Робкий, скромный и немного теряющийся в круговороте современной образовательной суеты, он уверенно ведет своих учеников – юных робототехников – к победам на городских, всероссийских и международных турнирах.
Сергей Владимирович Мустафин, учитель информатики школы №2017, лауреат премии Москвы 2014 года в области образования. Образовательной робототехникой занимается 10 лет. Эксперт Российской ассоциации образовательной робототехники. Член Научно-экспертного совета Всероссийской робототехнической олимпиады. С 2007 года тренер многих команд сборной России по спортивной робототехнике – победителей и призеров российских и международных состязаний. Филиппины, ОАЭ, Индонезия, Малайзия (чемпионат мира по футболу среди роботов), Пекин, Катар – география последних побед за три года на международной арене подопечных Мустафина. Именно с ним мы решили поговорить о столь стремительно развивающемся направлении.- Сергей Владимирович, вы работаете в нашей школе с момента ее открытия. Почему вы стали работать в системе образования: благодаря стечению обстоятельств или с детства знали, что будете учителем? – Да нет, конечно же, учась в школе, не думал, что буду преподавать. Уже в институте, проходя на третьем курсе практику в школе, решил: это, что называется, мое. – Что вас привело в сферу робототехники? – Это была случайность на самом деле. После вуза я практически сразу попал в только открывавшуюся школу №2017, и здесь оказалось оборудование, которое позволяло этим заниматься. Мне как информатику стало интересно это направление. Развиваться в то время было невероятно сложно, так как робототехника была очень молодой наукой, и никакой информации не было вовсе. Администрация активно поддерживала меня и помогала. Помогали родители. Начали с обычного конструктора «Лего». Все сохраняли и накапливали, приобретали новые комплекты и наборы, собирали новые платформы, много и упорно тренировались…- То есть вы являетесь самоучкой? – Ну в большей степени да, то есть какие-то азы я получал по крупицам – общаясь с коллегами, посещая выставки и соревнования. Сейчас это направление развивается семимильными шагами, и найти информацию по вопросу существенно легче. В то же время с каждым годом все сложнее входить в сборные, так как появляется очень много сильных команд, качество растет с каждым годом.- Вы достигли очень высоких результатов. Как вам это удалось? – Особого рецепта нет. В первую очередь это заслуга моих учеников. Ребята видят роботов в жизни, по телевизору, на YouTube, на многочисленных фестивалях в Москве. Им интересно быть включенными в робототехническое движение. Они понимают, что без обучения, каждодневной тренировки успеха не достигнуть. Добиться результата может только тот, кто готов уделять этому много времени и сил. – Чем конкретно занимаются ребята на занятиях?- Изучением теоретических правил, решением практических задач, программированием, выстраиванием алгоритмических структур в поведении своих роботов, разработкой логических схем, тренировкой робототехнических действий на время, тренировками по прохождению лабиринтов. Для меня важно, чтобы ученики задавали вопросы: «Как это устроено?» и «Почему, как это работает?».- Вы волнуетесь на соревнованиях?- Да, безусловно, я волнуюсь. Обычно соревнования идут несколько дней, и видеться с учениками нет возможности, потому что их сразу отделяют от преподавателей. При попытке общения могут дисквалифицировать, поэтому все, что остается преподавателю, – это наблюдать издалека. Если соревнования высокого уровня и я вижу, что дети растерялись, им очень хочется помочь, подсказать, но, увы, нельзя, приходится уходить, а переживать на дистанции от своей команды без возможности чем-то помочь невероятно сложно.- Какая ваша самая запоминающаяся награда? – Главная награда, я думаю, все-таки победа на Всемирной олимпиаде роботов (WRO) в Катаре. Все решилось в последний момент, и мы опередили команду, занявшую 2-е место, на полсекунды, это достаточно мало в нашем спорте. Лично мне запомнились «серебро» и «бронза» с чемпионата мира в Малайзии: всего в тот год Россия взяла 4 награды, и 2 из них принесла наша школа. А вообще у нас 4 награды с мировых чемпионатов, все, безусловно, запоминающиеся.- Есть ли у вас робот-талисман или, например, «заслуженные роботы», которые не разбираются и хранятся как память? – Поскольку основной критерий в нашем спорте – соревнования, то и роботы-участники не сохраняются, ведь робот – это всего лишь средство. Даже если он делается очень долго, то чаще всего он потом разбирается, потому что нужны детали, которые мы используем, так как они достаточно дорогостоящие и нет возможности оставлять их. Тем не менее в настоящий момент мы создаем целую робототехническую установку «Звездное небо», когда-нибудь это будет полноценным многофункциональным роботом на долгое время.Сергей Владимирович Мустафин признается, что пока есть ребята, которым нравится робототехника, у которых горят глаза, которые хотят посвящать этому больше, чем 1,5 часа за занятие, он будет этим заниматься. Он готов доносить до коллег и обычных людей, зачем это нужно и как это сделать. А наши мальчишки и девчонки ему беззаветно верят, с огромным желанием спешат на его занятия и… поступают в знаменитую Бауманку и другие технические вузы столицы.
Пресс-центр школы №2017
Комментарии