В №44 «Учительской газеты» от 29 октября 2013 года руководители национальных сборных на международных олимпиадах школьников затронули важную тему, касающуюся подготовки будущих победителей еще на уровне регионов. В некоторых из них, как, например, в Челябинской области, школьники ежегодно показывают значительные результаты на интеллектуальных состязаниях любого уровня. О том, как удалось выстроить местную систему подготовки юных чемпионов, рассказал министр образования и науки Челябинской области Александр КУЗНЕЦОВ.
– Александр Игоревич, каким образом ваш регион поддерживает работу с одаренными детьми?- В Челябинской области утверждена Концепция сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей региона, а также комплекс мер по реализации Концепции российской общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Кроме того, мы активно решаем задачи, сформулированные в областной Концепции сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей Челябинской области. И, конечно же, у нас есть областная целевая программа развития образования. Кроме всего прочего, она предусматривает выделение средств областного бюджета на реализацию направления «Развитие системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи». На 2013-2015 годы это 61,7 млн рублей, в том числе в 2013 году – 25,2 млн рублей.Мы стремимся обеспечить стабильность в сфере работы с одаренными детьми, поэтому сегодня в нашем регионе организована работа по пересмотру действующих нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений и разработке новых нормативов (в том числе нормативов подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей) в связи с выходом Закона «Об образовании в РФ».- Можно ли говорить о том, что в области создана особая система образования, которая позволяет ребятам добиваться высоких результатов на олимпиадах?- Действительно, по итогам 2012-2013 учебного года Челябинская область вернула 5-ю позицию в рейтинге субъектов РФ по количеству завоеванных дипломов победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.В системе образования региона осуществляется взаимодействие учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, обеспечивающее формирование индивидуальной образовательной траектории одаренных детей. У нас функционируют три общеобразовательных учреждения, имеющих официальный статус школ при учреждениях высшего профессионального образования. Это школа №67 города Челябинска при Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ), Магнитогорский городской многопрофильный лицей при Магнитогорском государственном техническом университете (МГТУ) им. Г.И.Носова и Магнитогорский городской лицей при Магнитогорском государственном университете. Кроме того, шесть сельских школ области осуществляют тесное взаимодействие с вузами Челябинска и Магнитогорска. В целом можно говорить о том, что все общеобразовательные школы получают поддержку от наших ведущих университетов.Естественно, что вузы в лице своих преподавателей активно участвуют в проведении регионального этапа и подготовке школьников к заключительному этапу Всероссийской олимпиады по химии (Магнитогорский государственный технический университет), по информатике и математике (Южно-Уральский государственный университет). Кроме того, при ЮУрГУ создан центр поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.Также в регионе функционирует областной общеобразовательный лицей-интернат для одаренных детей.- Александр Игоревич, какие еще формы работы с одаренными детьми есть в регионе?- В школах Челябинской области открыто 40 предметных лабораторий для работы с одаренными детьми. Они оснащены самым современным оборудованием, соответствующим высоким стандартам, предназначенным для индивидуального образования, в том числе дистанционного, организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Лаборатории позволили школам стать настоящими ресурсными центрами не только для организации работы по подготовке школьников к предметным олимпиадам, но и повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. Результатом деятельности предметных лабораторий является то, что 47% победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников составляют учащиеся школ, на базе которых функционирует предметная лаборатория.В 2013 году свою работу начала очно-заочная школа подготовки олимпиадного резерва, качественно новое направление работы с одаренными детьми. Решение организовать такую работу было принято после заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, где по ряду предметов, прежде всего гуманитарного цикла, результаты оказались далеки от наших ожиданий. К участию в работе очно-заочной школы приглашены победители и призеры заключительного этапа, участники заключительного этапа, которые по разным причинам не вошли в состав призеров, призеры регионального интеллектуального состязания, а также девятиклассники – участники летних профильных смен. В первых сборах по английскому, немецкому, русскому языкам, литературе, географии, искусству и истории приняли участие 119 школьников и 82 педагога.Программа подготовки предполагает очные и заочные занятия. В заочной части ребятам высылаются лекции, рекомендации по поиску информации, практические задания. На этом этапе каждого школьника сопровождают тьюторы, педагоги общеобразовательных учреждений. В случае каких-то затруднений участники смогут обратиться за консультациями к специалистам и организаторам в онлайн-режиме. В регионе подготовлены программы, сформирован педагогический состав, в который вошли преподаватели вузов, учителя, имеющие огромный опыт подготовки победителей и призеров олимпиад.Занятия очных сессий проводятся на базе учреждений, где открыты областные предметные лаборатории, а также школ, в которых сформирована эффективная система подготовки к олимпиадам. Конечно, мы предполагаем усилить предметную подготовку ребят олимпиадного резерва и вместе с тем понимаем, что к состязаниям такого уровня, как Всероссийская олимпиада, необходимо подготовить школьников и психологически: сегодня специалистами разработана программа психологического сопровождения участников очно-заочной школы, в которую вошли тренинги, направленные на командообразование, формирование стрессоустойчивости и выстраивание коммуникаций. Для педагогов-тьюторов в то же время организованы курсы повышения квалификации по сопровождению одаренных детей. Две сессии школы уже состоялись, впереди еще две, и мы надеемся, что уже в текущем учебном году увидим результаты этой работы.- Есть ли какие-то особенности в проведении этапов Всероссийской олимпиады в вашем регионе?- Ежегодно в Челябинской области Всероссийская олимпиада проводится по всем предметам, а это 21 дисциплина. В рамках подготовки к заключительному этапу мы ежегодно организуем учебно-тренировочные сборы. В этом году в них участвовали 175 человек, а в самом заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 180 человек. Кроме того, наши школьники выезжали на летние и зимние учебно-тренировочные сборы кандидатов в сборную РФ для участия в международных олимпиадах.- Проводятся ли в регионе свои выездные мероприятия для одаренных детей?- Да, это происходит преимущественно во время летних каникул. Это областные профильные смены для победителей и призеров олимпиад школьников по общеобразовательным предметам по естественно-научному и гуманитарному направлениям на базе детского оздоровительного комплекса «Уральские зори» и оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, – санаторно-лесной школы им. Ю.А.Гагарина. В этом году здесь прошли летняя физическая школа «Рысь» и химическая школа «Уроборос-2013».Также мы проводим профильную смену «Эрудит» для одаренных детей Уральского федерального округа на базе детского спортивно-оздоровительного комплекса «Абзаково» в городе Магнитогорске. В этом году 240 человек выезжали туда в июле-августе.- Каких результатов удалось достигнуть в этом году?- 67 школьников области стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады. А 13 учащихся были приглашены на летние учебно-тренировочные сборы для участия в составе сборной РФ в международных олимпиадах. В международных олимпиадах приняли участие три школьника. Это Артур Рязанов, который завоевал серебряную медаль на Международной олимпиаде по информатике. Золотых медалей на международных соревнованиях удостоились Иван Маслов (физика) и Никита Шлапаков (химия), который в настоящее время учится на химическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова, так же как и Илья Устинович из Магнитогорска, выигравший Международную химическую олимпиаду в 2011 и 2012 гг. Иван Маслов учится на факультете общей и прикладной физики МФТИ.Впрочем, победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников не всегда выбирают только столичные вузы. Это примерно половина ребят, остальные выбирают вузы региона и Уральского федерального округа.- Существуют ли в области какие-то особые меры поощрения талантливой молодежи?- Ежегодно победители Всероссийской олимпиады на конкурсной основе награждаются премией губернатора Челябинской области, размер которой составляет 30 тыс. руб. В течение последних трех лет на эти цели ежегодно расходуется 2 млн рублей. Традиция поощрять победителей интеллектуальных состязаний в регионе существует с 2006 года, за это время награды получили более 300 юных южноуральцев.
Ева АНДРЕЕВА, Челябинская областьКомментарийИван МАСЛОВ, золотой медалист Международной физической олимпиады 2013 года:- На мой взгляд, процесс подготовки к олимпиадам любого уровня един. Здесь нельзя провести четкой границы между этапами: допустим, здесь я готовлюсь к всероссийской, здесь – к международной. Во-первых, потому что у нас в стране такой подготовкой занимается в целом одна группа преподавателей, а во-вторых, едва ли бы я узнал что-то о международной олимпиаде, если бы передо мной не открылась возможность попробовать свои силы во всероссийской.Мне повезло, в моей школе с преподаванием физики все было хорошо. У нас есть педагоги, к которым можно подойти и задать дополнительный вопрос, либо они сами приглашают на занятия преподавателей, которые более глубоко занимаются какими-либо темами. Кроме того, я не могу не отметить большую роль, которую сыграл в моей подготовке мой наставник в физике Иван Александрович Иоголевич, с которым я занимался индивидуально.Теперь в определенном смысле я могу назвать наставником и себя: я помогаю в освоении физики нескольким школьникам в рамках программы кураторства Московской области. Вскоре на учебно-тренировочных сборах Международной физической олимпиады тоже будет много работы, надо будет помогать готовить кандидатов в сборную.Никита ШЛАПАКОВ, золотой медалист Международной химической олимпиады 2013 года:- Международная химическая олимпиада никогда не была исключительно сложной. Здесь обычно дают задания такого уровня, чтобы участники из различных стран могли их решить. Поскольку уровень подготовки команды России несколько выше, чем у большей части команд-участниц, нам обычно легче выполнять задачи международной олимпиады, нежели всероссийской, как бы удивительно это ни звучало. Так что можно говорить о том, что подготовка к всероссийской уже предполагает подготовку к международной.Впрочем, нельзя говорить о том, что для участия в нашей олимпиаде достаточно лишь школьной программы. На школьном и муниципальном этапах – да, но к региональному уже нужны дополнительные знания. Заключительный этап требует еще больших умений и занимает большую часть времени от всей подготовки. На сборах мы с ребятами обсуждали, где и как готовятся. Где-то есть специальные кружки, кто-то ходит к репетиторам, кто-то готовится самостоятельно. У нас в Челябинской области есть замечательный педагог Владимир Владимирович Меньшиков. Он уже долгое время занимается подготовкой школьников к олимпиадам по химии. Готовил Владимир Владимирович и меня.
Комментарии