search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников В школьных уроках появятся видеоматериалы Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов В Челябинске отменили уроки в школах Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат
0

Курс на информационные системы. MOODLE как эффективное педагогическое средство подготовки студентов

На электронное обучение уже сегодня ориентируется большинство передовых образовательных систем мира. Причем наиболее высокая эффективность образовательных процессов достигается при использовании сразу нескольких форм электронного обучения (е-Learning) совместно с традиционными. Такая технология называется смешанным обучением (Blended-Learning).

позволяют на основании теоретических сведений спроектировать и разработать учебную профессионально-ориентированную информационную систему, максимально приближенную к реальным педагогическим условиям, а также освоить различные инструментальные средства создания баз данных и информационных систем. Структура лабораторной работы представлена в виде модуля системы Moodle, куда входят: название и цель работы, краткие теоретические сведения по выполняемой работе с множеством примеров и иллюстраций, тексты индивидуальных заданий по теме лабораторной работы, выполненные в виде подробно описанных отчетов (рис. 4).Этот сервис удобен для учебного обсуждения проблем и проведения консультаций. можно использовать и для загрузки студентами файлов – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга (рис. 8).

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Цель внедрения е-Learning в образовательном учреждении связана в конечном счете с повышением качества образования. Задачи же, решаемые непосредственно с его помощью, могут быть различны и зависят как от структуры самого учебного заведения, так и от этапа развития и ряда других факторов. Тем не менее на факультете математики, физики и информатики Тульского государственного педагогического университета имени Льва Толстого к первостепенным задачам, решаемым с помощью е-Learning, относятся:

организация самостоятельной работы студентов;

повышение конкурентоспособности учебного заведения;

организация смешанного обучения.

На кафедре информатики и методики обучения информатике ТГПУ активно используется система электронного обучения LMS Moodle (Learning Management Systems Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – Система управления обучением – Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, http://moodle.org). Этот программный продукт успешно применяется университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями более чем в 100 странах мира.

Среди преимуществ Moodle:

распространяется с открытым исходным кодом, что позволяет настроить систему под особенности конкретного образовательного проекта или учреждения, а также ее интегрировать с другими системами и разрабатывать дополнительные модули;

ориентирована на коллаборативные технологии обучения, что дает возможность организовать обучение в активной форме, в процессе совместного решения учебных задач, взаимообмена знаниями;

широкие возможности для коммуникации: обмен файлами любых форматов, рассылка, форум, чат, возможность рецензировать работы обучающихся, внутренняя почта и другие;

возможность использовать любую систему оценивания (балльную, словесную и так далее);

полная информация о работе обучающихся (активность, время и содержание учебной работы, портфолио);

соответствует разработанным стандартам (AICC, IEEE LOM, эталонные модели SCORM 1.2, SCORM 2004) и предоставляет возможность вносить изменения;

программные интерфейсы доступны для людей разного образовательного уровня, физических возможностей и культур.

LMS Moodle обладает широчайшим набором возможностей для полноценной реализации процесса обучения в электронной среде, среди которых – различные опции формирования и представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости, общения и организации студенческого сообщества. При этом все основные опции системы разрабатывались с ориентацией на педагогику социального конструктивизма, что означает активное вовлечение учащихся в процесс формирования знания и их взаимодействие между собой. Хотя сама система интуитивна и достаточно проста в использовании, она позволяет преподавателям реализовать креативные проекты различных уровней сложности.

Важнейшими преимуществами использования системы LMS Moodle в учебном процессе вуза являются следующие:

максимально возможное приспособление учебного процесса к возрастным и индивидуальным познавательным возможностям;

управляемость учебного процесса и особенно процесса усвоения информации (в любой момент возможна корректировка со стороны преподавателя);

обеспечение студенту состояния психологического комфорта как при изучении нового материала, так и при контроле усвоения знаний, умений и навыков;

«открытость» информационного поля (объем и уровень учебной информации может быть сколь угодно высок);

неограниченные возможности в использовании самых разных методов обучения.

При помощи системы электронного обучения Moodle разработан и внедрен в учебный процесс подготовки учителей информатики в области информационных систем специальный электронный учебно-методический ресурс. И в обучении студентов с его применением активно используются эффективные традиционные методы в сочетании с технологиями е-Learning.

Ресурс «Информационные системы» – основное средство обучения студентов ТГПУ в области проектирования и применения информационных систем в их будущей педагогической деятельности. Он позволяет более эффективно организовать процесс обучения, увеличить объем изучаемого материала по дисциплинам, связанным с областью информационных систем, дает возможность каждому студенту самостоятельно разбирать теоретический материал и готовиться к лабораторно-практическим занятиям.

Будучи разработанным в LMS Moodle, ресурс позволяет ставить и реализовывать в процессе обучения следующие задачи:

подготовка учителя информатики современного «информационного общества», обладающего навыками работы с различной информацией (ее поиск, понимание и критическое восприятие, использование для решения задач различного рода, анализа, синтеза и оценки);

индивидуализация учебного процесса через определение для каждого студента оптимального объема и содержания учебного материала, а также темпа его усвоения и отбора методов обучения в зависимости от личностных особенностей восприятия информации;

осуществление компетентностного подхода через решение практико-ориентированных задач;

развитие коммуникационных умений и навыков каждого студента путем организации его общения через форумы, чаты и так далее;

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

формирование у студентов стремления к постоянному самообразованию;

подготовка профессионально-компетентных кадров в педагогической сфере деятельности.

Структура электронного учебно-методического ресурса «Информационные системы» базируется на блочно-модульном принципе построения (рис. 1) и включает в себя следующие блоки:

1. Методические материалы (учебные планы, УМК, методические рекомендации и указания).

2. Учебные материалы (блоки с лекциями, лабораторными и самостоятельными работами, отчеты).

3. Контролирующие материалы (контрольные работы, тесты, итоговая аттестация).

4. Дополнительные материалы (учебники, учебные пособия, ссылки на интранет- и интернет-ресурсы, глоссарий).

5. Коммуникации (форум, чат, внутренняя почта, рассылка, обмен сообщениями). См. рис. 1.

Электронный учебно-методический ресурс «Информационные системы» (рис. 2), представленный инвариантной частью и вариативами, позволяет организовать обучение с группами студентов, сформированными в соответствии со специальностью или направлением. Инвариантное ядро доступно всем зарегистрированным пользователям – участникам курса, а специализированные блоки реализуют дифференцированную подготовку.

Рассмотрим примеры основных компонентов электронного учебно-методического ресурса «Информационные системы», реализованные при помощи LMS Moodle.

Лекции

Лекционный материал курса «Информационные системы» представлен с помощью ресурса «Web-страница», который дает возможность добавлять гипертекст в формате HTML (рис. 3). Для создания веб-страниц используется специальный встроенный редактор, довольно удобный в работе. Данный вид ресурса наиболее удобен для размещения учебного контента. Помимо этого к лекциям можно прикреплять презентации, аудио- и видеоролики. У студента всегда есть возможность многократного обращения к непонятным при чтении местам, чередования чтения с обдумыванием, анализом. Кроме того, в тексте легче увидеть общую структуру содержания.

Лабораторные работы

и отчеты по ним

Лабораторные работы позволяют на основании теоретических сведений спроектировать и разработать учебную профессионально-ориентированную информационную систему, максимально приближенную к реальным педагогическим условиям, а также освоить различные инструментальные средства создания баз данных и информационных систем. Структура лабораторной работы представлена в виде модуля системы Moodle, куда входят: название и цель работы, краткие теоретические сведения по выполняемой работе с множеством примеров и иллюстраций, тексты индивидуальных заданий по теме лабораторной работы, выполненные в виде подробно описанных отчетов (рис. 4).

Отчеты разработаны с помощью инструмента Moodle «Задание», который позволяет студенту отправлять соответствующие файлы преподавателю (рис. 5).

Тесты

Moodle обладает развитой системой тестирования, в которой учтены все популярные форматы тестовых вопросов. Поэтому элемент курса «Тест» эффективно подходит для размещения аналогичных заданий и самого тестирования, так как включает в себя систему оценивания (рис. 6).

Глоссарий (словарь)

Позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и студенты (рис. 7). Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов. В электронном учебно-методическом ресурсе «Информационные системы» реализована возможность автоматического создания ссылок. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курса и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария.

Форум

Этот сервис удобен для учебного обсуждения проблем и проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки студентами файлов – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга (рис. 8).

В связи с тем что содержание данного электронного ресурса включает в себя инвариантное ядро с вариативными частями по рассматриваемым специальностям и направлениям, мы используем функции Moodle, которые помогают разграничить доступ к учебным разделам (блокам). Это позволяет создать группы студентов по специальностям и направлениям и организовать корректный доступ к учебной информации.

Применение данного ресурса, созданного в LMS Moodle, позволяет существенно интенсифицировать и дифференцировать процесс обучения, проводить подготовку студентов на новом качественном уровне в рамках развития компетентностного подхода в образовательной среде.

В заключение отмечу, что использование электронных учебных ресурсов, разработанных в LMS Moodle, как средства подготовки студентов в высшем учебном заведении дает целый ряд преимуществ:

позволяет более эффективно организовать учебный процесс в целом и самостоятельную работу студента в частности;

предоставляет возможность заинтересовать студентов с помощью внедрения новых технологий и форм организации обучения;

позволяет развивать профессиональные компетенции студентов;

позволяет повысить уровень образовательного потенциала студенчества и качества образования;

способствует выполнению социального заказа на подготовку конкурентоспособных кадров;

повышает социальную и профессиональную мобильность студентов, их предпринимательскую и социальную активность, кругозор и уровень самосознания;

способствует сохранению и приумножению знаний, накопленных отечественной образовательной системой.

Таким образом, качество образования становится в большей степени ориентированным на потребности общества и экономики, более гибким. Изменяются стимулы к обучению, формы образовательного процесса и его содержание, что непосредственно ведет к изменениям во всей сфере образования, главной целью которого является становление профессионально-компетентного, всесторонне развитого и конкурентоспособного работника.

Татьяна СУНДУКОВА, ассистент кафедры информатики и методики обучения информатике

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте