Я выпускник школы №2031 2017 года и основатель школьного олимпиадного движения, многократный победитель и призер Всероссийской и Московской олимпиад школьников. И хочу рассказать о том, зачем в школе была сформирована система олимпиадного движения и в чем заключается работа этого направления.
Единственный способ определить границы возможного – это выйти за пределы этих границ. Различные интеллектуальные соревнования, в том числе олимпиады, являются воплощением данной мысли. Олимпиада – это тот момент времени, то самое место, где можно определить границы своего мышления, своих умственных способностей и, конечно же, своего кругозора. Никогда первостепенной целью олимпиады не является выявить самого сильного, в первую очередь олимпиада – это возможность реализации способностей каждой личности, нахождения своего места в интеллектуальном обществе. Как говорил Наполеон Хилл: «Отправная точка любого успеха – это желание». Впервые я участвовал в олимпиаде, когда учился в 8-м классе, в 2013 году. Так как моими любимыми предметами всегда были предметы социально-экономического цикла, первой олимпиадой для меня стал школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Здесь я впервые ознакомился с олимпиадными заданиями, которые, с одной стороны, вроде бы требовали несложных знаний в предметной области, а с другой стороны, были сформулированы в интересном ключе. После первой олимпиады я занялся поиском подобного вида заданий, чтобы продолжить решать их и развивать в себе креативное мышление. В 8-м классе впервые стал призером муниципального этапа по обществознанию. Я до сих пор помню о том, какое разочарование меня постигло, когда я узнал о том, что восьмиклассники не могут участвовать в региональном этапе.С каждым годом процесс моей подготовки к олимпиаде кардинально менялся, по мере того как я узнавал о новых образовательных возможностях нашего города. На протяжении последних 4 лет обучения в школе моя подготовка прошла этапы с углубленного изучения школьной литературы до занятий в специализированных организациях по подготовке к олимпиадам. В 8-м классе я готовился по пособию «Подготовка к ГИА по обществознанию», так как не знал структуры олимпиады и считал, что этого достаточно. Но после муниципального этапа я понял, что не все задания поддались решению из-за нехватки углубленных знаний по конкретным разделам обществознания. И я решил заняться всесторонним анализом олимпиадного движения. В результате я сделал вывод, что необходимо кроме хорошей теоретической базы иметь в своем багаже знаний еще теории, мнения ученых и различные факты. И по советам победителей и призеров олимпиад прошлых лет стал готовиться по методическим пособиям и учебникам профессоров вузов по предметам. В 10-м классе в нашей школе стал преподавать учитель, который сам очень интересовался олимпиадами и был готов день и ночь заниматься дополнительно с теми учениками, которые были заинтересованы в олимпиадном движении. Это стало для меня дополнительной второй отправной точкой. Позже мы узнали о курсах в Центре педагогического мастерства, и я с другими ребятами из нашей школы стал их посещать. По поводу основных трудностей могу сказать, что труднее всего в процессе подготовки к олимпиадам усваивать огромные объемы информации за короткие сроки и успевать за изменением типов заданий.Я очень рад, что у меня была всесторонняя поддержка. Дома родители всегда говорили мне, что я справлюсь. В школе учителя никогда не отказывали в дополнительных консультациях, всегда шли мне навстречу и с удовольствием занимались со мной после уроков.Я считаю, что контроль и мотивация – это два неразрывных элемента образовательного процесса, участниками которого являются образовательная организация, с одной стороны, обучающиеся – с другой стороны. Олимпиадное движение 4 года назад в нашей школе являлось частью научно-методической работы школы, но на сегодняшний момент олимпиадная работа выделена отдельным направлением. Так как я возглавлял ученический совет школы, я подумал, что модель совета может быть спроецирована на олимпиадное движение. С 9-го класса я начал разработку проекта целей, задачи, структуры нового органа – олимпиадного совета, который впоследствии станет местом встречи и совместной подготовки олимпиадников нашего комплекса. После того как проект был разработан, он был тщательно изучен педагогами и запущен с 1 сентября 2015 года. Суть проекта состоит в подготовке обучающихся младших классов обучающимися старших классов, достигших успехов в олимпиадном движении, в осознанном участии и тех и других в различных интеллектуальных соревнованиях. Как представители младших классов выразили заинтересованность в подготовке к олимпиадам со старшеклассниками и как старшеклассники, в свою очередь, решились проявить инициативу? Это вопрос, который задают все те, кто слышит про наш проект. Старшеклассники по своему опыту знают, что олимпиадный материал слишком объемный и для успешного запоминания требует систематизации. Одним из лучших методов закрепить материал – обучить другого. Процесс преподавания является очень ответственным. Старшеклассник готовит материал для учеников младших классов, структурирует объемную текстовую информацию в виде таблиц, диаграмм и иных наглядных материалов. Кроме всего этого, преподавание является внешней мотивацией. Если старшеклассник начинает прокрастинировать, то подготовка к занятию с младшими классами не дает ему отложить важное в сторону, это большая ответственность.Для реализации проекта я стал заниматься финансовой грамотностью с учащимися с 5-6-х классов – провел с ними беседу на классных часах, поговорил с родителями на собрании, объяснил важность предмета, после чего сформировал группу для занятий. В процессе обучения мы использовали современные возможности образовательного пространства сети Интернет, наглядно знакомились с материалами по изучаемым темам, в форме командных игр закрепляли пройденный материал. Занятия начались в октябре. В декабре прошел основной этап Московской олимпиады школьников по финансовой грамотности и основам предпринимательства, на которой ученица 6-го класса нашей школы стала одним из трех победителей Москвы. Касательно тенденций развития и количественных показателей, развитие олимпиадного движения имеет положительную динамику: предметный охват на муниципальном этапе увеличивается с каждым годом, количество победителей и призеров на каждом из этапов растет, доля выпускников, являющихся студентами лучших вузов страны, растет. Все большее количество учащихся становятся кандидатами в сборную Москвы по различным предметам на заключительном этапе ВОШ. Таким образом, можно сделать вывод, что олимпиадное движение набирает обороты и является результативным.Я решил принять участие в олимпиадном движении после выпуска, для того чтобы оставаться частью олимпиадного мира, развиваться, помогать ребятам в успешном участии в олимпиадах, помогать развиваться своей образовательной организации. Я считаю это важным и необходимым, потому что человек должен постоянно развиваться, а более быстрого лифта интеллектуального развития, чем олимпиады, я для себя еще не выявил.Сегодня в школе занимаются анализом предварительных результатов муниципального этапа ВОШ, учащиеся активно участвуют в заочных этапах Московской олимпиады школьников, готовятся к участию в региональном этапе. По предварительным результатам, двое обучающихся уже приглашены на сборы кандидатов в сборную Москвы по географии и английскому языку. Олимпиадный отдел активно изучает нормативную базу состязаний JuniorSkills и «Абилимпикс» для организации подготовки и последующего успешного участия в них.Я полагаю, что курс развития олимпиадного движения должен быть направлен на занятие лидирующих позиций. Планы по улучшению и изменению курса есть всегда, но пока про это говорить еще рано, так как они находятся на начальном этапе разработки, предполагающем тщательный анализ результатов. Алекбер ГАСЫМОВ,выпускник школы №2031
Комментарии