search
Топ 10

Легенда образования. Блестящий учитель, талантливый руководитель, прекрасный организатор

​Почти сорок лет своей жизни кавалер ордена «Знак Почета», заслуженный учитель Чувашской АССР Мария ШЕЛЕВАЯ посвятила делу образования и воспитания подрастающего поколения в качестве учителя истории, завуча, директора школы, руководителя Дворца пионеров, заведующего районным отделом образования, инспектора школ в Ивановской области, городах Чебоксары, Мурманск, Орел. В январе Марии Николаевне Шелевой исполнилось 95 лет!

Мария Николаевна трудилась не только в сфере образования. В ее послужном списке работа в Мурманском обкоме ВЛКСМ, исполкоме Чебоксарского городского совета депутатов трудящихся. После выхода на заслуженный отдых охотно согласилась на предложение Чувашского обкома Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений – возглавила пионерский лагерь «Буревестник», много лет им руководила. И сейчас Мария Николаевна в курсе всех школьных событий, в составе Совета ветеранов работников образования столицы Чувашии работает над претворением в жизнь многих общественных инициатив, зачастую сама является их автором.Как было отмечено в присланном юбиляру поздравлении Президента Российской Федерации Владимира Путина, Мария Николаевна Шелевая принадлежит к легендарному поколению созидателей, трудом которых заложен фундамент настоящего и, добавим, будущего нации.Мы встретились с Марией Николаевной и попросили ее поделиться воспоминаниями. Беседа получилась увлекательной, душевной и поучительной.- Мария Николаевна, каким запомнилось вам детство?- Родилась я в деревне Коурцево Юрьевецкого района Ивановской области. В школу тогда ходили с 8 лет. Но я пошла с семи, не хотелось отставать от подружек, которые были постарше меня. До школы путь был нелегкий: нужно было идти пешком 2 километра или переправляться через реку Ёлнать. Колхоз нанимал лодку для перевозки детей. Поскольку река впадала в Волгу, по ней сплавляли лес. Каждую весну Ёлнать была запружена бревнами сплошным мостом. Нам приходилось, прыгая по этим бревнам, переходить реку – лодка не могла пройти. Школа была хорошая. Учительницу до сих пор помню, звали Павла Михайловна. Очень любили мы ее, она с нами и пела, и танцевала.В 1939 году я окончила школу и поступила в Ивановский педагогический институт. В 1940 году в институте ввели платное обучение. Триста рублей в год в те времена – огромная сумма. Я ушла из института и устроилась в свою бывшую школу учителем истории. Мне сразу дали 10‑й класс, а они старше меня, и большинство ребят – мальчишки, рослые такие. Даже записочки мне писали. В 1941 году я выпустила этот класс. 21 июня все собрались на выпускной бал, гуляли до утра, на берегу Ёлнати жгли костры. В 3 часа утра разошлись… А утром из репродукторов услышали сообщение, что началась война. Через два-три дня всех наших выпускников мобилизовали на фронт. Из двух классов ушли 20 человек, а вернулись всего двое, и то раненые. Вот такими тяжелыми были первые бои…- Как вы ковали победу в тылу?- В 1942 году меня взяли в политотдел машинно-тракторной станции. Я ездила по колхозам. Моим транспортом был велосипед. Этот политотдел просуществовал всего один год, посчитали, что лишняя трата денег. Горком комсомола меня порекомендовал заведующей районным отделом народного образования. Школы района в радиусе 100 километров были моим фронтом. Как-то поехала в дальнюю школу. Подъезжаю уже вечером, вижу – свет. Думаю: «Что же у них случилось?» За партами сидят малыши из начальных классов, а учительница им что-то объясняет. Спрашиваю: «А что, у вас вторая смена?» Мне отвечают: «Нет. Мы отучились. Ребята сходили домой, пообедали, отдохнули и пришли готовить домашнее задание». Вот когда зародилась продленная школа. Это делали учителя бесплатно, на энтузиазме.Мы старались справляться со всеми трудностями. У каждой школы был земельный участок. Колхозы помогали обрабатывать их. Школьники выращивали овощи для приготовления школьных обедов, а молоко нам давал колхоз.Президиум Верховного Совета СССР 6 июня 1945 года издал Указ о награждении медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» тех, кто трудился в тылу. 4 марта 1946 года мне была вручена эта медаль.- Как складывалась ваша жизнь после войны?- Я вышла замуж и, распрощавшись с Юрьевцем, уехала в Мурманск. В сентябре 1951 года мы всей семьей оказались в Чебоксарах. Меня назначили директором Дома пионеров, десять лет я проработала в этой должности. Получила звание «Заслуженный учитель Чувашской АССР». Нагрузка была колоссальная. Ребят, желающих заниматься во дворце, было очень много. Мы работали с 8 утра до 22 вечера.- Кто вам помогал?- Секретарь обкома комсомола по работе среди учащейся молодежи и пионеров Тамара Степановна Петрова. Мы вместе разрабатывали программы мероприятий по работе со школьниками республики. Позже в течение 19 лет Тамара Степановна работала председателем обкома Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. А выйдя на пенсию, занялась ветеранским движением. Сначала мы создали ветеранский клуб. Председателем клуба избрали Тамару Степановну Петрову. Потом решили объединить всех ветеранов-учителей. Избрали городской совет ветеранов педагогического труда. Меня назначили его председателем. 15 лет я руководила этим советом. Начальник городского управления образования Сергей Владимирович Кудряшов предложил нам собрать всех ветеранов войны и труда, а не только педагогов. За советом ветеранов закрепил вторую школу города, которая устроила для нас праздник. Каждому ветерану вручили благодарственные письма, поблагодарили за победу и труд в тылу. С этого праздника пошла традиция поздравлять ветеранов с юбилеями.В 1961 году меня избрали депутатом городского совета депутатов трудящихся и назначили заместителем председателя горсовета. Я старалась работать на результат, но это оказалось непросто. От напряжения перестала спать, начали сдавать нервы. Я очень близко все принимаю к сердцу и переживаю, если не могу помочь. Не хватало мест в детских садах. Приходит, помню, женщина, говорит: «Я оставлю у вас ребенка. Если не пойду работать, мы все умрем с голода». Ехала в детский сад, упрашивала заведующую, чтобы взяли ребенка сверх нормы…Затем я стала директором новой восьмилетней школы №16 города Чебоксары. Педагогический коллектив сложился в основном из тех учителей, которые жили поблизости от школы. За два дня до начала учебного года мы силами коллектива и родителей учеников смогли подготовить здание к приему детей. При норме 360 учащихся у нас оказалось 700 школьников. У каждого класса были воспитатель и классный руководитель. Через год стало понятно, что они просто мешают друг другу. Перешли на новую систему, с продленным днем. Всю ответственность за класс возложили на классного руководителя, выделив ему на это 0,5 ставки. Другую половину ставки отдали на внеклассную работу. В школе сформировался замечательный хор. Со 2‑го класса дети изучали английский язык. Работали кружки. В театре кукол, который организовала Нина Александровна Лбова, занимался известный сейчас российский режиссер Александр Хван. Прекрасный литератор Вера Алексеевна Шалфеева создала музей А.С.Пушкина. Экскурсии по музею водили и водят до сих пор сами ученики.Прекрасным организатором была Римма Константиновна Чантаева. Она вела пионерскую работу, устраивала походы, дети их очень ждали. Вставали рано, за Волгу отправлялись первым теплоходом. До пристани шли пешком, любовались утренним городом, изучали его жизнь. За рекой разжигали костры, пионерские отряды устраивали соревнования.То, что было наработано во Дворце пионеров, я применяла в школе. Получала огромное удовольствие. Это было мое! Школа стала лучшей в городе. К столетию со дня рождения В.И.Ленина школу и меня наградили медалью «За доблестный труд». Удостоилась ордена «Знак Почета».- А как вы оказались на профсоюзной работе?- В 1977 году председатель Чувашского обкома Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений Тамара Степановна Петрова пригласила меня на должность начальника пионерского лагеря «Буревестник». И я 12 лет в нем проработала. За многолетнее руководство лагерем была награждена Почетной грамотой ВЦСПС.Держать ответ за жизнь детей – это очень большая ответственность. Но работа с ними интересная. Вожатыми в лагере работали студенты, учителя. Со многими из них у меня завязались добрые отношения на всю жизнь.- В чем вы видите смысл своей жизни с высоты прожитых лет?- В труде, любви и уважении к людям. Тяжело работать в школе. Особенно директору. Это очень ответственное дело и не всем под силу. Я находила силы, потому что любила свое дело. Силу всегда мне давал коллектив, в котором я работала. Меня понимали коллеги, и я понимала их. Меня радует, что сейчас гимназия №2 (новое имя школы №16) входит в число 500 лучших школ России. Нынешний директор Светлана Валентиновна Доментьева – ее выпускница. Она прекрасный математик, организатор. Вообще в школу пришли работать пять бывших учеников. В плохую школу они бы не вернулись.Мы говорили с Марией Николаевной и не могли наговориться. Поражались, какая у нее хорошая память! Отлично помнит людей, события, впечатления. Рассказывает легко и живо.На юбилейных торжествах имениннице сказали слова, которые она заслужила, ежедневно находясь на посту, целеустремленно работая на благо города, республики и страны: «Вы замечательный человек, блестящий учитель, талантливый, чуткий, требовательный и профессиональный руководитель, прекрасный организатор». Учителя гимназии №2, у которых особое отношение к Марии Николаевне Шелевой, выразили в своем поздравлении общее мнение: «Мы восхищаемся вами. Возле вас тепло и уютно, поэтому к вам тянутся люди. Спасибо за мудрость, за то, что вы есть. Вы великая женщина, вы наша ценность, вы реликвия. Желаем быть счастливой и во втором столетии своей жизни. Пусть в сердце будут молодость и озорство. Здоровье свое берегите, с удовольствием долго живите!»Альбина ВОЛКОВА, Валентина УЛЯНДЫ, специалисты по связям с общественностью Чувашской республиканской организации Профсоюза работников образования и науки РФПрим. ред. Материал публикуется в рамках конкурса «Профсоюзный репортер»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте