Запорожский писатель и путешественник Владимир СУПРУНЕНКО побывал в заморских странах, чтобы повторить маршруты казаков с берегов Днепра. Даже в знойном Египте он отыскал следы наших чубатых предков…
Солнце поднялось над покрытыми оливковыми рощицами холмами. По бирюзовой глади Эгейского моря пробежала рябь. Я стоял на пустынном пирсе маленького курортного городка и вглядывался в золотисто-дымчатую даль. Не мелькнет ли где парусник? Не покажется ли характерный силуэт быстроходной казацкой «чайки»?
Среди множества островков в Эгейском море выделяется своими размерами и удобными для стоянок судов обширными бухтами остров Лесбос. В его восточной части находится город Митилини (так же называется и узкий пролив, отделяющий остров от турецкого побережья). В семнадцатом веке тут был порт Метелино. В 1627 году по дороге в Египет в лесбийской гавани бросила якорь эскадра турецкого адмирала Касимбека. На борту галер было много невольников, в том числе и казаков с берегов Днепра. Еще по пути до Лесбоса запорожцы подстрекали галерных гребцов к восстанию. И вот, воспользовавшись ситуацией (адмирал и большая часть команды сошли на берег), невольники перебили охрану и захватили флагманский корабль. Исход короткой отчаянной схватки решили бесстрашие и удаль запорожцев. Их подвиг описан в думе про Самойла Кошку, который по преданию и был инициатором восстания на галере. Судно, захваченное казаками (среди них были выходцы и из других земель), взяло курс на Италию. Обогнув Пелопоннес, повстанцы остановились возле маленького островного архипелага Строфадес, где проживали греческие монахи. Пополнив здесь запасы провианта, пресной воды и поделившись с православными монахами частью добычи, казаки отправились дальше. Наконец беглецы прибыли на Сицилию, где в честь своего спасения заложили часовенку. Сицилийцы радушно встретили морских скитальцев, предоставив им кров и пищу. С Мессины бывшие галерные невольники перебрались в Палермо, а оттуда уже направились в Рим, где их принял сам папа римский. Уже в следующем 1628 году история эта появилась на страницах занимательной брошюры, изданной предприимчивым итальянцем Марко Марнавизио.
Характерно, что не только огнем и мечом отмечено пребывание запорожцев на средиземноморских островах. Вряд ли на Сицилии сохранилась заложенная казаками часовенка, а вот на соседней Мальте туристы до сих пор переступают порог собора Иоанна Богослова, чтобы рассмотреть необычную фигуру чубатого молодца-славянина. Католический храм, расположенный в столичной Валетте, гордится скульптурной группой, выполненной итальянским мастером Джованни Баптистой Феджини. В центре ее – бюст принца Николо Конеро, над ним завис ангел, трубящий в горн славы, а чуть ниже – многочисленные трофеи, добытые в жестоких боях с турецким султаном. Все это в самом низу несут два человека, один из которых выглядит, как настоящий запорожец – мускулистый, суровый, с характерным чубом-«оселедцем» и длинными усами. И на мальтийских берегах, оказывается, побывали днепровские казаки. Их недаром в различных источниках именовали «рыцарями», а само казацкое братство – «рыцарским орденом Днепра». В 1530 году на Мальту высадились рыцари ордена иоаннитов (члены духовно рыцарского ордена, основанного в Палестине крестоносцами в начале ХII века), которые позднее стали именоваться мальтийскими рыцарями. Вместе с запорожскими казаками мальтийские крестоносцы сражались против Османской империи. В различных ее уголках (вплоть до Беларапии – египетских земель) можно было встретить отряды мальтийцев, в состав которых могли входить и запорожцы. Есть сведения, что экипажи «чаек» во время морских рейдов высаживались на Мальте и других островах Средиземноморья. И даже в «беларапских» землях (так в народе называли африканские страны) встречаются следы чубатых молодцев.
Египет поразил меня и тут же опечалил беспредельностью и безысходностью пустынных пространств. Казалось бы, ничего похожего на наши, хоть и тоже опаленные зноем и открытые ветрам, однако живые, меняющие цвет ковыльные степи. И все же, наблюдая за парящими в вышине птицами и бредущими через пески караванами бедуинов, я нет-нет да и переносился мысленно к берегам Днепра, от которых по пыльным полуденным шляхам двигались к морю чумацкие валки, нет-нет да и вспоминал выносливость и неприхотливость запорожцев, их удивительную способность (ее ныне демонстрируют те же бедуины в пустыне) легко переносить степной «жар немерный», который в Диком Поле нередко был даже более жесток, чем африканский пустынный зной.
Связь славянских предков казаков в украинских землях с «беларапскими» народами увидел украинский писатель Сергей Плачинда. «Не следует забывать и про древнеукраинское племя сварогов, которое царица Иванна вывела из-под четвертого ледника в Центральную Сахару, где их теперь называют туарегами», – писал он. Есть у писателя-исследователя (с ним согласны и некоторые ученые мужи) и конкретное указание на древнюю связь народов Нила и днепровских казаков. На плите, обнаруженной в Мемфисе (1350 г. до н.э.), очень четко просматривается рельефное изображение воинов со свисающими длинными косами-«чупринами». В гробнице египетского фараона Хоремхеба найдено горельефное изображение воина с казацким «оселедцем» на темени и длинной косой, что спадает на плечо. Кто это? Четыре тысячи лет назад на территории нынешней Украины существовало развитое государство Ориана (Аратта). Орианское племя гетитов, которые носили косу-чуб (признак касты воинов), переправились через Босфор и на малоазийском пятачке основали Гиттию. Отдельные отряды древнеукраинских казаков-гетитов достигли даже берегов Нила. На египетских монументах и сегодня встречаются их изображения. Есть даже общие утверждения историков, что египетские фараоны переняли у ориан-гетитов колесницу, умение управлять конем, обычай носить косу. Гетиты-«полоняники», военные навыки которых очень ценились в египетской армии, становились даже приближенными фараонов. Со временем они составили костяк мамлюкской (состоящей из бывших рабов) гвардии. Кстати, пытаясь нащупать общие корни в украинской и египетской древней истории, я обнаружил похожие наименования верховных богов, которым поклонялись народы на берегах Днепра и Нила. У египтян был бог Хорос. Его олицетворял сокол, глаза которого светились, как два солнца. Славяне чтили бога солнца Хорса. Некоторые исследователи считают, что его имя в названии Хортицы – самого большого днепровского острова, на котором была основана первая Запорожская Сечь. Все это, конечно, догадки, предположения, простительные для писателей-романтиков натяжки, однако есть и документально подтвержденные свидетельства о пребывании украинских казаков в Африке.
Готовясь к поездке в Египет, я ознакомился со старинными заметками путешественников, которые побывали в южных странах. В докладе артиллерийского офицера Максима Качкакова князю Потемкину о борьбе египетских беев против турок я нашел такие строки: «Касум-бек является сыном бахмутского казачьего атамана и выдающимся борцом в Египте. Ибреим-бек и Мурад-бек весьма его почитают». Речь здесь идет об отборных мамлюкских подразделениях египетской армии, которые, как и турецкое войско янычар, формировалось из рабов, пленных невольников (так, кстати, это слово «мамлюк» и переводится с арабского). Еще в XIII веке командная верхушка мамлюков свергла законное правительство и основала мамлюкскую династию султанов. Боевая выучка и сноровка мамлюков, их приемы джигитовки и искусство владения любым оружием поражали очевидцев. Вот что писал об этом наполеоновский генерал Девернье Николас Филибер: «Мамлюкская армия даже с ее пехотными подкреплениями была в количественном отношении намного слабее французской. Однако каждый мамлюк имел арсенал на своем коне. Держась верхом по казацкому обычаю, он сначала должен был разрядить свой карабин; потом стрелял с нескольких пар пистолей, откидывая их после использования за спину – потом они подбирались его слугами; после он метал свои смертоносные джериды – дротики, около четырех футов длиной, изготовленные из очищенных и заостренных пальмовых веток, и в конце концов атаковал врага с кривой турецкой саблей (ятаганом) в руке. Иногда он держал два ятагана, размахивая обеими, стискивая поводья зубами. Годы практики сделали его способным отрубать голову одним ударом. Оторванный от своих родителей еще в юном возрасте, воин с двенадцати лет, естественно, не имея семьи, не знал страха и привязанности. Мамлюк почти никогда не попадал в плен: он или побеждал, или погибал, или исчезал с той же молниеносной быстротой, с которой атаковал…» Не правда ли, весьма колоритное описание египетского воина-«спецназовца»? Кого оно напоминает? Французский генерал недаром обратил внимание на казацкую сноровку мамлюков. В ХVIII веке, когда мамлюкские эмиры (беи) после долгого владычества турок-осман фактически опять стали править в Египте, в египетской армии среди младших командиров-кашифов (не говоря уже о рядовых воинах) находилось много грузин, русских, украинцев. Особой храбростью и боевой выучкой среди мамлюков-славян выделялись казаки (в том числе и запорожские). Кстати, наиболее доблестных воинов, входивших в личную гвардию султана, так и называли – «аl-khassakiyyа», то есть казаками. Мамлюки (нередко это были еще почти дети, захваченные в плен) проходили специальную боевую подготовку. Это высшее воинское мастерство называлось «фурусия». По-другому этот термин можно перевести как «искусство русов». Наверное, здесь не лишним будет вспомнить, что «урусами» турки нередко называли именно запорожцев. Прославленный казацкий полководец Иван Сирко был у них даже «урус-шайтаном». Кстати, мамлюки демонстрировали свое боевое искусство на специальных ипподромах-«майданах».
Кому бы ни приходилось «продавать» свое военное мастерство, куда бы ни забрасывала казака «наемническая» и бродяжья судьба, он везде оставался казаком – бесстрашным, находчивым, решительным.
Комментарии