Стало уже традицией издательства «Дрофа» в канун каникул на страницах газеты предлагать наиболее интересные книги, которые не только пополнят копилку знаний, расширят кругозор и повысят интеллект как малыша, так и старших ребят, но и еще раз убедят в могучей силе литературы, которая дает нам возможность общения с великими умами, познания мира, истории цивилизаций, культуры народов, человеческих отношений. И тут хотелось бы напомнить нашим дорогим школьникам слова американского писателя и философа Генри Девида Торо: «Читайте в первую очередь классические произведения, иначе вы не успеете это сделать!»
Досье «УГ»Внимание, конкурс!Дорогие друзья!В канун летних каникул издательство «Дрофа» объявляет фотоконкурс «По законам живой природы»Оглянитесь вокруг – наш мир так прекрасен, богат и разнообразен!Щелкните кнопкой фотокамеры, проявите творчество и остановите мгновение необыкновенных чудес в природе.Мы ждем ваших работ, которые впоследствии могут стать иллюстрациями учебников, пособий или даже плакатом по биологии, природоведению, географии!Победителей ждут призы – лучшие книги «Дрофы».Самые интересные работы будут размещены на сайте издательстваи в «Учительской газете».Фотографии принимаются до 10 сентября 2010 г.Подробно с условиями вы сможете ознакомиться на сайте издательства «Дрофа», где и будет проходить конкурс, – www.drofa.ru
Серия «Библиотека отечественной классики» для школьников.
Уникальность этого издания состоит в особом, тщательном отборе каждого произведения. В 100-томную «Библиотеку отечественной классики» вошли произведения российских писателей и поэтов, обязательные для изучения в школе и рекомендованные для дополнительного чтения. В серию включены произведения фольклора. Каждый том открывает вступительная статья о жизни и творчестве писателя. Авторские тексты снабжены сносками и комментариями. Достоинство «Библиотеки отечественной классики» в том, что она отражает современный взгляд на произведения классиков отечественной литературы, помогает развить интерес к произведениям писателей и поэтов России, учит ценить красоту и величие родного языка, вызывает гордость за свое Отечество.
Серия «Библиотека зарубежной классики» является своего рода дополнением к серии «Библиотека отечественной классики» – обе незаменимы при изучении школьной программы и написании самостоятельных работ, сочинений, докладов и др. как по литературе, так и другим предметам. Она включает шедевры зарубежной литературы, входящие в школьную программу, а также произведения, расширяющие кругозор учащихся. Структура каждого тома представлена следующим образом: вступительная статья, знакомящая с эпохой, литературой той или иной страны, творчеством писателя; художественные произведения; комментарии, помогающие школьнику воспринять содержание; приложение, представляющее собой подборку цитат из научных статей или литературных произведений. Цель серии – заинтересовать учащихся произведениями зарубежных классиков, показать связь русской и мировой литературы и помочь в освоении ее духовных богатств.
Серия «Библиотека путешествий», в которую вошли 20 томов. Для любознательных читателей тайны географических открытий представлены через уникальные документы, письма и дневники участников знаменитых экспедиций, повествования об открытиях материков, островов, новых земель, знакомство с обычаями разных народов, флорой и фауной далеких стран.
В новой серии представлены имена не только отечественных исследователей, таких как В.М.Головнин, П.П.Семенов-Тян-Шанский, Ю.Ф.Лисянский, Н.М.Пржевальский, Г.И.Невельской и другие, но и зарубежных путешественников, это Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Роберт Скотт, Фритьоф Нансен, Руаль Амундсен, Роберт Пири и многие другие.
Первому российскому кругосветному плаванию посвящены два тома, куда вошли сочинения двух руководителей этой «кругосветки» – Ивана Федоровича Крузенштерна («Первое российское плавание вокруг света») и Юрия Федоровича Лисянского («Путешествие вокруг света на корабле «Нева»). Экспедиция исследовала устье Амура для выявления маршрута снабжения товарами русского Тихоокеанского флота. Попутно был внесен и значительный вклад в развитие географической науки: описаны нравы «дикарей», уточнено расположение многих островов, проведены многочисленные работы по изучению океана. Кроме записок о кругосветном путешествии, Крузенштерн опубликовал и «Атлас к путешествию» – великолепное для своего времени издание с картами, планами и рисунками. Многое из этого атласа было использовано и при оформлении «Библиотеки путешествий».
Интересные сочинения о двух своих кругосветных плаваниях оставил нам Василий Михайлович Головнин («Путешествия вокруг света»). Назначенный командовать кругосветной экспедицией в 31 год, он не только блестяще справился с ответственной задачей, но и оставил потомкам уникальные заметки о Японии. При описи Курильских островов Головнин и несколько членов экипажа обманом были взяты в плен японцами. Все два года, проведенные в японской тюрьме, капитан Головнин вел дневник из ниток. Эти цветные узелки легли в основу его «Записок в плену у японцев…», где ценнейшие этнографические наблюдения не оставили места для описания собственных лишений. Сочинения Головнина стали настоящим бестселлером того времени – в XIX веке «Записки…» были переведены практически на все европейские языки.
Путешествиям Николая Михайловича Пржевальского посвящено два внушительных тома («Путешествия к Лобнору и на Тибет» и «Путешествие в Уссурийском крае. Монголия и страна тангутов»), которые содержат не только собственные впечатления автора о путешествиях в Уссурийский край, к Лобнору и на Тибет, но и яркие описания природы, рельефа, климата, рек, озер, растительности и животного мира. Собранные Пржевальским обширные зоологические, ботанические и минералогические коллекции составляют сегодня гордость многих отечественных музеев.
Только стремлением к неизведанному, природным любопытством и еще горячим желанием прославить родное Отечество можно объяснить деятельность великих российских исследователей-путешественников в обстановке, полной лишений. Это благодаря их самоотверженности и подвижничеству «во все концы достигла россов слава».
В «Библиотеку путешествий» вошли не только сочинения самих путешественников, но и художественные произведения таких известных авторов, как Майн Рид, Жюль Верн, Обручев.
Тем, кто уже знаком с данной серией, следует обратить внимание на новинки – сочинения Форстера, Литке, Невельского и Беллинсгаузена.
Необходимо отметить, что в серии «Библиотека путешествий» каждый том сопровождается предисловием современных ученых-географов, полярников, океанологов и комментариями. При работе над книгами сохраняется стиль, характерный для эпохи автора. В художественном оформлении книг используются рисунки членов экспедиции, гравюры и литографии той эпохи, поэтому при современных возможностях книги данной серии остаются черно-белыми, что придает им определенный стиль и выгодно отличает от других изданий. Многие произведения, представленные в «Библиотеке путешествий», не переиздавались с середины прошлого века, а потому давно стали библиографической редкостью.
Помимо того что книги этих серий – признанная классика и по-настоящему интересны людям разных поколений, они еще и незаменимы при изучении школьной программы, написании самостоятельных работ, сочинений, докладов как по литературе, так и другим предметам.
Серия «Твой первый атлас-определитель» является настоящим подарком для любителей природы. Атласы содержат краткие и ясные описания представителей живой и неживой природы нашей страны. Текст сопровождается яркими иллюстрациями. Это маленькие легкие книжечки, их вполне можно взять с собой на природу. Серия адресована как школьникам, так и всем любителям природы.
Т.А.Козлова, В.И.Сивоглазов. Растения леса.
Лес называют зеленым океаном земли, бесценным даром природы. Лес – это легкие нашей планеты: растения выделяют кислород, очищают воздух от грязи, пыли и вредных для здоровья живых организмов веществ. Лесные деревья и кустарники выделяют особые вещества: фитонциды, которые убивают болезнетворные бактерии. Не только в хвойных лесах дышится легко. И горьковатый аромат белых кистей цветущей черемухи, и смолистый запах лопающихся почек осины – все это очищающие воздух фитонциды. Лес издавна служит людям. Из древесины производится почти 20000 видов изделий. Плоды, цветы, листья, побеги и корни используются человеком и для приготовления пищи, и в лекарственных целях. Лес – это дом для множества живых организмов, большинство из которых не только живут здесь, но и питаются различными растениями. Мощные деревья с густой кроной служат хорошей защитой от транспортных шумов, сильного ветра. Леса сберегают воду и почву, летом смягчают жару, а зимой защищают от холода. Сочетания лесных растений образуют пейзажи неповторимой красоты.
Е.Т.Бровкина, В.И.Сивоглазов. Животные леса.
В книге идет речь о лесных зверях – млекопитающих разных отрядов, это насекомоядные и рукокрылые, зайцеобразные и грызуны, хищные и парнокопытные. Книга о том, как животные, населяющие лес, приспособились к месту обитания. Некоторые из них ведут преимущественно древесный образ жизни (белки, куницы и др.). Мышевидным грызунам листовая подстилка прикрывает ходы в их норы, где они могут делать запасы, выводить потомство, прятаться от врагов. В глухих зарослях деревьев и кустарников, затаившись, караулят добычу такие хищные звери, как лиса, рысь. Конечно, не в каждом лесу вы встретите кабаргу или тигра, но эта книга позволит вам больше узнать о многообразии обитателей лесов России.
Е.Т.Бровкина, В.И.Сивоглазов. Птицы леса.
Лес одна из основных сред обитания птиц. Здесь они находят себе пищу, строят гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов. Густые ветви деревьев надежно скрывают птиц от врагов и защищают от неблагоприятных погодных условий. С лесом связана жизнь многих дневных хищных птиц, куриных, сов, почти всех дятлов и большинства воробьиных. Все эти птицы обладают относительно короткими и широкими крыльями, что позволяет им легко маневрировать между стволами деревьев, быстро взлетать и садиться. Помимо этого у каждой лесной птицы есть и свои особенности, позволяющие ей наилучшим образом приспособиться к жизни в лесу. Прочтите эту книгу, и прогулка по лесу станет для вас намного увлекательнее.
Е.В.Овсянникова, В.И.Сивоглазов. Птицы Арктики.
Север Евразии и Северной Америки, острова Северного Ледовитого океана занимают заснеженные просторы Арктики. Основная особенность Арктики – полярная ночь и полярный день. Они длятся от нескольких дней до полугода, сменяя друг друга. С приходом полярного дня в Арктике наступает лето. В этот период солнце вообще не заходит за горизонт, и многие животные бодрствуют почти круглые сутки. Однако даже летом температура воздуха редко превышает нулевую. После полярного дня наступает полярная ночь, а с ней и зима.
Зимой в Заполярье солнце подолгу не показывается над горизонтом. Становится еще холоднее, к тому же в темноте животным труднее искать пищу. Бескрайние снега освещает луна и изредка – удивительно красивые полярные сияния.
Несмотря на суровый климат, Арктика является уникальным местообитанием для многих животных, в том числе и птиц. В этой книге описаны 29 видов пернатых, населяющих Арктику. Вы узнаете об особенностях их внешнего облика и поведения, местах обитания и гнездования, сезонных перелетах. Вам откроется удивительный и многообразный мир птиц Арктики.
Т.А.Козлова, В.И.Сивоглазов. Растения луга.
Сколько раз мы порой проходим мимо, казалось бы, самых обычных, знакомых растений. Попробуйте назвать их и охарактеризовать их особенности… не получается? Правильно сказал поэт А.Яшин: «А цветы разве знаем на лугах? Разве ценим? Все травой называем, а подкошены, – сеном!». В этой небольшой книге содержатся описания трав, растущих на лугах. Пройдемся по лугу, вдохнем воздух, пахнущий травой и медом, рассмотрим луговые растения, постараемся запомнить их особенности и названия. И, может, научимся беречь и сохранять наше зеленое богатство.
Е.Т.Бровкина, В.И.Сивоглазов. Животные луга.
Как приятно пройтись летом по цветущему лугу, полежать на зеленой траве! Но, совершая такие прогулки, мы, как правило, не задумываемся о многообразии живых существ, окружающих нас. Прислушайтесь повнимательнее, и вы услышите стрекотание кузнечика, жужжание шмеля, пение жаворонка. Присмотритесь хорошенько, и вы заметите в траве лягушку или мышь. Луг является домом для целого ряда насекомых, птиц, грызунов, земноводных. Каждый обитатель этого дома не похож на остальных, имеет свои особенности, привычки. В этой книге описано около тридцати видов животных, обитающих на лугу. Хорошо почитать эту замечательную книгу и родителям, тогда они смогут ответить на многие вопросы ребенка во время прогулок по лугу.
Т.А.Козлова, В.И.Сивоглазов. Растения водоема.
Наши зеленые друзья – растения за миллионы лет прекрасно приспособились к жизни в реках, ручьях, протоках, озерах и прудах. Одни целиком погружены в воду, и над водной гладью находятся только их цветоносы. Другие растения более тесно связаны с воздушной средой или с почвой, некоторые обитают на границе трех сред жизни: водной, наземной и воздушной. Водоемы нашей страны населяют как низшие, так и высшие растения. О некоторых из них рассказывается в этой книжке. Возьмите ее с собой в путешествие к водоему, и вам откроется удивительный мир водных обитателей – зеленых растений.
Е.Т.Бровкина, В.И.Сивоглазов. Рыбы наших водоемов.
Эта книга о рыбах, встречающихся в разных водоемах России, больших и малых: озерах, морях, реках и прудах. В ней описывается 29 видов рыб: их внешний облик, строение, образ жизни, а также их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
Жизнь в водной среде определила общие черты организации рыб: это обтекаемая форма тела, плавники, способы питания, дыхания и «шестое чувство», связанное с так называемой боковой линией, которым не обладает больше ни одно животное. Наряду с этими общими признаками в описании каждого вида рыб приводятся и определенные специфические черты, которые позволяют им лучше приспосабливаться к конкретным местам и условиям обитания, например к жизни в поверхностных слоях водоема, толще воды или на дне.
Т.А.Козлова, В.И.Сивоглазов. Цветы садов и парков.
С давних пор цветы восхищают своей изящной красотой и тонкими ароматами, они могут взволновать сердце и душу, навевая воспоминания о родных местах. Цветы сопутствуют торжественным и радостным дням, ни один праздник, ни одно семейное торжество не обходится без цветов. Каждый человек может вспомнить незабываемые случаи из жизни, когда цветы были молчаливыми свидетелями памятных событий. Цветы помогают нам выражать благодарность, выказывать уважение и любовь. Они повышают настроение, а значит, сберегают здоровье. С некоторыми садовыми растениями познакомит вас эта книга.
Т.Б.Здорик. В.И.Сивоглазов. Минералы.
Чего только не собирают люди: марки, открытки, наклейки, значки и многое другое. Но все это, по существу, лишь отражение предметов реальной жизни. Другое дело минералы – первозданные произведения природы. Минералами называют природные тела, приблизительно однородные по химическому составу и физическим свойствам, образующиеся в результате физико-химических процессов в глубинах и на поверхности земной коры. Интересно, что на одной полке в шкафу могут уместиться минералы со всех континентов Земли. Вот радужный опал (Австралия), лиловый аметист из Бразилии (Южная Америка) и переливчатый лабрадорит из Канады (Северная Америка). Рядом зеленая порода с малиновыми пятнами рубина (Африка). Евразию на этой полке представляют медово-желтый янтарь – «золото Балтики» – и горный хрусталь из Сибири, голубой кианит из Швейцарских Альп и агат из Монголии.
На сегодняшний день известно более четырех тысяч минералов. Все их разнообразие можно увидеть в музеях и частных коллекциях. А данная книга послужит вам первым путеводителем в мир этих «неувядающих цветов Земли», раскрывая красоту и неповторимость каждого из них.
К большим по размеру и более полным по содержанию атласам относятся такие, как «Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения» (автор Новиков В.С.), «Популярный атлас-определитель. Птицы» (автор Ильичев В.Д.), «Популярный атлас-определитель. Грибы» (автор Гарибова Л.В.).
НОВИНКИ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Н.В.Максаковский. Памятники Всемирного наследия. Природа и культура.
Всемирным наследием являются самые выдающиеся культурные и природные памятники, признанные достоянием всего человечества, которые необходимо надежно сохранять в неизменном и целостном состоянии для передачи последующим поколениям.
В Список Всемирного наследия (ведется с 1978 года) попадают наиболее яркие, интересные и надолго запоминающиеся природные и культурные памятники. Аналогов им, как правило, нет ни в одной стране мира. Объекты Всемирного наследия расположены на территории 145 стран, причем больше всего их в Италии (43 объекта), Испании (40 объектов) и Китае (37 объектов). В России 23 объекта Всемирного наследия, и она находится на 9-м месте по числу памятников. Эти памятники поднимают престиж страны, на территории которой располагаются. Нередко их изображают на государственных флагах и гербах, марках и даже денежных купюрах. Многие из таких мест овеяны легендами, воспеты поэтами, их можно увидеть на полотнах художников.
В книге описано 100 природных и культурных памятников, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: местоположение объекта с картосхемой, его характеристика и особенности, а также цветная фотография на вклейке. В начале каждого раздела дается сводная методическая таблица, в которой указаны особые объекты с условным названием «самые-самые», которые обладают исключительными характеристиками и нередко фигурируют в Книге рекордов Гиннесса.
Всего издательство планирует выпустить три книги о памятниках Всемирного наследия – «Природа и культура», «От Средневековья до современности», «Культурное и природное наследие России».
Серия «Мозаика знаний» представлена двумя новыми книгами по математике и географии.
А.И.Рубинштейн. Связующая нить. Неизвестная математика. В данной работе сделана попытка устранить разрыв между сведениями по математике, сообщаемыми в учебных заведениях, и достижениями математической науки последних двух веков, т.е. как-то связать математику «учебную» и «ученую». Позднейшее по времени и наибольшее по значимости достижение математики, сообщаемое школьнику, – элементы дифференциального и интегрального исчислений Ньютона и Лейбница (конец XVII в.); таким образом, получается, что для подавляющего большинства людей, получивших среднее и высшее образование, последние два-три века математика не существовала. Возможно, подобное объясняется невозможностью изучать математику описательно, не прибегая к доказательствам, что в какой-то мере допускается в других естественных науках.
Вместе с тем возможно со значительным уровнем доказательности и в небольшом объеме изложить несколько сюжетов, каждый из которых посвящен решению (пусть в частных случаях) известных задач («великая» теорема Ферма, удвоение куба, проблема четырех красок и т. д.) или (и) знакомит с разделами современной математики (теория групп, топология, теория функций, теория динамических систем, теория оптимального управления).
Предлагаемая вниманию читателей книга содержит 13 сюжетов (условно шесть «геометрических» и семь «алгебраических»), на изучение каждого из которых достаточно двух-трех часов и вполне хватает школьных знаний. Содержание этих сюжетов не обсуждается в математических курсах вузов, включая механико-математический факультет МГУ. Надеемся, что изложение найдет своего внимательного читателя, который почувствует красоту замечательной науки МАТЕМАТИКИ.
М.И.Ципоруха. Моря российской Арктики. Арктика занимает особое место в жизни автора, капитана I ранга Михаила Исааковича Ципорухи. История России тесно связана с открытием и освоением суровых полярных районов. Это во многом определяется географическим положением нашей страны. Недаром выдающийся отечественный флотоводец и исследователь морей вице-адмирал С.О.Макаров сказал: «Простой взгляд на карту России показывает, что она своим главным фасадом выходит на Ледовитый океан».
Арктика – это «кузница погоды» практически для всей территории нашей страны. В свете ожидаемого потепления климата Земли особое значение приобретает контроль за состоянием арктических морей. Кроме того, арктические районы России в настоящее время являются исключительно важнейшими регионами добычи нефти, газа и других полезных ископаемых. И наконец, контроль над арктическими районами является исключительно важным для обеспечения безопасности нашей Отчизны. Так что постоянный интерес россиян к Арктике вполне объясним. Еще М.В.Ломоносов пророчески утверждал: российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и Америке».
Позиция России в арктических районах Восточного полушария существенно поколебалась в конце XX века в связи с распадом СССР и изменением состояния общества и экономики страны. Хочется верить, что в начале XXI века ситуация изменится.
В 50-е годы XX века автору посчастливилось участвовать в плавании кораблей Военно-морского флота по Северному морскому пути. Эта книга – дань памяти всем отечественным полярным путешественникам, морякам и ученым, чей самоотверженный и тяжкий труд, отвага и выдержка позволяли России успешно осваивать суровые просторы.
Иностранный язык
Учебные пособия серии «Домашнее чтение» (на английском, немецком и французском языках), безусловно, будут полезны школьникам на каникулах, чтобы не забыть и усовершенствовать свои знания. Книги представляют собой сборники рассказов английских, американских, немецких и французских писателей. Каждый из них состоит из небольших по объему адаптированных текстов с комментариями, лексико-грамматических упражнений, направленных на развитие умений и навыков чтения, говорения и письма, а также словаря.
Английский язык
1. «Curious George (after N.Rey)», сост. М.К.Колкова, Ю.А.Комарова, Н.В.Рыбакова. 2-й год обучения.
2. «Curious George Gets a Medal (after N.Rey)», сост. М.К.Колкова, Ю.А.Комарова, Н.В.Рыбакова. 3-й год обучения.
3. «Rupert and the Golden Acorn», сост. М.К.Колкова, Ю.А.Комарова, Н.В.Рыбакова. 4-й год обучения.
4. «The Bobbsey Twins (after Laura L.Hope)», сост. Н.Н.Чесова. 3-5 классы.
5. «The Book of Nature Myths (after F.M.Holbrook)», сост. Н.Н.Чесова. 5-6 классы.
6. «The Sea Fairies (after L.Frank Baum)», сост. Н.Н.Чесова. 5-7 классы.
7. «Stories about Animals (after R.Kipling)», сост. Е.Г.Воронова. 6-7 классы.
8. «The Happy Prince and Other Tales» (after O. Wilde), сост. Н.Н.Чесова. 6-7 классы.
9. «Black Beauty (after A.Sewell)», сост. Е.В.Карпенко. 7-8 классы.
10. «The Open Window (after H.H.Munro)», сост. Е.Г.Воронова. 8-9 классы.
11. «The Man Who Knew Too Much (after Gilbert K.Chesterton)», сост. Н.Н.Чесова. 9-11 классы.
12. «May Day (after F. S. Fitzgerald)», сост. Н.Н.Чесова. 10-11 классы.
13. «English with the Queen of Detective Story (after A. Christie)», сост. Г.Б.Антрушина. 10-11 классы.
14. «The Last Leaf (after O. Henry)», сост. Е.В.Карпенко. 10-11 классы.
Немецкий язык
1. «Читаем по-немецки», авт.-сост. Р.Л.Златогорская. 6 класс.
2. «Читаем по-немецки», авт.-сост. Р.Л.Златогорская. 7 класс.
3. «Читаем по-немецки», авт.-сост. Р.Л.Златогорская. 8 класс.
4. «Читаем по-немецки», авт.-сост. Р.Л.Златогорская. 9 класс.
5. «Читаем по-немецки: Spaziergange durch Sankt Petersburg», авт.-сост. Р.Л.Златогорская, Г.И.Киселева. 10 класс.
6. «Читаем по-немецки», авт.-сост. Р.Л.Златогорская, Г.И.Киселева. 11 класс.
7. «Сказки» (В.Гауф), сост. Л.А.Ноздрина. 9-11 классы.
8. «Die Hoflichkeit», авт.-сост. Р.Л.Златогорская, Г.И.Киселева. 10-11 классы.
Французский язык
1. «Le monde merveilleux de la nature et de la science», сост. Е.В.Мусницкая.
2. «Le monde de la science et de la technique», сост. Е.В.Мусницкая.
3. «Pays Lecture», сост. Н.И.Бухарина. 9-10 классы.
4. «Lisons en francais», сост. Г.А.Сосунова. 10-11 классы.
5. «Decouvrez Maupassant», сост. Л.М.Спыну, О.А.Шереметьева. 10-11 классы.
Комментарии