У Татьяны ГОЛОВИНОЙ регалий и званий хватает. Она – проректор по науке, доцент кафедры экономики и управления образованием Института развития образования Омской области, кандидат психологических наук. Коллеги в шутку зовут Головину «бегающей энциклопедией» – она лучше любого справочника: про учебные заведения Омска и тех, кто в них работает, знает все хорошее. Плохое, может, тоже знает, но никому не рассказывает.
А куда бежит все время? Смеется: «К знаниям». Пожалуй, это главное качество Татьяны Владимировны – желание и умение постоянно учиться. У детей и коллег, у природы и судьбы. И у «Учительской газеты», про которую уже лет двадцать она тепло говорит: «Наша газета». К началу ХХI века Головина была уже достаточно известным в Омске учителем и ученым – ее метод, по которому защищала кандидатскую «Формирование ценностного отношения к физической культуре у младших школьников», взяли на вооружение в четырех омских школах, в коих работала. Историком, между прочим, работала, а не физруком. А в 2000 году Головину «бросили на прорыв», назначив директором 51-й школы – причем в конце октября. Окончательно запущенное учебное заведение, находящееся к тому же в аварийном состоянии, хотели было закрыть, да некуда было девать 700 детей. И хотя школа была совершенно не подготовлена к зиме, Головина поняла, что нельзя заниматься только «хозяйством». Надо объединять коллектив, зажигать его, тем более что смотрели подчиненные настороженно, не ожидая от очередного руководителя ничего хорошего. Как воодушевить народ, Татьяна Владимировна не знала до тех пор, пока, как обычно, не взяла в руки свежий номер «Учительской газеты». Рубрика «Методическая кухня» ей нравилась всегда, а тут пришла мысль устроить ее обсуждение с коллегами. Сначала – с заместителями, и живая дискуссия неожиданно сблизила. Потом подключили педагогов. Вся школа увлеклась! Не просто разговорами, а неожиданным открытием – можно ведь «выращивать» и собственный опыт! Тогда это еще не было так понятно, как теперь. Новые подходы стали пробовать на уроках, начали выстраивать направления методической работы. Загорелись так, что коллектив запущенной окраинной школы, которой предрекали скорую гибель, в тот же год попробовал поучаствовать в городском методическом конкурсе. И занял сразу второе место!
«Учительская газета» не только стала отправной точкой развития школы, натолкнув Татьяну Владимировну на мысль, как расшевелить коллектив, но превратилась в «системообразующую идею», по ее признанию. Быстро забылось, что школу собирались закрыть за ненадобностью. Через год Головина выбила компьютеры, с удвоенной силой занялась смычкой умственного и физического труда. Через два – на базе 51-й была создана кафедра начального образования. Обсуждать публикации и анонсировать номера «Учительской газеты» стало привычкой. Татьяна Владимировна Головина ушла из 51-й школы в начале 2004 года. Ее бывший заместитель Татьяна Николаевна Подгорнова, занявшая место директора теперь уже инновационного учебного заведения, продолжает традицию. А Татьяна Геннадьевна Сапинская, превратившаяся из школьного библиотекаря в библиоведа Института развития образования, эту традицию с легкой руки Головиной перенесла на новое место работы.
Сейчас Головина ведет научное руководство методической службы Большереченского района, работает с каждым руководителем индивидуально. По ее словам, очень помогают в этом «Директорский клуб» и страничка писем «Учительской газеты». Оттуда она берет ситуации, которые уже отработали другие, чтобы на них учились директора. Каждая школа Большереченского района – сельского, отдаленного! – теперь имеет свою программу развития. Программы разные: Большереченская первая, например, вышла на управление качеством образования, маленькая – в селе Такмык – на развитие этнокультурного компонента. Есть программы, посвященные здоровому образу жизни. Но у всех школ района одно общее – они выписывают, читают и обсуждают «Учительскую газету» по примеру своего научного руководителя.
Комментарии