Как уже знают наши читатели из предыдущих выпусков «Методической кухни», больше всего на Третий конкурс для классных руководителей, организованный «Учительской газетой», пришло сценариев воспитательных мероприятий. Казалось бы, это самый «легкий» конкурсный жанр. Берешь давно созданный и опробованный сценарий, запечатываешь в конверт и отсылаешь. Однако если конкурс проводится не только ради вручения наград, но и для того, чтобы его участники смогли повысить свою квалификацию как воспитателя, то, конечно, стоит свои работы перед отправкой окинуть придирчивым взглядом.
Соотнесите тему с задачами конкурса. Увы, некоторые читатели прислали нам не воспитательные, а образовательные мероприятия.
Подумайте о форме работы. Если мероприятие названо «Судом над наркоманией», подача текста в виде лекции, беседы или расширенной информации, взятой из интернета, вряд ли приемлема.
Внимательно отнеситесь к способу изложения. У нас стало «нехорошей», простите за откровение, традицией, зарифмовывать воспитательные мероприятия. Учитель не поэт, да и не должен им быть. Если вы не уверены в своих литературных силах, изложите сценарий в прозе. Плохие стихи могут испортить самое распрекрасное мероприятие. Лучше цитируйте любимых поэтов (только не забывайте называть авторов).
Избегайте абстрактных размышлений и лишних слов. Ваши ученики поскучнеют, если вы назидательно произнесете: «Добрый – тот, кто делает добро».
Замечательно, когда мероприятие, посвященное, например, Дню Победы, строится на разговоре с местными ветеранами или знакомстве с местной военной историей. Яркий пример: ребята из клуба «Поиск» средней школы №2 города Гуково Ростовской области вместе со своей учительницей истории Зоей Рудаковой провели огромную исследовательскую работу, разыскали интересные факты о военнопленных, похороненных на местном кладбище. Выступление поисковиков на открытом клубном занятии «Пусть памяти свет не гаснет никогда» заставило всех школьников по-иному посмотреть на далекую историю. В данном случае всем читателям «УГ» будут интересны и идея коллеги, и сценарий мероприятия – необычные факты можно использовать на празднике в честь Дня Победы, классном часе о милосердии, на уроке истории. Из мероприятия заместителя директора по воспитательной работе Авсюнинской средней школы Московской области Надежды Аржанович, посвященного битве под Москвой, хочется взять трогательную идею: одиннадцатиклассники перечисляют имена своих родных – участников Великой Отечественной, рассказывают об их судьбах.
А вот сценарий юбилея школы или выпускного вечера, полностью составленный на основе конкретных школьных реалий, к сожалению, и в кратком изложении опубликовать не получится, если там нет интересного сюжета, необычного «хода», нестандартной формы, которые можно перенять…
Вообще, если наши конкурсанты отходят от традиционной подачи, каким ярким, интересным, запоминающимся получается классный час или праздник! Очень выигрышно смотрятся мероприятия, особенно для начальной школы, в которых чередуются различные виды деятельности – игры, кроссворды, частушки. Воспитание нравственности, которое предлагает в сценарии «Дорогами добра» Евгения Тимошкина из Малоибряйкинской средней школы Самарской области, – именно такое разнообразное, веселое действо.
Многие материалы читаешь и ахаешь – какую огромную работу проводят педагоги, сколько сил вкладывают в эту пресловутую «необязательную», дополнительную внеклассную деятельность! Ребята из средней школы села Средняя Лукавка Липецкой области под руководством учителя биологии, экологии и химии Ольги Соколиковой собирают факты биологического, экологического характера, исследуют местную историю и биографию своего земляка Семенова-Тян-Шанского, а мероприятие «На берегах очаровательной реки Матыры…», сценарий которого прислала конкурсантка, – только один из итогов кропотливого труда.
Светлана Моисеева, социальный педагог и классный руководитель кадетского класса (автомобильной направленности) средней школы №6 Челябинска, рассказала о проекте «Мы дети одной Земли», который рассчитан на целый год. Школьники участвуют в социально значимых делах, помогают детям-сиротам.
Для учителя биологии и экологии Рэммы Тимофеевой из Большебикшихинской средней школы Чувашской Республики экологическая тема – повод не только к теоретическим размышлениям, но для практической помощи лесному хозяйству. Уже не первый год после классного часа «Как вырастить лес» ребята высаживают деревья. Молодцы!
В акции «Помоги библиотеке» участвуют учителя, ученики с 1-го по 11-й класс, родители. Завершающий аккорд благого дела – благотворительная ярмарка, сценарий которой прислала учитель физики, классный руководитель 7-го «Г» средней школы №1 города Курчатова Курской области Галина Ушакова.
Отмечу несколько просто блестящих сценариев. Марины Кислицыной, учителя начальных классов Сайгинской средней школы Томской области, которая «спела оду» полезному завтраку и назвала ее «Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной?». Социального педагога школы №1 села Ермолаево Республики Башкортостан Елены Ульяновой, которая формирует у своих учеников четкие антиалкогольные убеждения исподволь, в ролевой игре на внеклассном мероприятии «Давайте задумаемся…». Елены Печкуровой, учителя английского языка средней школы №17 города Подольска Московской области, которая выстроила урок памяти по погибшим в средней школе №1 города Беслана Северной Осетии как документальное действо из фактов и свидетельств очевидцев. Марины Поповой, педагога-организатора открытой (сменной) общеобразовательной школы №10 города Урай ХМАО, учительница прислала целую коллекцию интересных материалов: оригинальный конкурс «Ах, эти платочки!», деловую игру-путешествие для коллег «Методический калейдоскоп», классный час «Помоги тем, кто в этом нуждается».
Поражает разнообразие тем, которые вы, уважаемые читатели, выбираете для своих конкурсных работ. Тут и народные традиции, обычаи. Хочется отметить Ольгу Краснову, учителя МХК и изо Звениговской средней школы №3 Республики Марий Эл, с игрой-представлением «Путешествие в слободу Дымково».
И экологические проблемы. Замечательный классный час «Как мы можем помочь матушке-Земле» прислала учитель начальных классов средней школы №43 Самары Светлана Зотова.
И мероприятия, призывающие распрощаться с вредными привычками. Серьезный, деловой разговор «Курение. Влияние на организм человека» получился у Галины Стрельниковой, учителя математики Нартасской специальной (коррекционной) школы – интерната для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья XIII вида.
И познавательные внеклассные мероприятия. Блеснула интегрированным занятием «Физика – лирика» с оригинальными заданиями Тамара Пискунович, учитель физики Сайгинской средней школы Томской области.
И сценарии праздников. В средней школе села Ярославка Республики Башкортостан, кроме традиционных Последнего звонка и Выпускного бала, проводится игра «Какие впечатления о школе я оставляю себе на память?». Во время этого классного часа выпускники не только узнают, что думают о них педагоги, технический персонал, администрация, но и сами делают школе комплименты, высказывают критические замечания. Автор сценария – учитель химии и биологии Галина Новикова.
И сценарии мероприятий, которые объединяют класс, помогают наладить отношения. Во время классного часа учителя начальных классов школы-сада села Северный Удмуртской Республики Ольги Колеговой четвероклассники учатся разрешать конфликты мирным путем.
Радость для всех экспертов – коллективные участники. Если вся школа всколыхнулась – значит, здесь работает дружный коллектив, полный творческих сил. Таковы учителя Боевой средней школы Омской области, школы №78 Тольятти, средней школы №1 города Осташков Тверской области, Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка города Кирова, 52-й средней школы города Волгограда. Сразу несколько школ города Курчатова Курской области стали нашими конкурсантами благодаря своему методическому кабинету дополнительного педагогического образования.
Спасибо всем за творчество!
Комментарии