search
main
0

Культурные ландшафты России От петроглифов до национальных парков

Экологи и географы в один голос утверждают, что техногенные ландшафты негативно влияют на настроение и характер людей. Это проблема не только больших городов. Сегодня без свалок, пустырей, брошенных карьеров не обходятся и пригороды. Кто-то скажет: без них нельзя, но человек должен что-то противопоставить надвигающейся пустыне. Кстати, эта мысль занимала людей еще задолго до начала эпохи научно-технического прогресса и даже задолго до начала новой эры. К тем далеким временам, а именно к третьему веку до нашей эры, восходит начало развития культурных ландшафтов России. Без них география нашей страны сильно оскудела бы.

Обожествление природных ландшафтов было типично для всей языческой Руси. Например, ритуальное восприятие скальных святилищ Алтая связано с культом снежных вершин – местом поселения божеств. Алтайские тотемные, т.е. религиозные, центры находились, как правило, под открытым небом на невысоких вершинах рядом с источниками, которые тоже считались священными. Петроглифы, т.е. наскальные рисунки, были обращены в сторону более высоких снежных вершин, где обитали, по преданию, верховные божества. Многие писаницы – так назывались скалы с рисунками – археологи относят к III-I векам до н.э. Ритуал поклонения священным вершинам совершался обычно во время весенне-осеннего солнцестояния и имел целью умилостивление природы.
После принятия Русью христианства (в ХI-ХII веках) появляются культурные ландшафты при монастырях. Монастырь на Руси – это “место уединения”, обитель среди чистой, нетронутой, Богом данной природы. Сад при монастырях рассматривался в первую очередь как “райский сад”.
В ХIV-ХV веках на Руси развивается движение скитничества (от слова “скит” – (уединенная церковь, монастырь), когда “божественное” усматривается в самой дикой, нетронутой природе. При этом главную функцию культурного ландшафта выполнял природный ландшафт. Особенно много монастырей в период скитничества было создано на русском Севере. Соловецкие монахи, например, исповедовали не только единение Природы и Человека, но и единство идеального и материального, красоты и пользы. Они обогащали флору и фауну, улучшали гидробиологическое состояние многочисленных озер, связывали их каналами, улучшали почвы. Монастырские сады были разбросаны по всей Руси.
В ХVI-ХVII веках появилась тенденция более активного вмешательства человека в жизнь природы. Например, в это время ведутся работы по созданию сложнейшей гидротехнической системы на Соловецких островах, включающей дренажные каналы переувлажненных участков, укрепление берегов, строительство дорог и дамб. Наибольшего расцвета достигли в это время московские сады – царские, княжеские, боярские. Они не ограничивались хозяйственными функциями, но имели просветительское и представительское значение.
В конце ХVII века в Москве стали появляться первые регулярные сады, т.е. спланированные по определенной, достаточно жесткой геометрической схеме. Вот, например, что пишет о ландшафтной архитектуре одного из уголков Лефортова на Яузе Петр I: “Близ мельницы сделать грот и по обе стороны каменную стену с нишелями, так далеко, чтобы дерев не испортить, которые по плотине”.
Вслед за парком в Лефортове создаются на “регулярный” манер сады в подмосковных усадьбах Дубровицы, Марфино, Кусково, Софрино, Гребнево, Суханово, Остафьево.
К первой половине ХVIII века относятся регулярные сады крупнейших подмосковных ансамблей – Останкино и Архангельское. Усадьбой Останкино владел А.М.Черкасский – глава Петербургской “Канцелярии строений дворцов и садов”. В Архангельском регулярный сад до сих пор занимает всю центральную часть ансамбля от дворца до берега Москвы-реки. Сад был создан просвещенным вельможей, князем Д.М.Голицыным.
ХVIII век – одна из самых ярких страниц в истории развития культурных ландшафтов в России. В этот период засверкали своим великолепием дворцово-парковые ансамбли новой столицы Петра на берегах Невы и Финского залива. Созданы Петергоф, Ораниенбаум, Стрелка, Летний сад, Царское Село. В ходе преобразований Петра I складывается новое мировоззрение: “культура, просвещение – слава российская”. Массовые праздники, триумфальные шествия, театрализованные действия, “огненные потехи” проходят в садах и парках, специально организованных для этого.
Дворцово-парковые ансамбли создаются в ознаменование какого-либо важного события. Например, Петергоф олицетворял собой выход России на новые морские рубежи.
Большое значение в развитии культурных ландшафтов времен Петра I приобретает умелое использование природного ландшафта – топографии береговой линии, морских просторов, лесов. Морская тематика доминировала во всех дворцово-парковых ансамблях того времени.
Особую выразительность им придавали фонтаны. Самая мощная фонтанная система в мире была создана в Петергофе – 30600 кубометров воды в секунду при действии 10-12 часов ежедневно. Это стало возможным благодаря большой разнице в уровнях между водным источником и нижним садом, где располагается фонтан. Кроме Большого каскада, в Петергофе создают неизгладимое впечатление фонтаны “Шахматная гора”, “Золотая гора”, “Римские”, “Солнце”, “Пирамида”, “Сноп”.
В конце ХVIII в. на смену регулярным паркам приходят пейзажные. Идея следования природе. Поскольку природа “избегает” прямых линий, то все строго симметричные геометрические схемы сменяются на изогнутые аллеи, зеленые лужайки, поляны, свободно растущие группы деревьев и кустарников. На первый план выходят формы естественного рельефа – пологие и крутые склоны, холмы и долины, утесы. Вместо фонтанов появляются романтические водопады, ручьи, тихие заводи. Такие парки насыщались античными скульптурами богов. Основная их эстетическая идея – смена впечатлений, а философская – свобода!
Екатерина II так пишет Вольтеру в 1772 году: “Я страстно люблю теперь сады в английском вкусе, кривые линии, пологие скаты, пруды в форме озер, архипелаги на твердой земле и глубоко презираю прямые линии”.
В 27 километрах к югу от Санкт-Петербурга расположен город Павловск, прославленный прекрасным дворцово-парковым ансамблем ХVIII века.
В ХIХ веке особое значение в ландшафтной архитектуре приобретает романтический стиль. Главной задачей таких ансамблей стало пробуждение в человеке возвышенных чувств, воспоминаний, настроений.
Этот период характеризуется повсеместным распространением садово-парковых ансамблей по территории России. Кроме того, уделяется особое внимание созданию городских парков и садов. Архитектурные ансамбли Адмиралтейства, Казанского собора, Дворцовой площади Санкт-Петербурга обрамляются бульварами и скверами.
В Крыму после победы в войне 1812 года вырастают удивительные усадьбы Гагариных, Голицыных, Раевских, куда привозятся диковинные растения из Средиземноморья, Дальнего Востока, Америки.
Особое внимание обращается на прогулочные дороги, тропы (Царская тропа Ливадии в Крыму), формирование смены впечатлений в движении. Такие парки предлагают “путешествие” не только в пространстве, но и во времени.
Алупкинский дворцово-парковый комплекс в Крыму занимает особое место в ландшафтной архитектуре ХIХ века. Он строился для генерал-губернатора Новороссии графа М.С.Воронцова. Все элементы природного ландшафта – россыпи гигантских каменных глыб, горные потоки, рощи крымской сосны, дуба, можжевельника полностью вошли в комплекс. Особое место в убранстве дворца занимают восточные элементы архитектуры.
Кроме дворянских усадеб, в ХIХ веке создаются общественные парки в крупных городах – Смоленске, Харькове, Туле, Нижнем Новгороде для “географических прогулок”, дабы посмотреть на достопримечательности местных культурных ландшафтов.
В ХХ веке в России начинают создаваться заповедники и национальные парки. Сегодня их более двухсот, и многие получили международное признание и включены в Список объектов Всемирного культурного и природного наследия.
Национальные парки расположены в наиболее ценных в природном отношении уголках нашей страны: на Байкале, в Приэльбрусье, на Валдае, в Мещере, на Куршской косе, Самарской луке. Посетители парков имеют возможность выбирать экскурсии: выезды на рыбалку, фотоохоту, пешеходные и конные маршруты, катание на лыжах и снегоходах.
Давайте немного попутешествуем по национальным паркам средней полосы России.
Национальный парк “Смоленское поозерье” создан в 1992 году в уникальном уголке среднерусской природы. Он расположен на северо-западе Смоленской области. Это край озер. Водную систему парка дополняют 16 рек и минеральные источники.
Здесь проходит водораздел бассейнов Балтийского и Черного морей. Рельеф местности носит следы древнего валдайского оледенения. Все озера, а здесь их 35, имеют ледниковое происхождение. Каждое по-своему уникально. Например, в озере Чистик удивительно прозрачная вода, в Мутном – лечебные грязи, Баклановское – самое глубокое. А озеро Сапшо знаменито тем, что на его берегу стоит музей-усадьба известного русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского.
На озерах парка круглый год замечательная рыбалка. В лесах много птиц и зверей. Можно встретить медведя, лося, кабана, косулю. Охота на них, разумеется, запрещена. За ними можно только наблюдать и фотографировать.
Национальный парк “Угра” в Калужской области открыт для туристов в 1997 году. Он расположен в живописных долинах рек Угры и Жиздры на левобережье Оки.
Берега утопают в зелени сосновых боров. Вода настолько чистая, что в ней сохранились растения – индикаторы чистоты воды: белая кувшинка и пресноводная губка Бодяга.
На берегу реки Жиздры в ХV веке был основан знаменитый Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь. Его посещали великие русские писатели Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский, Николай Васильевич Гоголь, Иван Сергеевич Тургенев.

Дмитрий ЕГОРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте