«У меня не получится…», «Все равно будет плохая отметка…», «Зачем стараться, если я неудачник…».Как часто в педагогической деятельности мы слышим такие высказывания от детей! И самое тревожное, что эти дети – ученики начальной школы. Ведь именно на начальной ступени мы, учителя, закладываем первые кирпичики в прочную стену знаний. И тогда дальнейшее обучение в средней и старшей школе встречает на своем пути преграды. Низкая самооценка, неуверенность в себе – главные враги успешного обучения, а радость маленьких побед – это путь к большим победам.В своей профессиональной деятельности я всегда думала, как помочь таким детям, как научиться добиваться результата? Изучая литературу на волнующую тему, я ознакомилась с методикой «Лестница успеха». Ее суть проста и незамысловата.
Многие дети думают, что пятерка для них – это недостижимая вершина. Кто захочет стараться, если заранее известно, что успех недостижим? Вот поэтому нельзя мерить всех одной шкалой. Пускай «четыре с минусом» станет для ученика таким же праздником, как и «пять». Но это не значит, что нужно снизить требования. Это значит, что учеба должна приносить радость всем, а не только тем, кто получил «пять».Поощряя даже маленькие достижения, мы стимулируем успеваемость. Наша главная цель – сделать так, чтобы ученик стал для себя и наставником, и учителем. Низкая самооценка – это главный враг успеха, а радость незначительных побед – это путь к большим победам.Так что же такое «Лестница успеха»? Это стратегия. Она дает возможность ставить глобальные цели и достигать их.Мы составляем на бумаге план прогресса и с течением времени добиваемся тех или иных целей, отмечаем даты и то, чего мы достигли. Но отстающему ученику работать по этой методике без помощи учителя очень трудно. Ведь всем известно, что совместная и эффективная работа с педагогом стимулирует не меньше, чем сам успех.Артем Ш. всегда «неудачно» писал диктанты по русскому языку. У ребенка опустились руки. На мое предложение позаниматься дополнительно он ответил, что он неудачник и у него все равно ничего не получится. Тогда я решила вместе с Артемом составить «Лестницу успеха», конечная цель – это написать диктант на «отлично». А ниже на ступеньках мы указываем цели, двигаясь по которым мы достигнем успеха. Вот что у нас получилось: написать диктант на «5», повторить все правила, ежедневно заниматься на орфографическом тренажере, искоренить ошибки в правописании безударных гласных в корне слова, отработать правописание парных согласных в корне слова, правописание слов с разделительным твердым и мягким знаком, научиться правильно оформлять предложения, отработать каллиграфическое написание букв.В течение целого триместра Артем Ш. безукоризненно выполнял поставленные цели, и результат не заставил себя долго ждать. Итоговый диктант Артем написал на «отлично». И вот уже будучи в седьмом классе, Артем Ш. часто делится своими достижениями и показывает новые «лестницы успеха». Ведь недаром говорят, что «крылья есть у всех, но воспарить могут только стремящиеся…».
Ольга ВАСИЛЬЕВА, Ирина БАЙДА,
учителя школы №402 имени Алии Молдагуловой
Комментарии