В школе №709 на протяжении многих лет действует система взаимодействия с кадетскими классами образовательных организаций межрайонного совета директоров и школами города Москвы по организации совместных выездов на рубежи воинской славы России и проведению мероприятий патриотической направленности.
В нашем межрайонном совете директоров успешно реализуется проект «Кадетский класс в московской школе». Целью проекта является создание условий для получения обучающимися умений и навыков для учебы, жизни и труда в современном мире, оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении.В семи школах межрайонного совета открыт двадцать один кадетский класс.Учитывая специфику материально-технической базы нашей образовательной организации и кадровый потенциал, школа организует и проводит демонстрационный экзамен по направлению подготовки «Комплексная безопасность». Практические занятия по подготовке к экзаменам организуются и отрабатываются со школами в рамках дополнительного образования («Практические занятия по курсу ОВС») в каникулярное время. При планировании работы учитывается специфика участия кадет в:- Московской предпрофессиональной олимпиаде школьников по комплексной безопасности;- демонстрационном экзамене по направлению подготовки «Комплексная безопасность»;- Всероссийской и Московской олимпиадах школьников по ОБЖ;- чемпионате профессионального мастерства JuniorSkills по направлению «Спасательное дело»;- соревнованиях ГУ МЧС «Юный водник»;- соревнованиях ГУ МЧС «Юный пожарный»;- первенство по туризму;- мероприятиях движения «Юнармия»;- сдаче нормативов ГТО.Для достижения поставленной цели решаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, развитию исследовательских навыков… Мы помогаем достигать каждому ребенку индивидуально-личностных успехов в процессе исследования и представления полученных результатов, готовим учащихся к действиям в экстремальных ситуациях, развиваем у обучающихся высокие морально-психологические, деловые и организаторские качества, физическую выносливость и стойкость.Благодаря выстроенной системе в рамках реализации программ дополнительного образования учащиеся школ активно занимаются спортом, осваивают военно-учетные специальности.В системе дополнительного образования одной только нашей школы сегодня работает более 50 кружков и секций, реализуется 26 программ. А в масштабах двадцати школ при организованном взаимодействии возможности выбора обучающихся увеличиваются многократно!Реализация туристско-краеведческих программ имеет большое значение для формирования социальных компетенций подростков: в походах формируется коллектив, ребята сплачиваются на долгие годы. Здесь кадеты применяют на практике теоретические знания, полученные на уроках и в ходе освоения программ дополнительного образования. Подростки учатся принимать самостоятельные решения и брать ответственность на себя – это особенно важно, когда мы говорим об обучающихся кадетских классов как о будущих лидерах и руководителях.Туристско-краеведческая работа является основным стержнем патриотического воспитания кадет. Как воспитать в молодом человеке чувство гордости за свою страну? Только вызвав интерес к ее героической истории, богатому культурному наследию и красоте родной природы. Для решения этой важной задачи мы с дошкольного возраста используем программы дополнительного образования туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленностей. Занимаясь в этих объединениях, ребята могут в реальной ситуации продемонстрировать свой персональный образовательный результат по выбранному направлению.В начале декабря в нашей школе проходит традиционная межшкольная акция «Рубеж Славы», посвященная началу контрнаступления советских войск под Москвой. Ребята, учителя и родители после торжественного митинга у мемориала «Перемиловская высота» и возложения цветов к памятнику защитникам столицы выходят на окраину городского поселения Яхрома и совершают кросс-поход по пути 1‑й ударной армии. Кадеты школ №166, 283, 285, 709, 1573, 2044, «Бибирево» идут по той же земле, что шли красноармейцы в 1941 году. На маршруте участники останавливаются у братских могил советских воинов, возлагают цветы, наводят порядок там, где это требуется, встречаются с поисковиками, которые до сегодняшнего дня производят дозахоронение останков советских солдат в эти братские могилы, общаются с местными жителями – свидетелями боев.Ребята, освоившие в школьных объединениях дополнительного образования ознакомительный уровень программы по туризму и краеведению, участвуют в сводных учебно-тренировочных сборах в Пятигорске, где совершенствуют свои навыки в горной подготовке, в технике пешего и горного туризма, спортивном ориентировании. Здесь совместно с пятигорскими школьниками кадеты принимают участие в мемориально-патронатных акциях.Сборы проходят в молодежном лагере на горе Машук, недалеко от места дуэли Михаила Лермонтова. Здесь учителя литературы проводят уникальные уроки в музее поэта, и для ребят оживает история, когда они входят в дом, где жил великий соотечественник! История Кавказской войны становится понятной, и быт русского дворянства, приезжавшего сюда на воды, богато иллюстрирован окружающей обстановкой… Таким образом, занятия, проведенные вне привычного пространства класса, школы и даже города, способствуют расширению кругозора ребят, их познавательных интересов, формированию образовательных компетенций.Следующий значительный этап туристско-краеведческой деятельности кадет межрайонного совета директоров – участие в летних походах. Кадеты осваивают интересные маршруты, например «Голубые дороги Русского Севера» по рекам Кировской, Вологодской и Архангельской областей и по реке Чусовая от Екатеринбурга до Перми. К походам готовимся заранее, маршрут разбивается на участки, и по каждому из них группа собирает предварительно информацию, а на месте ребята выступают в роли экскурсоводов.По возвращении из походов обучающиеся обрабатывают информацию, полученную на маршруте. Участники, обогатив свои знания, получают возможность завершить и защитить на конференции проекты по изученной теме.Участвуя в походах, ребята знакомятся с историей и величием нашей страны, бывают там, куда не у всех есть возможность организовать семейное путешествие. Страницы школьных учебников буквально оживают перед глазами ребят. Побывать на демидовских заводах Урала, увидеть необыкновенный резной иконостас Троице-Гледенского монастыря под Вологдой, наконец, самостоятельно поэтапно покорить высоты гордого Эльбруса – так от похода к походу ребята знакомятся с историческим, культурным и природным богатством нашей Родины.Активное участие в каникулярных образовательных проектах принимают кадетские классы, члены военно-патриотических клубов, юнармейцы и любые заинтересованные обучающиеся школ, а также их родители. Так обучающиеся, работая над краеведческим проектом, познакомились с участниками поискового отряда «Шлиссельбург» из Ленинградской области и приняли участие в установке звезды на месте гибели нашего земляка на Невском пятачке.Туристско-краеведческая деятельность в нашей образовательной организации приносит хорошие результаты: проект кадет – активистов школьного музея стал победителем межрайонного конкурса, наши ученики являются дипломантами Всероссийского конкурса школьных музеев по краеведению. На XVIII Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению четверо ребят стали призерами по секциям «Военная история России», «Родословие. Земляки», «Летопись родного края», «Природное наследие». Кадеты активно и успешно принимают участие в военно-исторических викторинах, в прошедшем учебном году семеро обучающихся стали победителями и призерами Московской предпрофессиональной олимпиады по комплексной безопасности (кадетской олимпиады); трое – Московской олимпиады школьников «Кадетские военно-спортивные игры»; кадетский 8‑й «Е» класс победил в соревнованиях на лучший кадетский класс; во Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ, истории и обществознанию двенадцать обучающихся стали призерами и победителями регионального этапа, одна обучающаяся – призером всероссийского этапа олимпиады.С целью последовательного наращивания знаний, навыков и умений кадет занятия организуются и проводятся на протяжении всего периода их обучения: с седьмых по одиннадцатые классы.Время показало, что системная совместная деятельность при использовании возможностей столичных школ дает значимые результаты в обучении, воспитании и в профессиональном самоопределении обучающихся.Владимир ДРУЖИНИН,директор школы №709
Комментарии