– Владимир Витальевич, говорят, что истинный педагог не нуждается в информационных технологиях, ему достаточно мела и доски. Вы считаете, что современный учитель обязательно должен владеть ИКТ?
– Конечно. Потому что на дворе XXI век, и в будущем ламеры не могут учить юзеров. Дело в том, что изменился источник знаний и способы их добычи. Сегодня в каждой школе Челябинской области есть интернет. Недавно я вернулся из сельской школы Чесменского района, где мне рассказывали, что электронные учебники сегодня чаще всего берут ученики, потому что почти в каждой семье есть компьютер, а учитель не может знать меньше ученика. Нам повезло, потому что мы на год раньше начали реализовывать национальный проект образования и на полтора года раньше запустили проект по информатизации системы образования совместно с Министерством образования и науки РФ и Национальным фондом подготовки кадров. На 1 августа этого года 70 процентов учителей области можно назвать уверенными пользователями. Сегодня учитель, который защищается на высшую категорию, не может не знать, как использовать компьютер на уроке. В итоге, когда к нам стали поступать компьютеры, интерактивные доски и автоматизированные рабочие места (АРМ) для учителей, библиотекарей, наши учителя не испугались. Каждый год мы ставим перед собой задачу для совершенствования информационной культуры. В прошлом году в школах на 1 сентября должно было быть не менее 20 цифровых образовательных ресурсов и по одному АРМу учителя и библиотекаря. В этом году – 4 АРМа, собственный сайт, который обновляется два раза в месяц. У нас опережающими темпами идет обучение учителей, и после этого мы поставляем им все это современное компьютерное богатство.
– Какие дивиденды от эксперимента по информатизации системы образования вы уже получили?
– Этот проект позволил нам сделать в каждом райцентре межшкольный методический центр (ММЦ), который стал центром информатизации всего района. 1 сентября мы открыли еще 3 ММЦ, их стало 53. И сегодня раз в месяц мы проводим видеоконференцию для всей области. Теперь не надо за 500-600 км ехать в Челябинск, а можно сидеть у себя в райцентре и видеть работников министерства, задавать им подковыристые вопросы, такие, которые невозможно задать в зале на совещании. Мы научились так строить эти конференции, чтобы было интересно всем. Половину времени – выступаем, а другую половину – отвечаем на вопросы. На каком совещании такое бывает? Ни на каком. Кроме этого, когда еще простые учителя из сельской глубинки могли бы задать вопрос председателю комитета Государственной Думы Николаю Булаеву, руководителю Рособрнадзора Виктору Болотову или академику Шалве Амонашвили? Никогда. А у нас могут! Есть еще один плюс, который связан с принятием 131-го Федерального закона о разграничении компетенций, полномочий между муниципальной и региональной властью. Сегодня в селах и малых городах катастрофически не хватает специалистов – юристов, финансистов. И ММЦ становится центром по повышению квалификации сельских бухгалтеров, работников культуры, здравоохранения. А недавно к нам обратились даже из МЧС, которые через нашу систему будут обучать своих коллег. ММЦ уже перерос систему образования и стал востребованным сельским районным сообществом. Образовательная система области получила уникальную возможность перестройки методической службы на районном уровне, которая сегодня является самой консервативной. В итоге за последние два года наибольших успехов в образовании добиваются те города и районы, которые объединили свои методические кабинеты и ММЦ. Так это произошло в Аше, Златоусте, Аргаяшском районе.
– И они успевают совмещать?
– А вы пообщайтесь с Еленой Бухмастовой, которая сегодня является заместителем заведующего райметодкабинетом, директором ММЦ и заместителем начальника управления образования города Аши. Она просто перенесла всю методическую службу в ММЦ, к ней приезжают учителя со всего района. А в итоге у нее сейчас победителей конкурсов гораздо больше именно из Аши. И между собой мы говорим, что наиболее ярко горят глаза именно у учителей из Аши.
– В чем, на ваш взгляд, главное достижение информатизации?
– Изменение мотивации учителя. Мы увидели у учителя желание овладеть компьютерными технологиями, чтобы получать наивысшие результаты в образовании и заниматься творчеством. В этом году в мае Министерство образования и науки Челябинской области совместно с «Учительской газетой» организовали десант лучших учителей России в пограничные с Казахстаном районы. А недавно мне привезли интерактивные материалы, которые сделал Верхнеуральский ММЦ с разработками уроков. Замечу, что сделано это в сельском районе. Есть и другие интересные примеры. В поселке Бреды учитель физкультуры создал электронное пособие, которым сегодня пользуются на уроках баскетбола. В городе Сатка ученики и учителя школы №5 создали видеофильм о своих земляках – героях Великой Отечественной войны. Фильм настолько удался, что его купил местный краеведческий музей. Мы ежегодно по 6-8 миллионов рублей выделяем на премирование школьных команд и проведение конкурсов по информационным технологиям. Например, на лучший краеведческий материал или лучший школьный сайт. Победители получают по 100 тысяч рублей. Сейчас вместе с областным краеведческим музеем мы хотим создать областной школьный виртуальный музей.
– Сегодня вы живете в режиме софинансирования проекта по информатизации, но что будет дальше, когда финансовый поток остановится?
– С момента старта этого проекта его очень энергично и постоянно поддерживал и губернатор области Петр Сумин, и генератор идей, первый заместитель губернатора Андрей Косилов, и все областные депутаты. У проекта изначально не было ни одного противника. В бюджет 2008 года мы уже заложили на семнадцать с половиной миллионов рублей больше. Осталось выстроить процесс организационно и юридически.
– Можно сказать, что с информатизацией в области у вас все отлично. Но как сделать так, чтобы библиотеки не закрывались?
– Несколько ММЦ расположены на школьных этажах, и в некоторых местах их объединяют с библиотекой. В райцентре Варна, например, объединили школьную библиотеку и видеотеку ММЦ.
– Вы не боитесь, что ММЦ поглотят библиотеки?
– Нет, если все разумно построено. Последние годы мы покупаем в школы не художественную литературу, а только справочники, словари и энциклопедии. Получается объединение привычной традиционной библиотеки, видеотеки и интернета. Сегодня это то сочетание, которое устраивает современного школьника.
– «Дети книги перестали читать, а вы им интернет проводите». Часто слышите такие упреки, наверное…
– Да не надо так уж сильно паниковать, что они перестали читать, надо просто понимать, что источники информации поменялись. Я помню 1962 год, когда у нас в поселке геологов, где я жил, появился первый телевизор, и 30-40 человек каждый вечер ходили к моему школьному товарищу смотреть его. А сегодня никого не удивляет 30-40 каналов на телевидении. Когда мы учились в 10-м классе, то у нас на поселок была одна книга Достоевского «Преступление и наказание». Не забывайте, что, если школьник много читает в интернете, это тоже чтение. Да, книга должна быть. Но наша задача придумать такие формы, чтобы книгу было интересно читать.
– Вы активно внедряете в школы конструктор «Lego», проводите конкурсы для школьников, закупаете новое оборудование. Невольно возникает вопрос: зачем?
– Ученые говорят, что через 20 лет наступит эра роботов. И тогда современные школьники уже будут с этими роботами общаться, управлять и заставлять их выполнять различные работы. Но не это для нас самое главное. Lego-роботы – это великолепная возможность для возрождения технического творчества детей. А если говорить об учебном процессе, то lego-роботы позволяют даже первоклассникам научиться программировать. Когда идет обучение работе на компьютере с lego, то это дается легко.
Комментарии