search
main
0

Лебедь, рак и щука. или Как выстроить цепочку взаимодействия

Пока абитуриенты штурмовали двери вузов, сами вузы размышляли о распределении бюджетных мест и уровне подготовки абитуриентов. Рассуждать на заданную тему стало возможным благодаря уникальному проекту Межрегионального информационно-коммуникационного центра Минобрнауки РФ по Северо-Западному региональному округу и компании «Ростелеком». В телемосте, посвященном данным проблемам, кроме петербургской вузовской общественности, приняли участие представители Пскова, Калининграда, Великого Новгорода.

Как заметил проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного университета Илья Дементьев, проблема существования и распределения бюджетных мест не нова. Важно понимать, как выстроена госполитика в этой области, как формируется госзаказ, как государство способно эффективно расходовать средства, направленные на обучение, при помощи правильной постановки задач. Ключевое звено проблемы – налаживание стройной системы взаимодействия всех элементов общества, которые так или иначе заинтересованы в качественной подготовке выпускника. Это прежде всего работодатели; регионы, в которых располагаются конкретные вузы; университеты, которые, по сути, должны влиять на ситуацию в регионе и способствовать его развитию, а также абитуриенты и их родители. В данной цепочке взаимодействия, по мнению Ильи Дементьева, механизмов для обсуждения и принятия решения не существует, каждый из субъектов пытается организовать работу на своем уровне:

– Поэтому мы имеем значительную степень сепарации вузов в принятии решения о том, как распределяются бюджетные места по специальностям. Имеем нечеткие представления государства о том, как распределять бюджетные места по укрупненным группам специальностей между регионами.

Каждый университет также по-своему решает задачу формирования контингента обучающихся, количества мест, которые планируются для приема на ту или иную специальность. Конечно, здесь существует аспект взаимодействия с потенциальными работодателями. Опыт нашего университета таков, что мы сотрудничаем с крупными корпорациями, заинтересованными в подготовке специалистов разных профилей. При принятии решения, сколько будет обучаться студентов на той или иной программе, ориентируемся на собственный анализ ситуации прошлых лет. Причем обсуждается не соотношение числа пришедших в прошлом году к количеству выделенных мест, а общий объем числа абитуриентов, пришедших поступать на ту или иную специальность.

Система отбора тех, кто пришел поступать на бюджетные места, имеет непосредственное отношение к качеству образования, которое университет должен обеспечить. Здесь имеют значение и остаточные знания, и результаты ЕГЭ, и не меньшее значение имеют способность и готовность человека к освоению программ высшего образования. В этой связи проблема отбора не обсуждается пока с содержательной стороны, потому что мы все время скатываемся на ситуацию, связанную с прозрачностью приема, с доступностью образования. Необходимо помочь абитуриенту четко выбрать путь, ведь за несколько месяцев, которые проходят между окончанием школы и поступлением в вуз, он формирует свою дальнейшую жизнь. Делать это при помощи одного теста неправильно.

Делясь опытом, ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Дмитрий Пузанков сообщил, что бюджетные места распределяются между теми программами, которые могут подтвердить свою востребованность, гарантировать конкурентоспособность выпускников, в основе которой для образования в области техники и технологий лежит подготовка специалистов для очень быстро развивающейся технологической компоненты экономики. Внутривузовская структура подготовки меняется в соответствии с реальным потенциалом самого вуза и потребностью работодателей.

Участвующие в телемосте регионы не обошли вниманием проблемы, существующие в высшей школе. Так, псковские коллеги как положительный пример посчитали то, что в регионе обучаются более 20 тысяч студентов, и свыше 50 процентов из них – на бюджетной основе. В то же время из 1200 выпускников вузов только 60 процентов устраиваются на работу в регионе. Порядка 500 выпускников школ ежегодно уезжают из области поступать в столичные вузы. В связи с этим особенно актуальной становится проблема закрепления кадров.

По словам ректора Калининградского государственного технического университета Виктора Иванова, на сегодня нет продуманной государственной системы распределения бюджетных мест по регионам. К примеру, за счет сокращения мест по неотраслевым специальностям в КГТУ конкурс среди медалистов вырос до 20-30 человек на место. А общий конкурс в вуз составил 60-80 человек на место.

Не менее значимой для всех регионов является проблема взаимодействия с бизнесом. Не всегда работодатели могут сформулировать внятный запрос по потребности в специалистах. По заключению псковитян, только 10 процентов из них откликаются на мониторинг качества подготовки специалистов. Как выход здесь можно предложить создание технопарков.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте