителей к школе. Мы искренне заинтересованы в разрешении трудностей у детей и родителей. Мы не идем на компромисс с этикой. Работа в творческой лаборатории важна для успеха школы. Мы рассчитываем на увлеченность и достижения каждого. Мы поддерживаем друг друга и разделяем победы и неудачи. Мы стремимся к созданию атмосферы, в которой каждый может почувствовать глубокое удовлетворение от работы. Вознаграждения должны быть и моральными, и материальными. Руководство отвечает за создание среды, в которой расцветают ценности школы.
В учительской на видном месте висят наши корпоративные правила. Не для красоты – для выполнения. Их всего семь:
Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.
Будь пунктуален.
Твой профессионализм – залог успеха коллектива.
Руководи, создавая атмосферу доверия и социальной защищенности.
Придерживайся общепринятых этических норм.
Не забывай, что ты – член коллектива.
Не позволяй себе демонстративно плохого настроения.
Но есть и правила для учителей. Я их формулирую как «всегда» и «никогда». Вот три «всегда» – всегда быть настроенным на восприятие психологии состояния ученика, чтобы вовремя прийти к нему на помощь; всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации; всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям. И три «никогда»: никогда не быть равнодушным к состоянию, поступкам и высказываниям учеников; никогда не допускать ощущения превосходства учителя над учеником, одного ученика над другим; никогда не оставлять ученика в состоянии безвыходности и беспомощности. Если к слову «ученик» добавить слово «учитель», то это в полной мере определяет и поведение директора. Именно добавить – не заменить! Директор отвечает за всех!
Конечно, новый человек приходит к нам со своим «уставом». Принимая человека на работу, исхожу из простой истины: для меня учитель – это в первую очередь человек, которому мать доверяет своих детей. И хотя существует система тестирования, новичка «прощупывает» психолог, все-таки профессиональные, а уж тем более нравственные качества открываются не сразу. Это достаточно долгий процесс, в котором используется много методов – и психологическое сопровождение, и административный контроль, и беседы с родителями. Психолог, она же заместитель директора по кадрам, помогает новичку адаптироваться в коллективе, привыкнуть к новым требованиям, проводит обучающие семинары, разборы «полетов». Я, как директор, ценю профессиональную искренность. Мне нравится, когда начинающий специалист честно признается в том, что у него не получается. Человек имеет право на ошибку.
Татьяна ХОДЖЕР, директор авторской экспериментальной школы №155 города Омска
Комментарии