search
main
0

Лекотека – дело серьезное

​Наша лекотека «Помоги мне сделать самому» была открыта в сентябре 2007 года на базе детского сада компенсирующего вида №523 (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и патологией бронхолегочной системы). Ее посещают дети в возрасте от 2 до 8 лет с нарушениями развития ВПФ, речевых и языковых функций, статодинамических функций, соматических функций генетического и органического генеза.

Для лекотеки выделены игровая и сенсорная комнаты, кабинеты специалистов, логопеда (совместно с логопедом ДОУ), помещение для хранения игрового оборудования, туалетная комната.В игровой комнате созданы несколько зон: для игр с сыпучими материалами, для игр с водой, для развития общей моторики, для развития сюжетной игры, для развития сенсорного восприятия. Все зоны имеют стандартное наполнение (игрушки для развития движений рук и ручных навыков, для развития тактильного, зрительного, слухового восприятия, мышления и речи, средства для социально-эмоционального развития), кроме зоны развития сенсорного восприятия. В нее добавлены элементы Монтессори (модули для подбора цветов, тактильных ощущений, модуль с замочками и застежками, модуль для прогона шаров, блоки с цилиндрами, розовая башня и т. д.).В сенсорной комнате обогащаются тонкие переживания и ощущения детей. Она оборудована воздушнопузырьковой трубой «Рыбки» с двумя акриловыми зеркалами; фиброоптическим душем, волокном, занавеской; напольным фиброоптическим ковром «Млечный путь»; световой гирляндой; модулем для развития тактильных ощущений, зеркальным шаром; световым проектором «Меркурий» со встроенным ротатором.В кабинете специалистов проводятся организационно-методическая работа, первичные приемы родителей, индивидуальные беседы с родителями, консилиумы лекотеки.Помимо своих площадей лекотека использует и площади детского сада: музыкальный зал, кабинет логопеда, помещение оздоровительного комплекса (массажный кабинет, зал ЛФК, гидрованна).Все специалисты (это учитель-логопед и учитель-дефектолог, более 10 лет работавшие в коррекционном образовательном учреждении VIII вида, педагог-психолог со степенью кандидата психологических наук, имеющий опыт работы с детьми с нарушениями в развитии) постоянно повышают свою профессиональную квалификацию на различных курсах. Специалист по работе с родителями имеет десятилетний опыт психологического консультирования взрослых и немедицинской психотерапии, прошла обучение по курсу профессиональной переподготовки «Клиническая психология».Основная линия развития нашей лекотеки сложилась в процессе работы в первые два года. Постепенно мы пришли к выводу, что одной из важных задач для особого ребенка будет умение обслуживать самого себя, преодолевать трудности, научиться выполнять элементарные бытовые навыки, ведь это станет большим шагом на пути к независимости.Поэтому приоритетным направлением работы нашей лекотеки стала социально-бытовая адаптация детей с особыми образовательными потребностями. Главным условием тут выступает создание единого пространства для развития особого ребенка, выделены направления, которые стали базовыми компонентами работы всех специалистов в решении таких проблем, как:    поддержка, помощь и обучение родителей взаимодействию с ребенком;    гармонизация внутрисемейных отношений;    поддержка ребенка в процессе его социализации в различных условиях.Реализация этого направления нашей деятельности осуществляется в разных формах: индивидуальные и групповые игровые сеансы, проводимые в соответствии с индивидуальным планом, разработанным на каждого ребенка; индивидуальные и групповые (родительские встречи) консультации и беседы с родителями в лекотеке по телефону, по Интернету; организация внелекотечного взаимодействия родителей с помощью социальных сетей (форум группы «Слышен разговор»); домашнее визитирование, цель которого – закрепление социально-бытовых навыков в домашних условиях; диагностические и гостевые включения детей лекотеки в группу типично развивающихся сверстников с целью переноса и закрепления полученных навыков в условиях коллектива.Наиболее эффективные методы, на наш взгляд, – это:    построение партнерских отношений между специалистами и родителями с помощью формирования обоюдного доверия;    обучение родителей необходимым способам игрового взаимодействия с ребенком;    метод модификации поведения;    метод подражания поведению взрослого;    использование элементов метода оздоровительной педагогики Марии Монтессори.Большим достижением в работе нашей лекотеки стало формирование у детей с особыми образовательными потребностями предпосылок к учебной деятельности в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.За прошедший учебный год 20% детей из нашей лекотеки зачислены в массовые и коррекционные дошкольные учреждения (группа «Особый ребенок», группа кратковременного пребывания, группа типично развивающихся сверстников); 7% – в специальные коррекционные школы. Остальные дети продолжают посещать лекотеку.На наш взгляд, переходу детей с особыми образовательными потребностями в различные образовательные учреждения способствуют:    командная работа всех специалистов подразделения и творческий подход к построению психолого-педагогического сопровождения;    постоянное повышение своей квалификации специалистами лекотеки;    выстроенные партнерские отношения между специалистами и родителями.За время существования лекотеки специалисты накопили практический опыт работы, позволяющий думать о перспективах развития с оптимизацией работы, определять направления развития и пошагово реализовывать намеченные цели в контексте приоритетного направления.Мы определили для себя три направления: работа специалистов, взаимодействие с родителями, совершенствование предметно-развивающей среды. Наши ожидания связаны с повышением уверенности в своей профессиональной компетенции, снижением уровня гиперопеки родителей и как следствие приобретение самостоятельности детьми с особыми образовательными потребностями.Ольга Серебренникова, руководитель СП «Лекотека» ДОУ № 523

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте