search
main
0

Легко ли быть Гражданином России?

В поселке Сукко Краснодарского края, в Федеральном детском центре «Смена» прошли заключительные мероприятия XII Всероссийской акции «Я – гражданин России». В состязаниях приняли участие 20 команд из 17 субъектов РФ, включая такие отдаленные территории, как Камчатка, Приморский край и Сахалин. (Подробнее об этом читайте в №33 “Учительской газеты” от 14 августа 2012 года).

Несмотря на то что понятие “гражданин” для каждого из нас наполнено своим собственным смыслом, организаторы Всероссийской акции “Я – гражданин России” делают упор все-таки на конкретных добрых делах, подтверждающих стремление человека помощь людям, решить ту или иную социальную проблему, изменить законодательство, привлечь властей внимание к нерешенным вопросам. Поэтому неудивительно, что хоть участники акции – дети самого разного возраста, всех их объединяет активная гражданская позиция, энтузиазм и творческий подход в достижении поставленной цели. И если одни лишь год назад подключились к делу, другие уже являются “ветеранами”, за плечами которых несколько удачных проектов.

Юлия КОЛОТОВА, ученица 11-го класса волгоградского лицея “Лидер”:

– “Мы вместе!” – мой первый проект, хотя об акции “Я – гражданин России” знаю уже давно. Упоминание о ней несколько раз встречалось в Интернете. Мне показалось, что это очень здорово, когда сами дети берутся за очень важное дело, поднимают серьезную проблему и доводят ее до ума. Захотелось попробовать самой, испытать силы.

Сначала у нас просто возникла идея помочь детям с ограниченными физическими возможностями, а уже потом мы узнали, что, оказывается, существует целое движение, причем в масштабах страны, и в нем принимает участие огромное количество школьников. Поэтому решили подключиться к акции.

В этом проекте было занято около 30 человек их нашего лицея. В “Смену” приехали только четверо, но это не значит, что остальные недостойны, просто есть требования, установленные министерством.

Для меня лично самое сложное в работе над проектом – непонимание и нежелание помочь, исходящее от руководителей разного уровня. Да, некоторые охотно помогают, но есть и такие, которые отказывались даже выслушать. Правда, и обычные люди тоже откликаются далеко не всегда. Охотнее всего помогают как раз те, кому близка проблема, затронутая проектом. Что, в общем, и понятно.

2012-2013 учебный год для меня последний, нужно усиленно готовиться к поступлению в вуз, к ЕГЭ, но это вовсе не значит, что я перестану участвовать в акции. Наверняка помогу тем, кто начнет разрабатывать очередной проект, хоть и знаю, что больше лично я сюда уже не попаду. Однако нам же тоже помогали старшеклассники, и некоторые сделали для проекта очень много, ведь у них есть опыт, полученный в ходе подготовки нескольких предыдущих проектов!

Анна КОЛОСОВА, ученица 8-го «Б» класса Самарского технического лицея:

– Я тоже участвую в акции только первый год. Правда, в лицее это уже стало традицией, например, некоторые школьники уже давно помогают детям-инвалидам, но для меня это первый опыт. Наш проект называется “Приствольный круг – деревьям друг”, мы решили помочь сохранить зеленые насаждения в городе, потому что в позапрошлом году было очень жаркое лето и погибло немало деревьев. А вот если бы за ними правильно ухаживали, этого бы не случилось! Поэтому мы – несколько человек из трех разных классов – собрались и приняли решение изменить ситуацию, учитывая ошибки прошлого.

Работать в проекте мне нравится потому, что тут никто никого не заставляет, каждый делает все исключительно по доброй воле, осознанно, с полным пониманием целей и задач. Мы сами распределяем свое время так, чтобы одно не мешало другому, чтобы работа в проекте не была в ущерб учебе или чему-нибудь еще. Я, например, после школы хожу на секцию танцев, занимаюсь в клубе “Что? Где? Когда?”, но при этом стараюсь выложиться по полной и здесь.

Не скажу, что легко везде успевать и за всеми поспевать. Но самое сложное для меня в проекте – это выступление на сцене.

Мария ШИЛКИНА, ученица 7-го класса московской школы №2029:

– Помогать бездомным собакам и кошкам мы начали зимой прошлого года. Нет, конечно, мы им и раньше помогали, но зимой решили создать целый проект и подключить к нему других людей – учеников, учителей, родителей и других.

А началось все с того, что мы просто шли по улице, вдруг откуда-то выбежала собака и начала на нас лаять. Мы испугались и подумали, что просто так гулять стало опасно, и родители тоже боятся за нас. Значит, нужно сделать так, чтобы собаки не бегали по улицам, злые и голодные, для них нужно найти хозяина или отвести место в приюте, где бы их накормили и согрели. А лучше так: сначала их определить в приют, а потом чтобы люди их взяли к себе. Потому что убивать бродячих собак – это живодерство!

Мы работаем в проекте только вчетвером, но зато нам много людей помогало, они принесли целых 10 килограммов корма для собак! Жалко, что не все решили помочь, потому что у них много дел. Но ведь и у нас много дел, а мы все равно заботимся о бездомных собаках и кошках!

И хоть у нас в этот раз не получилось победить, все равно, мы решили продолжить проект, изменить и расширить его, привлечь больше участников!

Тигран САГАТЕЛЯН, ученик 11-го «В», школа №49, Тольятти:

– Я стал участником проекта “C улыбкой по жизни”, можно сказать, случайно. Просто друзья предложили помочь, я и согласился, плохо представляя, в чем суть. Но уже в процессе понял, что это такое, и мне понравилось. Ведь в проекте на каждого из нас возлагается ответственность, и лично мне это приятно. К тому же приходится общаться и знакомиться со многими людьми, в основном взрослыми и солидными, от которых зависит принятие того или иного решения. Это, конечно, трудно, особенно когда они не настроены помогать, зато теперь у нас уже выработался опыт по убеждению, мы научились правильно строить свой разговор и излагать свои аргументы. И чем больше общаешься, тем больше понимаешь – они такие же нормальные люди, как и мы все.

Насколько мне известно, в нашей школе и раньше разрабатывали очень интересные и важные проекты. Например, один из них касался помощи бомжам и был направлен на то, чтобы таких людей стало меньше.

Учителя всячески поощряют нашу деятельность и относятся к нам с уважением. Особенно приятно, когда тот иной преподаватель вдруг на уроке упомянет о нашей работе в проекте.

Анастасия НИКУЛИНА, ученица 11-го класса Коелгинской школы имени С.В.Хохрякова, Челябинская область:

– Я подключилась к проекту с сентября прошлого года. В самом начале первой четверти кто-то из учителей обратил внимание на внешность учеников и пристыдил, сказав, что мы могли бы выглядеть гораздо более элегантно и скромно. Это послужило стимулом, в результате родился проект “Стильная школа”, с которым мы здесь выступаем. Причем мы лишь в процессе выяснили (да и то случайно!), что, оказывается, наша деятельность аккуратно укладывается в рамки Всероссийской акции “Я – гражданин России”, и решили подключиться к ней.

Для меня труднее всего было изучить действующее законодательство, вникнуть в суть СанПиНов, а также правильно оформить наши предложения, чтобы они полностью соответствовали существующим требованиям. И, конечно же, очень трудно побороть инерцию людей, убедить их в том, что форма нужна, потому что она не только красивая и стильная, но также удобная и полезная. До сих пор есть люди, которые категорически против любой формы, зато значительно увеличилось количество тех, кто переменил свое решение, встав на наше сторону.

А самое главное, что наш опыт заинтересовал учеников, учителей и родителей других школ. И теперь мы даем консультации, рассказывая, что необходимо сделать, чтобы изготовить такую форму, которая нравилась бы людям.

Алена ПОПЕЛЫГИНА, ученица 8-го «А» класса Первомайской школы, Томская область:

– В таком масштабном проекте я участвую впервые. До этого все ограничивалось небольшими акциями в масштабах школы, а тут мы вдруг вышли на всероссийский уровень!

Мне кажется, помогать людям нетрудно, гораздо сложнее изучать документы, в их суть, чтобы понять, как их можно изменить. Могу с гордостью сказать, что теперь я разбираюсь, какой документ для чего нужен и какой из них важнее остальных.

Приятно осознавать, что ты помогаешь тем, кто в этом нуждается! Это совсем не похоже на то, что я чувствовала, когда занималась другими проектами. И я надеюсь, что в будущем продолжу эту деятельность, выбрав профессию, где пригодятся приобретенные навыки.

Татьяна ДУБИНИНА, ученица 10-го «А» класса поронайской школы №1, Сахалинская область:

– Пять лет назад, когда я приехала на Сахалин их Хабаровского края, мне сразу предложили принять участие в проекте “Учитель глазами учеников”. Меня это заинтересовало, и я согласилась. Уже позже, изучив предыдущие проекты, которые ребята выполняли до меня, я поняла, что сделала правильный выбор, ведь это действительно серьезные и полезные дела! Очень понравился проект “История школы в лицах”, где мы рассказали о нашем образовательном учреждении устами тех, кто проработал здесь всю свою жизнь. А этот проект мы назвали “PRO здоровье”, он посвящен разработке подходов, с помощью которых ученики школы смогут защититься от болезней и пагубных привычек.

Разрабатывая ту или иную тему, приходится общаться с представителями власти. И хоть они, как правило, на словах нас поддерживаю, очень сложно добиться, чтобы эти слова превратились в конкретные действия.

Еще я заметила одну интересную деталь: довольно трудно заинтересовать чем-либо общество, если ты сам не до конца понимаешь смысл того, чем занимаешься, и плохо представляешь, как можно реализовать твою идею. Но как только приходит это понимание, народ меняет отношение и проявляет явный интерес.

Хочу добавить, что времени обычно не хватает тому, кто ничего не делает или кто плохо умеет распределять свою загруженность. Я вот помимо участия в проектах пою в школьном вокальном ансамбле, вхожу в интеллектуальный клуб “Эрудит”, занимаюсь журналистикой, посещаю музыкальную школу по классу аккордеона и являюсь президентом школьного самоуправления.

Но при этом замечу, что из этого вовсе не следует, будто все должны заниматься всем, я знаю немало ребят, которые выбрали себе что-либо одно – спорт, музыку, изобразительное искусство и т. д. – и только этим и занимаются. И молодцы! Лучше делать хоть что-нибудь, но с интересом, чем много чего, но по принуждению. Ведь чтобы создать и реализовать проект, обязательное условие – наличие у человека интереса к этому проекту, иначе он никогда не добьется поставленной цели, да и сам проект очень быстро загнется.

Артем ТОРОПКОВ, ученик школы №12, Электросталь, Московская область:

– Я уже не первый год принимаю участие в акции “Я – гражданин России”, наша команда даже входила в число победителей. “Велогородок своими руками” – четвертый по счету проект, из предыдущих хочу назвать “Рекорды рождаются во дворах”, он также связан со спортом. Мы восстановили разрушенную хоккейную коробку и продолжаем за ней ухаживать, создали вокруг нее цветочную аллею, добились того, чтобы были выделены средства на ее содержание.

Проект “Ветераны онлайн” проходил в тесном сотрудничестве с советом ветеранов нашего города. Мы научили пожилых людей пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями, чтобы помочь им найти друзей, однополчан и одноклассников в сети, общаться друг с другом. Хочу сказать, что у нас в школе действуют два музея, и в ходе реализации проекта нам удалось найти родственников бывших выпускников школы, не вернувшихся с войны.

Учителя помогают нам и всегда относятся с пониманием, если у нас возникают какие-то трудности. Но и мы никогда не злоупотребляем их доверием, поэтому стараемся организовывать встречи с депутатами и представителями бизнеса в свободное от учебы время.

С каждым годом работать с чиновниками становится все легче. Во-первых, уже есть опыт, а во-вторых, о нашей деятельности знают по предыдущим проектам. Правда, это во многом зависит от темы проекта. Один идет легко, другой, где требуется помощь депутатов и солидных людей, где необходимо выделить средства из бюджета и изменить законодательство, гораздо труднее. Но мы никогда не теряем надежды, поэтому, если отказали здесь, идем дальше, в обход, и в конце концов побеждаем.

Участвуя в акции “Я – гражданин России”, нужно очень точно представлять себе, какая тема действительно более всего востребована в нашем обществе, чтобы найти поддержку у людей. А это очень сложно, несмотря на то что, казалось бы, вокруг огромное количество проблем и все важные. Поэтому мы, прежде чем определиться с направлением деятельности, проводим опросы, интересуемся мнением представителей самых разных слоев.

А вот что говорят по этому поводу педагоги-координаторы, которые приехали в ФДЦ “Смена” вместе со своими командами.

Евдокия ПОНОМАРЕНКО, учитель проектной деятельности школы №49, Тольятти:

– В нашем активе уже пять реализованных проектов. Самый первый назывался “Миллионы в помойке” и касался рациональной утилизации бытового мусора. Мы обратили внимание на безобразное состояние урн, бочек и баков у подъездов, из-за чего вокруг было очень грязно, царила антисанитария. С задачей справились полностью – привлекли внимание общественности и властных структур к данной проблеме, в результате чего бачки были заменены на цивильные большие и красивые контейнеры с крышками. Не сразу, но во дворах стало заметно чище. В идеале, конечно, было бы хорошо наладить раздельный сбор мусора по типам – пластик, стекло, бумага и т. д., но это тема отдельного проекта, на будущее.

Еще один проект назывался “Обратная сторона медали”, в нем мы подняли проблему ветеранов спорта, о которых все забыли. Среди тех, кто раньше добывал рекорды для нашей страны, защищал честь города и области, немало инвалидов, живущих в нищете, им никто не помогает. Поэтому мы поработали в архивах, создали в школе музей и заложили во дворе аллею звезд спорта. Ребята приглашают заслуженных спортсменов, чествуют их, одновременно широко освещая это событие в СМИ. А параллельно мы вышли в Самарскую думу с предложением оказать этим людям адресную помощь.

Правда, здесь в отличие от проблемы с мусорными бачками невозможно достичь результата и успокоиться, и мы ведем этот проект вот уже несколько лет. С другой стороны, он имеет огромное воспитательное значение, дети общаются с легендами спорта и своей деятельностью помогают привлечь к ним внимание представителей власти.

Когда мы начинаем проект, в нем обычно принимает участие довольно большое количество учеников. В проекте “Человек с улицы” мы постарались привлечь внимание к проблеме бездомных. У нас ведь очень суровые зимы, и в морозы им приходится трудно. Конечно, можно сказать, что этим должны заниматься не дети, а специальные службы, тем более что они действительно существуют и получают бюджетное финансирование. Но, изучив проблему, мы пришли к выводу, что существующее законодательство не позволяет оказывать бездомным помощь в полной мере, поскольку в приютах слишком мало мест, и содержать там людей могут лишь непродолжительное время. Поэтому необходимо менять юридическую базу, чтобы действительно повлиять на процесс.

И вообще, проектная деятельность в рамках акции “Я – гражданин России” тем и отличается от волонтерского движения, что мы не просто помогаем отдельным гражданам, а пытаемся воздействовать на ситуацию путем изменения законодательства, готовим конкретные предложения и дополнения к законам, пишем письма депутатам.

Хочу упомянуть и еще об одном очень интересном проекте. Дело в том, что в этом году Тольятти исполняется 275 лет. Мы изучили отклики тех, кто побывал в наших краях, и убедились, насколько сложно приезжим ориентироваться в городе. Поэтому возникла идея разработать систему информирования, установив в людных местах карты микрорайонов. Это, конечно, не потребовало изменения законодательства, но, уверена, очень помогло многим, кто впервые приехал в Тольятти.

Валентина АНДРУСЕНКО, педагог-организатор Николаевской школы, Камчатский край:

– Участвовать в акции “Я – гражданин России” меня пригласили мои коллеги по школе, которые занимаются этим уже не первый год. Заодно решила попробовать себя в новом деле, оно показалось мне интересным. Тем более, наблюдая некоторое время со стороны тех детей, кто работал в проекте “Парк отдыха – односельчанам!”, я могу отметить, насколько они повзрослели, стали более самостоятельными, ответственными, инициативными. Их энергия уже не ограничена рамками проекта, а распространяется на все доступные им сферы деятельность.

Известно, что окрыляют те дела, которые удаются. А нашим детям пока что удается все, за что бы они ни взялись. Благодаря им в Николаевке появилась детская площадка, установлен памятник основателям села, обелиск погибшим односельчанам, озеленена значительная территория парка и т. д. При этом, что очень важно, каждый новый проект вовсе не снижает интереса к предыдущим.

Мы всегда стараемся поощрить любого, кто участвует в проекте. И хоть говорят, что дипломы – пережиток социалистических времен, ребята очень хорошо понимают цену любой благодарности, поскольку все это идет им в плюс, в портфолио.

Валентина РОТИНА, заместитель директора по информационным системам Дедуровской школы, Оренбургская область:

– На этом мероприятии мы, пожалуй, самые почетные участники, ведь наша школа в проекте с самого начала акции “Я – гражданин России”, то есть с 2001 года. И за все это время ни разу не прекращали участвовать в ней, каждый год реализуя все новые и новые проекты.

Среди наиболее известных можно назвать “Дедуровский каравай”, суть которого сводится к решению проблемы обеспечения нашего села свежим хлебом. Дедуровка находится в 40 километрах от областного центра, поэтому нередко случались перебои в поставками хлеба. На ярмарке социальных культурных проектов мы выиграли грант Приволжского федерального округа, на полученные деньги закупили оборудование для мини-пекарни. И теперь не только наша школа, но и все село имеет возможность питаться свежим ароматным хлебом.

Были проекты по озеленению и благоустройству села. В 2007 году мы вошли в пятерку лучших с проектом, посвященным созданию музея истории казачества. Особо подчеркну, что ни одно из наших начинаний не заканчивается с завершением проекта, все они продолжаются и расширяются. Иногда случалось, что в последующие годы мы опять возвращались к уже изученной когда-то теме, но исследовали ее в ином ракурсе. Так, создав школьный музей, мы вспомнили, что у нас есть еще и районный, после чего решили создать там экспозицию, посвященную истории газового промысла. А в лагере “Орленок” мы демонстрировали проект оформления зала детской игрушки.

Как вы можете убедиться, наша деятельность вовсе не ограничивается рамками школы, наоборот, мы с каждым годом стараемся выйти на новый уровень. Последний проект носит название “Парк Победы”, и это наш очередной подарок, что парк есть и он создан для людей!

Мария КУЗНЕЦОВА, учитель английского языка Псковской лингвистической гимназии:

– В прошлом году мы участвовали в конкурсе, даже не зная, что это “Я – гражданин России”. И даже дошли до областного уровня. А в этом году действовали вполне осознанно, поэтому дошли до финала и оказались здесь. Когда работаешь по четко прописанному алгоритму, выработанному организаторами акции, избегаешь очень многих ошибок и лишних трудозатрат. Правда, проект “Рождественская благотворительная ярмарка” и так довольно локален, поэтому он достаточно просто для начального уровня. И результат даже превысил наши ожидания, это нас очень здорово обрадовало и окрылило.

На следующий год мы подумываем о том, чтобы выйти с идеей организовать такую же ярмарку уже не только в какой-то конкретной школе, а в рамках всего города. Тем более что наши коллеги из других образовательных учреждений, побывав на нашей ярмарке, готовы поддержать нас и организовать у себя аналогичное благотворительное мероприятие. Ведь помощь нужна очень многим!

Фото автора

P.S. Фоторепортаж об этом мероприятии смотрите на сайте http://fotki.yandex.ru/users/drfraus/album/193683/

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте