search
Топ 10
Не пойман – не вор: ЕГЭ глазами учителя Как влияют баллы ЕГЭ на получение золотой медали в 2022 году Гости из космоса: японские ученые показали фото и видео с изображением НЛО Где найти главный продукт для сердца, и что будет, если его употреблять ежедневно Бывшая балерина рассказала, как сделать ноги стройными, не изнуряя себя тяжелыми тренировками В Якутске чудом удалось спасти ребенка, который выпал из окна 12 этажа Жить в эпоху перемен: в Минобрнауки предложили запретить менять образовательные стандарты Холестерин, болезни сердца и сосудов: врач рассказала, какой продукт может причинить вред Муж в аренду: женщина придумала, как заработать на супруге, и написала объявление в соцсетях Какие вузы принимают с низкими баллами ЕГЭ В одном из лицеев Красноярска выпускной бал превратился в помолвку Ей было бы 50 – сегодня день рождения Саманты Смит, девочки, написавшей генсеку ЦК КПСС Бакалавр – в советские времена незавершенное высшее образование: в Госдуме обсудили развитие системы образования Путин объявил 2023 год в России Годом педагога и наставника Учителя и медсестры на 40% работают дольше положенного по трудовому договору времени Спикер Госдумы предложил проводить аттестацию учителей только на базе ведущих вузов Женщина, которой на днях исполнится 108 лет, рассказала, какой продукт помог прожить так долго В школах 45 российских регионов поручено ввести должность советника по воспитанию

Куклотерапия

Развиваем речь и воображение

Проблема развития речи дошкольников становится все более актуальной. С каждым годом возрастает количество детей с речевыми нарушениями, в то время как нельзя не отметить, что овладение языком является одной из центральных задач речевого воспитания и важнейшим условием для интеллектуального и социального развития ребенка, полноценного освоения различных видов деятельности, творчества.

В своей работе я довольно часто сталкиваюсь с тем, что дети все меньше сопровождают полноценной речью свои игры, произнося лишь отдельные звуки, речь детей невнятна, интонационно невыразительна. В силу наличия речевых дефектов многие дети стесняются и боятся, что их не поймут сверстники.

Сейчас почти в каждой общеразвивающей группе есть дети, которые имеют нарушения речевого развития. Данная категория детей находится под пристальным вниманием специалистов: учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов. Как показывает практика, именно такой комплексный подход помогает добиться положительных результатов в преодолении трудностей и проблемных зон развития ребенка.

Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что именно в этот период у ребенка появляются основы личностной позиции, саморегуляция, активно продолжают развиваться речь и воображение, увеличиваться словарный запас. Именно поэтому перед педагогами стоит важная задача – создать все условия, для того чтобы переход в следующий возрастной этап прошел благоприятно. Одним из способов помочь детям пройти этот этап наиболее комфортно является игра, непосредственно сами игрушки и куклы, с которыми ребенок взаимодействует.

Для детей кукла – это не просто любимая игрушка, а своеобразный партнер для игры. Взаимодействуя с куклой, ребенок способен проигрывать и моделировать различные жизненные ситуации. Ребенок, изучая реальный мир со спецификой его межличностных отношений, переносит весь опыт, который он получил в жизни, на ситуации, которые он проигрывает со своими игрушками, куклами.

Поэтому, на мой взгляд, куклотерапия является именно тем методом, который позволяет объединить интересы ребенка и воспитательные, развивающие и обучающие задачи педагога. Используя метод куклотерапии, педагог может помочь ребенку усвоить нравственный опыт, который он приобретет в процессе игрового взаимодействия, развить навыки разрешения конфликтных ситуаций, в которых могут оказаться дети, научить соотносить свое настроение и эмоции с настроением куклы.

Куклотерапия – это особое средство, которое позволяет стимулировать развитие эмоциональной сферы и коммуникативных, речевых навыков дошкольников. Перед педагогами стоит важная задача – научить ребенка воспринимать куклу как объект эмоционального общения, что в последствии поможет ему преодолеть речевые трудности, развить навыки общения со взрослыми и сверстниками.

Куклотерапия позволяет сформировать навыки общения и эффективного взаимодействия, выразительность речи, навыки правильного звукопроизношения, а также развить все психические процессы в целом.

Куклотерапия – одно из наиболее распространенных направлений арт-терапии. Она расширяет спектр личностных ролей, дает возможность проработать тему собственной внешности и образа «я», способствует повышению самооценки, уверенности в себе. Это метод коррекции различных состояний при помощи кукол. Рассматривая функции куклотерапии, мы можем выделить следующие: коммуникативную, релаксационную, воспитательную, развивающую и обучающую.

В свою работу я активно включаю сюжетно-ролевые игры с использованием различных кукол, кукольный театр, а также изготовление кукол. Остановимся на каждом из видов деятельности.

Сюжетно-ролевые игры с использованием кукол. Именно в таких играх происходит процесс социализации детей, так как они учатся развивать позитивные межличностные отношения. В таких играх формируются навыки эффективного взаимодействия, умения быстро разрешать конфликты, выражать эмоции.

Кукольный театр. Для работы в данной области мы используем кукол из различных видов театра, дети взаимодействуют как с пальчиковыми куклами, так и с куклами-марионетками, и многими другими видами кукол, что позволяет обеспечить полное вовлечение ребенка в игровой процесс. Также стоит отметить, что в этот момент ребенок как будто разделяет свои эмоции, передавая часть из них кукле.

Взаимодействие с куклами позволяет детям перенести внутренние страхи и переживания на посторонний объект, что в дальнейшем помогает в устранении психологических, речевых и коммуникативных проблем. Работу с кукольным театром можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Дети очень любят увлеченно рассказывать что-нибудь о понравившейся кукле, придумывают невероятные истории, которые произошли с персонажем, и в какой-то момент легко можно заметить, как истории куклы начинают переплетаться с историями самого ребенка, с событиями, которые происходили в его жизни.

Именно в этот момент мы должны подключить все свое внимание к ребенку и помочь ему раскрыться, поделиться своими переживаниями, проиграв проблемную ситуацию, найти из нее выход, подобрать вместе с ребенком решение.

Если рассматривать групповые занятия, то в данном разделе работа ведется по двум направлениям: в рамках реализации программы дополнительного образования «Интерактивный калейдоскоп» воспитанники знакомятся с различными кукольными спектаклями, которые показывают взрослые. Затем в группах проходит обсуждение спектаклей, характерных особенностей героев сказки, их поведения. Детям предлагается подготовить иллюстрации к сказкам, а также изготовить бумажную куклу с понравившимся героем.

Таким образом, ребята устраивают свой бумажный мини-театр. Воспитанники пробуют себя и в настоящих кукольных спектаклях, готовя представления для воспитанников младших групп. Подбор ролей происходит с учетом желаний воспитанников и их возможностей. Благодаря подобным кукольным спектаклям дети получают новый опыт взаимоотношений, учатся проявлять эмоции, передавать настроение и характер героев.

В ходе репетиций детям предлагается взглянуть на сюжет сказки с разных сторон, добавить новых героев, скорректировать поведение персонажей, изменить финал сказки. Благодаря этому активизируется речь ребенка, он учится выражать свои мысли и эмоции. Таким образом, перед ребенком открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Здесь раскрывается настоящий простор для фантазии ребенка: он может стать просто зрителем, может стать замечательным актером, а может превратиться в режиссера, стать автором сценария.

Изготовление куклы. Огромное терапевтическое воздействие на детей имеет изготовление куклы. Вместе с ребятами мы создаем пальчиковые куклы, обережные куклы, куклы-мотанки и куклы-марионетки. Дети с большой вовлеченностью участвуют в изготовлении своих кукол, они с большим трепетом выбирают цвета ткани и ниток, радуются уникальности своих кукол.

К работе над изготовлением кукол мы стараемся привлекать и родителей, что позволяет наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым и сформировать определенные семейные ценности. Для взрослого это замечательная возможность установить теплые и доверительные отношения с ребенком, здесь также может использоваться воспитательное воздействия с целью контроля за речью дошкольника. Взаимодействуя с куклой, которую ребенок изготовил самостоятельно, ему становится еще легче выразить собственное эмоциональное состояние и мечты.

На протяжении трех лет педагогами школы №853 велась активная коррекционно-развивающая работа с воспитанниками с использованием метода куклотерапии. У этих дошкольников легче проходил процесс адаптации к группе, помимо этого были отмечены значительные изменения в эмоциональной, личностной и познавательной сфере.

Детям стало легче вступать в контакт со сверстниками, они научились высказываться полными предложениями, развернуто отвечать на вопросы, размышлять о поведении и поступках окружающих людей, сказочных героев, персонажей мультфильмов. Также хотелось бы отметить, что у детей снизилось чувство застенчивости и робости при публичных выступлениях на утренниках, праздниках, концертах, повысились самооценка и уверенность в своих силах. Активный и пассивный словарь детей значительно обогатился.

Ксения ДМИТРИЕВА, педагог-психолог школы №853

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте