- В ноябре министр образования и науки РФ Ольга Васильева подвела итоги первого года реализации шести приоритетных проектов в образовании. Лейла Ринатовна, что сделано по этим направлениям в республике?
– Сегодня я хочу рассказать о реализуемых в Республике Татарстан проектах. Это «Создание современной образовательной среды для школьников», «Доступное дополнительное образование для детей», «Рабочие кадры для передовых технологий» и «Вузы как центры пространства создания инноваций».Цель проекта «Создание современной образовательной среды для школьников», как известно, обеспечение повышения доступности и качества общего образования в стране за счет создания к 2025 году более 6,5 млн новых мест в школах субъектов. В этом году в рамках проекта в Татарстане построены три школы: две школы на 1224 места – одна в Набережных Челнах и одна в Казани – и на 500 мест в Арске. Из федерального бюджета на эти цели нам выделили 1,3 млрд рублей, республика вложила 772 млн. Школы уже открыты и работают.В рамках проекта «Доступное дополнительное образование для детей» с 2016 года мы получили из федерального бюджета более 100 млн рублей. Благодаря этим вливаниям в Татарстане работают 3 детских технопарка: в Альметьевске, Нижнекамске и Набережных Челнах, а на базе Республиканского центра внешкольной работы создается модельный центр дополнительного образования детей. «Кванториум» – особое образовательное пространство. Это новая модель дополнительного образования детей, которая состоит в объединении усилий науки, бизнеса и государства с целью формирования системы углубленного научно-технического образования и развития детей.Первый детский технопарк в Республике Татарстан открылся на базе IT-парка в городе Набережные Челны в декабре 2015 года. Здесь обучаются 420 воспитанников, еще около 1700 охвачены различными мероприятиями, проводимыми в технопарке.С 2017 года в Республике Татарстан начали свою деятельность еще два детских технопарка – в городах Нижнекамск и Альметьевск.У проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» в республике также есть свои драйверы. Ключевой – это, конечно, стандарты WorldSkills. Еще с 2013 года ведется значительная работа по развитию движения. В 2014 и 2015 годах в Казани прошли финалы национальных чемпионатов, где республиканская сборная заняла первое общекомандное место. В 2016 году в Красногорске сборная республики заняла 3-е место, а в 2017 году в городе Краснодаре завоевала 2-е место на соревнованиях финала. В конце ноября – начале декабря этого года в Казани прошел региональный чемпионат «Молодые профессионалы». В общей сложности в нем, считая и кластер юниоров, приняли участие порядка тысячи студентов СПО. Это, конечно, самое масштабное соревнование в истории движения WorldSkills Республики Татарстан. Его победители примут участие в федеральных отборочных соревнованиях WorldSkills национального чемпионата 2018 года, который пройдет в Южно-Сахалинске.Исторически сложившиеся вузовские традиции дают нам возможность успешно справляться с задачами, которые ставит национальный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций». Цель проекта – обеспечение стойкой глобальной конкурентоспособности не менее 5 вузов в 2018 году, а в 2025-м – не менее 10, а также создание в регионах в следующем году не менее 55, а к 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. В этом проекте от Республики Татарстан участвуют Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева, Казанский государственный энергетический университет. В установленные сроки вузы представили в Министерство образования и науки России согласованный с правительством Республики Татарстан пакет заявочных документов для участия в конкурсе. – А делается ли что-то в рамках проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»? Он стартовал в мае, но поставил весьма амбициозные задачи – повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на глобальном рынке.- Республика Татарстан – это привлекательный регион. В различных сферах, в том числе и в образовании. Наша система высшего образования представлена большим количеством государственных и негосударственных вузов. В частности, действует старейший и крупнейший в регионе Казанский (Приволжский) федеральный университет, который уже вошел в число 450 лучших учебных заведений планеты по версии международного рейтинга QS World University Rankings. Татарстанские образовательные организации предоставляют будущему студенту большой выбор программ высокого уровня, поэтому, безусловно, представляют значительный интерес как для россиян, так и для иностранных граждан.Это подтверждает и тот факт, что за последние пять лет количество студентов из субъектов РФ, обучающихся в вузах республики, увеличилось более чем на 20% (в этом году мы можем говорить о более чем 25 тысячах студентов), а иностранных студентов – более чем в два раза. При этом наши организации профессионального образования остаются популярными среди молодых жителей Республики Татарстан.Мы активно выходим на «экспорт» лучших образцов образования и в СПО. Ключевое направление здесь – это реализация под патронатом президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова программы создания ресурсных центров, в которых сконцентрированы лучшие учебно-методические, кадровые и материально-технические ресурсы, предназначенные для подготовки квалифицированных рабочих кадров в соответствии с запросами высокотехнологичных производств и международных стандартов. Сейчас в республике 25 ресурсных центров, в следующем году их будет 31.Особая роль в этом проекте отводится профильным работодателям, которые принимают непосредственное участие в образовательном процессе, в разработке рабочих программ, в работе итоговых аттестационных комиссий, в софинансировании. Тесная взаимосвязь работодателей и организаций СПО способствует повышению не только качества образования, но и процента трудоустройства выпускников именно по полученной профессии. Хочется вспомнить в связи с этим высказывание Джона Рёскина: «Первое условие образования – возможность получения полноценной и значимой работы». – Лейла Ринатовна, в последнее десятилетие количество студентов организаций СПО стремительно растет, а вузов – падает. Этот тренд характерен для Татарстана? С чем это, на ваш взгляд, связано?- Не была бы так категорична: на фоне интереса к вузовскому образованию сегодня в республике наблюдается увеличение количества выпускников 9-х классов, поступающих в колледжи и техникумы. По итогам приемной кампании этого года данная тенденция сохранилась, и более половины выпускников основной школы пришли в СПО.Во многих организациях СПО растет и сам конкурс. Так, например, при поступлении в Казанский педагогический колледж в этом году средний конкурс был 6 человек на место, средний балл аттестата – 4,7. В Казанском строительном колледже сравнимые показатели: 5,5 человек на место, средний балл аттестата – 4,5. В Лениногорском нефтяном техникуме 4 человека на место, средний балл аттестата – 4,4. В Колледже нефтехимии и нефтепереработки им. Н.В.Лемаева 3 человека на место, средний балл аттестата – 4,3. В подготовке работников сферы обслуживания лидер Казанский торгово-экономический техникум – 3,8 человека на место, средний балл аттестата – 4,8.В Татарстане функционирует межрегиональный центр компетенции – Казанский техникум информационных технологий и связи, где конкурс составляет 5 человек на место.- Чем обусловлена такая популярность СПО? Ведь в Татарстане и Казани весьма сильная вузовская база…- Думаю, тем, что у республиканской системы профессионального образования появился новый имидж. Над этим долго и комплексно работали, и вот результат. Главную роль здесь, конечно, сыграла реализация вышеупомянутой программы создания ресурсных центров.Ресурсные центры – это в первую очередь новая образовательная среда. Квалифицированные педагогические кадры, хороший набор и конкурс при поступлении, прекрасно отремонтированные учебные корпуса и новейшее учебное оборудование позволяют повысить статус и имидж образовательных организаций, а студентам – смело двигаться к мировым стандартам в той или иной профессии, да и в целом способствуют популяризации рабочих специальностей среди молодежи. – В 2019 году в Казани пройдет мировой чемпионат WorldSkills. Город и образовательные учреждения готовы принять гостей?- Решение о проведении 45-го мирового чемпионата по рабочим профессиям в Казани было принято в Сан-Пауло еще в 2015 году. Я уверена, это даст мощный толчок развитию профессионального обучения, кардинально повысит его престиж и привлекательность в молодежной среде.Мы изначально рассматриваем WorldSkills не только с точки зрения масштабного конкурса профессионального мастерства. Для татарстанской системы образования это эффективный инструмент оценки качества подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, инструмент приведения образовательных стандартов в соответствие с профессиональными стандартами, возможность привнести в нашу образовательную практику новые, проверенные на мировом уровне методики подготовки.Думаю, что проведение мирового чемпионата в 2019 году в Казани позволит сформировать сильную многоплановую базу для дальнейшего повышения престижа и качества подготовки рабочих кадров в Татарстане. На мой взгляд, проведение чемпионата профессионального мастерства такого уровня исключительно положительно скажется на повышении привлекательности нашего региона во всех смыслах. Необходимо упомянуть и о мощном потенциале движения WorldSkills в организации профориентационной работы. Например, в ноябре текущего года основные соревновательные площадки регионального чемпионата посетили почти 18 тысяч школьников и студентов. Для каждого посетителя это шанс ознакомиться со многими аспектами интересующей профессии, увидеть в деле высококлассных профессионалов и найти себя.И хотелось бы, подводя итог нашей беседе, сказать, что в основе татарстанской «Стратегии-2030» – человеческий капитал, а значит, прежде всего образование.И не случайно президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов отметил, что образование является приоритетной отраслью в развитии республики. Именно через образование меняется мир. Недооценивать мультипликативный эффект образования было бы неправильно. КазаньЛейла Ринатовна ФАЗЛЕЕВА – помощник президента Республики Татарстан. В 1997 году окончила Казанский государственный университет по специальности «филолог, преподаватель русского языка и литературы». С 1996 по 2004 г. – учитель русского языка, а затем заместитель директора по воспитательной работе средней школы №126 Советского района г. Казани. В 2004-2007 гг. – директор средней школы №15 Советского района г. Казани. С 2007 по 2011 г. – заместитель главы администрации Советского района г. Казани. В 2011-2014 гг. – заместитель руководителя Исполкома г. Казани по социальным вопросам. С октября 2014 г. – помощник президента Республики Татарстан. Почетный работник общего образования Российской Федерации.
Комментарии