search
main
Топ 10
Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Десять медицинских классов открылись в Новгородской области В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Школам Комсомольска-на-Амуре пригрозили отключить отопление и электричество Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Совет учителей-блогеров предложил свои идеи к Году педагога и наставника Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия
0

Культурные всходы

Забыли, как пишется? Не знаете, как сказать? Звоните по телефону (3812) 23-44-84 или по номеру ICQ 419500956. Будем рады вам помочь!

Этот призыв экстренной лингвистической помощи Омскому государственному педагогическому университету знаком уже жителям всей России. Ежедневно в службу поступает 25-30 звонков с разных концов мира – из США, Германии, Японии, Шри-Ланки.

Люди, пользующиеся услугами экстренной лингвистической помощи, интересуются не только произношением и правописанием слов, но и их происхождением. Этимология – чрезвычайно интересный раздел науки о языке, содержащий сведения об истории возникновения некоторых слов. Например, практически каждый употребляет в своей речи слово «жалюзИ», однако немногие знают о том, что слово это с французского языка буквально переводится как «ревность». Теперь понятно, почему этим словом мы называем «многостворчатые ставни или шторы из узких пластинок, связанных между собой». Ведь мы ревностно оберегаем наше личное пространство от посторонних глаз, скрываясь за плотными жалюзИ. Как вы заметили, слово это не склоняется и по числам не изменяется.

Этимология, объясняя происхождение слов и находя родственные связи между ними, часто помогает проверить и легко запомнить даже непроверяемые написания. Например, специальный рисунок, украшающий начало и конец книжной главы, называется вИньетка, потому что первоначально это слово имело значение «украшение из листьев и веток вИнограда». Иногда этимологические изыскания приводят к самым неожиданным открытиям. Так, например, я перестал называть друзей «закадычными», хотя в современном языке это прилагательное просто синоним к слову задушевный. Но в старину закадычный друг означал товарища, вместе с которым «закладывали за кадык».

Основная аудитория ICQ – молодежь. Затруднения, которые возникают у этой категории пользователей, чаще всего связаны с правописанием слов и орфоэпическими нормами. Однако встречаются и довольно интересные вопросы. Например, молодой человек интересовался, откуда пошло ругательство «негодяй». После объяснений задумался, видимо, примеряя слово к себе. В старину «негодяй» вовсе не было нехорошим, означало лишь «не годящийся к военной службе». Правда, тогда у негодяев было единственное оправдание – отсутствие здоровья.

Инициатором проекта «Современный русский» был ректор ОмГПУ Константин Александрович Чуркин. По его словам, люди устали от хамства, безграмотности, от речевого мусора вокруг себя. В ответ на растущее бескультурье и возникла идея, призванная помочь перейти наконец от пустых разговоров о повышении уровня культуры к прямым действиям.

Алексей ТРОФИМЧУК, сотрудник «Экстренной лингвистической помощи», бакалавр филологии, студент 2-го курса магистратуры «Педагогика» Омского государственного педуниверситета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте