Работа учителем, множество проанализированных уроков математики, проведение занятий с учителями, многолетняя работа в медальной комиссии, в Федеральном экспертном совете при Министерстве образования РФ… Все это позволило Георгию Константиновичу досконально разобраться в проблемах, стоящих перед школьным математическим образованием, и предложить пути решения некоторых из них. Эти предложения нашли свое отражение в учебниках, о которых мы беседуем с автором.
– Почему вами написаны учебники именно алгебры, а не геометрии?
– К работе над учебниками алгебры еще в начале 80-х годов прошлого века меня привлек мой отец К.С.Муравин. В то время он вместе с Ю.Н.Макарычевым, Н.Г.Миндюк и С.Б.Суворовой уже около 20 лет являлся автором так называемого стабильного учебника алгебры, по которому учились школьники всего Советского Союза. В рамках этого авторского коллектива моему отцу не удавалось реализовать свои представления о том, каким должен быть школьный курс алгебры, поэтому и родилась идея создания нового учебника.
– В чем она состояла?
– Обучение алгебре в те годы сводилось в основном к разучиванию школьниками определений и алгоритмов, а учебная деятельность сводилась к выполнению большого числа упражнений по образцу. Новый учебник отец хотел написать в идеологии развивающего обучения, разработанной Л. Выготским. Приоритет в ней отдается продуктивной (творческой) деятельности, в которой существенны элементы самостоятельного мышления. В учебнике это должно было проявиться как в особом, проблемном, стиле изложения материала, так и в выстраивании системы упражнений, которая должна была сплетаться из заданий репродуктивного и продуктивного характера. При этом важно, чтобы творческие, развивающие задания по уровню трудности были доступны подавляющему большинству школьников.
– Работу над учебниками вы начали в 80-х годах, а когда учебники вышли в свет?
– В 1994 г. издательство «Просвещение» выпустило наши учебники одной книгой «Алгебра. 7-9 классы» и довольно большим тиражом – почти 200 000 экземпляров. Эту книгу я до сих пор встречаю в различных регионах России. К сожалению, мой отец этих учебников не увидел…
С 1996 г. учебники выходят в издательстве «Дрофа» отдельными книгами. В их доработке принял участие Г.В. Дорофеев. Сегодня «Дрофа» выпускает учебники, переработанные в соответствии с новым стандартом математического образования. При переработке были учтены замечания и предложения учителей, использовавших учебники. В этом активно участвовала моя жена, поэтому авторский коллектив снова стал «семейным»: Г.К.Муравин, К.С.Муравин, О.В.Муравина.
– Сейчас говорят о скором переходе школы к профильному обучению в старших классах. На какие профили рассчитаны ваши учебники?
– Материал выстроен так, что его можно изучать на разных уровнях строгости. Так, в «гуманитарных» профилях большое число иллюстраций позволит сформировать нужные математические представления практически без строгих формальных доказательств. С другой стороны, наличие этих доказательств дает возможность в «математических» профилях изучить материал более глубоко. Ну и, конечно, дифференциация в полной мере проявляется в системе упражнений.
– К своим учебникам вы готовите подробные методические рекомендации. Чем это вызвано?
– Главная причина – дефицит времени на подготовку к уроку, который испытывают многие учителя. Мы берем значительную часть этой работы на себя, предлагая в методических рекомендациях конспекты практически всех уроков, сценарии и содержание зачетов. Ко многим задачам учебника в рекомендациях приводятся вопросы, наводящие школьников на идею решения.
Кроме того, у нас свои представления о том, каким должен быть УМК. В отличие от большинства других, содержащих учебники, задачники, рабочие тетради, дидактические материалы и тесты, в нашем комплекте всего две книги по каждому классу: учебник с задачником и методические рекомендации к нему. Методические рекомендации интегрируют в себе весь дополнительный материал. Нужные самостоятельные или контрольные работы, тесты с решениями и ответами прилагаются к конспектам соответствующих уроков, что также экономит время учителя, которому уже не нужно обкладываться разными книгами в поисках материала к уроку. Кроме того, это, конечно, удешевляет комплект, что в наше время тоже не маловажно.
– Есть ли решебники к вашим учебникам?
– Нет и, видимо, не будет. Дело в том, что мы сами поместили в конце каждого учебника довольно большой раздел, содержащий советы по решению и даже сами решения большинства более-менее трудных задач, а ответы дали практически ко всем задачам. На наш взгляд, списывания домашнего задания можно избежать, если требовать не наличия в тетради выполненного домашнего задания, а умения решать заданные на дом задачи. Для этого можно, например, время от времени предлагать в начале урока небольшую самостоятельную работу, в которую включать задания, аналогичные домашним.
– К какой главной цели вы стремились при создании своего УМК?
– Мы хотели, чтобы по нашему комплекту было легко учить и интересно учиться!
Комментарии