Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Обсудим?

Личная актуализация Почему профориентация – это важно?

Почему профориентация - это важно?
Учительская газета, №07 от 16 февраля 2021. Читать номер
Автор:

Все мы – и родители в первую очередь, и учителя, и общество в целом – хотим, чтобы наши дети, выпускники были счастливы. А как им помочь в этом? В первую очередь взрослые могут и должны создать условия для осознанного выбора жизненного пути. Вроде бы слишком общие, даже громкие слова. Но на них есть и совершенно простой, даже очевидный ответ, сформулированный одним из героев гениального Евгения Леонова: «Счастье – это когда утром хочется на работу, а вечером – домой».

В наших совместных силах помочь ребенку выбрать тот вид трудовой деятельности, который помимо финансовой стабильности будет приносить радость, удовольствие. И второе, даже более важное, – ценить близких тебе людей, строить отношения на основе взаимоуважения и искренней заботы о родном человеке. И в этом смысле профориентация не отражает весь спектр задач, стоящих перед родителями и педагогами. Тем более что из сложившейся и пока преобладающей практики профориентация как задача заключается в банальном – «поступи в вуз, желательно на модную специальность». Осознанное самоопределение как один из главных результатов воспитания – это должно быть целью.

Когда начинать?

Я сторонник мнения, что воспитанием нужно заниматься с первых дней жизни. Ответ древнего мудреца на вопрос о том, когда нужно начинать воспитывать ребенка, родившегося пять дней назад, что вы опоздали на пять дней, звучит как преувеличение, но он, по сути, прав. С первых дней мы либо задаем жесткие рамки проявления личности, либо даем возможность исследовать, опробовать этот мир и находить собственные решения.

И уж тем более целенаправленная воспитательная деятельность должна начинаться с порога школы в прямом и переносном смысле. В этом году произошло нормативное закрепление требований к содержанию воспитательной программы. К счастью, нашлось место и задаче «осознанного планирования и реализации своего профессионального будущего» на ступени основного общего и «жизненного само­определения, выбора дальнейшего жизненного пути» на ступени среднего общего образования. Именно такие приоритеты одобрены Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Минпросвещения. Да и для начальной школы в Примерной воспитательной программе сформулированы рекомендации по формированию качеств трудолюбия и миролюбия.

С чего начинать и где брать качественный контент?

Начинать, как подсказывает мне не только педагогический стаж, но и опыт отцовства троих детей, нужно с осознания права ребенка на личностное самовыражение уже в раннем возрасте. Но при этом точно сформулировать перечень правил, следования которым вы как родители хотите (и имеете на это полное право) ожидать от ребенка. А дальше все индивидуально, но с соблюдением принципа, который обозначен многими мыслителями и педагогами-практиками.

Мне ближе и понятнее Монтень: «с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями… ребенка, предоставить ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому».

Этот подход применим и в педагогической деятельности. Важно в начальной школе поддержать природную любознательность, показать примеры удовольствия от результатов своего труда, научить благожелательно взаимодействовать в коллективе. На основной ступени – предоставить возможность попробовать, пусть и непродолжительно по времени, виды деятельности в совершенно в разных сферах – от технического творчества до рисования и танцев, показать практическое применение научных знаний в реальной жизни, проявить себя в разных ролях командной работы.

Для старших школьников будет очень важно примерить к себе конкретные профессии, профпробы устраивают многие образовательные организации. Убедиться, что высокие технологии – это не просто модные слова, но и реальное производство с современными условиями труда и хорошей зарплатой, придумать и попробовать реализовать свой, пусть небольшой проект, желательно опять же в команде единомышленников. И еще одно, с моей точки зрения, очень важное – попытаться приобщить к идее предпринимательства как возможности успешной, личностно и общественно значимой самореализации. К сожалению, мы по-прежнему транслируем из лихих 90‑х негативное отношение к бизнесу. Пора перестать это делать. Предпринимательство как способ превращения научных открытий в востребованный продукт – это ведь не про «заработать быстро и много», а сделать что-то полезное для других и обеспечить свой достаток.

Профилизация образования. Профиль – это уже про профориентацию или еще нет?

Опасаюсь, что со мной согласятся далеко не все коллеги, но профильное обучение к профориентации не имеет никакого отношения. Хотя оговорюсь: ученику, точно определившему свое будущее в научной деятельности, это полезно и необходимо. Но как много учеников из класса с углубленным изучением математики, в котором я был учителем истории, выбрали свою профессиональную траекторию, совершенно не связанную с математикой углубленного уровня!

Профильные классы – это скорее для поступления в институт, университет. Для успешной профессиональной реализации базовые знания наук, безусловно, нужны. Но на современном рынке труда (опубликовано достаточно результатов опросов работодателей) в большей степени востребованы, например, взаимодействие с людьми и клиентоориентированность, эмоциональный интеллект и критическое мышление.

Что уже есть в мире Интернета, что могло бы сориентировать родителей, учителей? Что показать ребенку?

Материалов для помощи ученикам и родителям в поисках познавательного, а затем и предпрофессионального интереса достаточно. В условиях вынужденного массового перехода на дистанционные форматы обучения их стало значительно больше, хотя и разного уровня качества. И будут появляться новые, основанные на современнейших технологиях решения.
С ответственностью могу сказать про программу «Школьная лига РОСНАНО», в которой в настоящее время работаю. Участие в разработанных нашими экспертами мини-курсах дополнительного образования «Школа на ладони», внеурочных форматах Школьной недели высоких технологий и технопредпринимательства, профильных каникулярных сменах «Наноград» предоставляет возможность попробовать себя в роли исследователя, придумать и организовать команду для реализации проекта, принять участие в решении бизнес-кейсов, осознать значимость технопредпринимательства как особенного способа мыслить и жить.

Как организовать исследовательскую деятельность учеников при минимальных материально-технических возможностях школы и родителей? Курсы, семинары по этим проблемам нужны для учителей. Потому что без ответов на эти и другие вопросы мы не очень-то поможем нашему ребенку, выпускнику сделать осознанный выбор профессии и успешно реализовать себя.

Александр СЕЛЯНИН, руководитель АНО «Школьная лига», лауреат конкурса «Учитель года России»-1999, министр образования Республики Карелия 2006‑2011 гг.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt