На вопрос «Как стать хорошим учителем?» учительница русского языка и литературы Московского музыкального кадетского корпуса Мария Дьячкова находит свой ответ. У нее удивительный класс, в котором есть Пушкинская гостиная со старинной мебелью, со стендами, посвященными жизни и творчеству великого русского поэта, камином, канделябрами. Все это делает уроки литературы интересными настолько, что ученики навсегда влюбляются в литературу, начинают читать, сочинять, учатся образно говорить. А их учительница все еще находится в постоянном поиске:
– Как стать хорошим учителем русского языка, тем более когда ты сам осознаешь, что твой конек – уроки литературы? Мучительный поиск компромисса иногда интуитивно наталкивает на правильные решения, и снимаются наконец противоречия внутри самой себя. Больше всего на свете хочется, чтобы, окончив школу, твой ученик поразил кого-нибудь своей безупречной грамотностью и сказал: «Мне просто повезло с учителем».
Есть легенда о великом баснописце Эзопе, которому богатый грек Ксанф поручил купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на рынок и принес язык, потому что посчитал, что в мире не может быть ничего лучше. Тогда Ксанф поручил ему пойти на базар и принести самую худшую вещь в мире. Эзоп ушел и снова принес язык.
Язык – сложный живой организм, который создан когда-то и кем-то для того, чтобы люди могли общаться, то есть удовлетворять одну из самых главных потребностей наряду с дыханием и принятием пищи. Язык живет вне нас, но функционирует для нас, он не может жить и развиваться без людей, а мы не можем жить без общения, которое нам дарит наш язык.
Ни для кого не секрет, что грамотность современных выпускников школ приводит в уныние приемные комиссии высших учебных заведений. Эта проблема наряду с политикой, бизнесом или природными катаклизмами стала уже привычной темой светских дискуссий на телевидении и даже дружеских посиделок на кухне. Современные дети жутко безграмотны, они мало читают, имеют очень скудный словарный запас. И вот уже звучит мнение, что астрономическое количество ошибок в работах абитуриентов – проблема не только образовательная, но и социальная. Вероятно, это правда, но где же выход? В чем причины подобного явления и что должно измениться в преподавании, чтобы проблема начала решаться конструктивно?
Не секрет, что многие люди пишут без ошибок, не применяя никаких правил. Они обычно говорят, что интуитивно ощущают, какой выбор нужно сделать. В этом есть свои закономерности, ведь знание и владение языком у человека подобно компьютерной программе, у каждого внутри есть свое индивидуальное количество «мегабайтов» и «пикселей». В детстве это обусловлено генетически и социальным фактором, многое зависит от наследственности и родителей, пополняется и совершенствуется эта своеобразная программа всю жизнь.
Не секрет, что почти каждый учитель русского языка сталкивается с серьезной психологической проблемой: равнодушным, а порой и негативным отношением к их предмету. Честно скажу, редко встречала людей, которые бы с гордостью могли заявить: «Я люблю русский язык». Но, с другой стороны, каждый из нас помнит, насколько сильное впечатление оставили в нашей памяти учителя – харизматичные, влюбленные в свой предмет, способные на внезапную эмоциональную импровизацию по любой теме урока. Я не покривлю душой, если скажу, что, на мой взгляд, любовь к предмету в большей степени формируется и кристаллизуется через личность учителя. Мое «влюбление» в свой предмет происходило не один год, но сегодня у меня сложилась своя собственная система преподавания, с помощью которой я пытаюсь формировать у моих учеников искренний интерес к русскому языку и вывожу свою работу на новый мировоззренческий уровень, используя межпредметные связи и просто человеческий опыт – собственный и своих учеников.
Комментарии