search
Топ 10

Куда спешат законодатели? Последствия правовых новшеств не успевают оценить даже сами депутаты

К сожалению, профсоюз не является субъектом законодательной инициативы, поэтому ему приходится влиять на законотворческую деятельность, устанавливая партнерские отношения с депутатами и органами исполнительной власти. Поскольку сегодня в Государственной Думе все решает и принимает по предложению Правительства РФ большинство, представленное одной партией, профсоюзу приходится постоянно быть начеку, оперативно реагируя на те или иные инициативы правительства. О том, какова нынче картина на законодательном поле, студентам, повышавшим свою квалификацию в оздоровительно-спортивном центре «Радуга», подробно рассказал заместитель заведующего отделом профессионального образования ЦК профсоюза Александр ЦЕПКОВ.

– Российское законодательство меняется так стремительно, что ни самим законодателям, ни органам исполнительной власти не удается оценить последствия принятия тех или иных законов, тех или иных поправок в действующие документы. В 2004 году был принят закон №122, предусматривающий разграничение полномочий, и в результате федеральная, региональная и муниципальная ветви системы образования оказались разорваны экономически и законодательно. В результате принятия Земельного и Жилищного кодексов, а также поправок в Налоговый и Трудовой кодексы, региональные вузы выпали из законодательного поля, возникли проблемы с выплатой налогов на землю и имущество для федеральных образовательных учреждений. После принятия 94-го закона, который предусматривает проведение конкурсов и тендеров на любую торгово-закупочную и торгово-сбытовую деятельность, учебные заведения вынуждены действовать как чисто коммерческие предприятия. К тому же Минфин и Минэкономразвития считают образование услугой, при этом, по их мнению, государство может финансировать лишь образовательную деятельность, а содержание ОУ, дескать, не входит в его обязанности. Возникает вопрос: а кто отстаивает интересы образования? По идее, это должно делать Министерство образования и науки РФ, но при рассмотрении многих вопросов Минобрнауки оказывается слабее Минфина, поэтому в борьбе за интересы образования эффективнее оказываются действия профсоюза.

Одним из самых опасных для системы образования был и остается закон «Об автономных учреждениях», принятый в 2006 году. Он опасен тем, что повышает платность, уменьшает доступность образования и снижает ответственность государства за деятельность системы образования. У образовательного учреждения нет возможности самому решать – быть или не быть автономным. За него, как планировали авторы закона, примут решение органы исполнительной власти: за детские сады и школы – муниципалитеты, за учреждения НПО, СПО и региональные вузы – регионы, за федеральные учебные заведения – органы исполнительной власти федерального уровня.

Профсоюз добился того, что перевод в статус АУ допускается только по инициативе или с согласия образовательного учреждения, что согласие на перевод может быть дано высшим коллегиальным органом учебного заведения (если он закреплен в уставе), что возможность представительства трудового коллектива в наблюдательном совете АУ будет расширена. К сожалению, не удалось исключить из закона возможность перехода в АУ школ и учреждений НПО, обеспечивающих конституционные гарантии граждан на получение бесплатного образования, исключить право учредителя самостоятельно вносить изменения в устав образовательного учреждения, добиться обязательства финансировать госзаказ в полном объеме.

Трудно сказать, как будет развиваться процесс перевода учебных заведений в автономные, поскольку Правительство РФ еще не приняло необходимых подзаконных актов, но профсоюзу и образовательным учреждениям нужно быть настороже. Во всяком случае, профсоюзные организации на всех уровнях должны входить в рабочие группы и участвовать в подготовке постановлений, добиваться внесения изменений и дополнений в коллективные договора и соглашения, определять перечень учреждений, для которых невозможен перевод в статус автономных, добиваться права участия в решении вопроса о таком переводе. Что касается вузов, которые первыми могут попасть под действие закона, то им необходимо пересматривать некоторые позиции в своих уставах, требовать полного анализа (вплоть до проведения внешнего аудита) финансового положения вуза как по бюджетной, так и по внебюджетной составляющей. Ссылки на то, что это коммерческая тайна, несостоятельны, так как это все равно потребуется. Кроме того, вуз должен настаивать на том, что решение о переводе в статус АУ должен принимать весь его коллектив.

В апреле 2007 года была принята новая редакция Бюджетного кодекса РФ, которая существенно изменила финансовую регламентацию деятельности бюджетных учреждений. Основные новации состоят в том, что теперь любой бюджетополучатель может получать средства только от одного, главного распорядителя бюджетных средств. Для федеральных вузов, входящих в наш профсоюз, это Рособразование. Любые средства, полученные из Роснауки, регионального, муниципального или другого бюджета, теперь считаются внебюджетными средствами вуза. Распоряжаться ими, хотя они и считаются неналоговыми доходами бюджетной системы, учитываются на отдельных счетах в федеральном казначействе, вузы смогут самостоятельно после уплаты соответствующих налогов сверх лимитов бюджетных обязательств. Кроме того, все внебюджетные средства, перечисленные или заработанные, зачислят в соответствующий бюджет, и их могут не вернуть бюджетному учреждению, но вернут автономному. Таким образом, образовательные учреждения экономически подталкивают к смене статуса.

Разработчики законопроекта о Бюджетном кодексе предусмотрели статью о переходном периоде, сохраняющую для бюджетных учреждений ныне существующий порядок использования внебюджетных средств до того момента, пока не будет разработан и принят специальный закон о финансовом положении бюджетных учреждений. Но в этой статье был пункт, который ограничивал время переходного периода сроком принятия нового Бюджетного кодекса РФ. Профсоюз настаивал на внесении 13 поправок (три из них мы подготовили совместно с Российским союзом ректоров), но, к сожалению, была принята одна, и то благодаря профильному комитету Госдумы РФ. Эта поправка исключала пункт, влияющий на продолжительность переходного периода. В итоге нынешний порядок распоряжения внебюджетными средствами для образовательных и других бюджетных учреждений будет действовать вплоть до принятия Федерального закона о бюджетных учреждениях.

Нельзя не сказать о федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года. Содержание принятого закона опровергает тезис о приоритетности системы образования, который столь широко в последнее время звучит из уст многих руководителей на разных уровнях власти. При общем росте расходной части федерального бюджета с 54463,5 млрд. рублей в 2007 году до 8089,9 млрд. рублей в 2010 году, то есть на 48,1%, расходы на образование увеличатся за три года лишь на 22,7% (см. таблицу №1).

Низкий темп прироста расходов на нашу отрасль прежде всего объясняется тем, что на федеральном уровне сокращается финансирование приоритетного национального проекта «Образование» (см. таблицу №2). Уже в 2008 году сократится финансирование университетов и инновационных вузов, а также оснащения образовательных учреждений учебным оборудованием. Правда, несколько вырастет поддержка инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования, но общий объем выделяемых средств все равно уменьшится. С 2009 года полностью прекратится федеральное финансирование инновационных образовательных программ, а доплаты за классное руководство предполагается переложить на региональные бюджеты начиная с 2010 года.

Самое неприятное то, что заложенная в бюджете индексация заработной платы работников федеральных образовательных учреждений сильно отстает от уровня прогнозируемой инфляции. Профсоюз обращался к представителям всех фракций Госдумы РФ с требованием пересмотреть эти параметры, однако Минобрнауки РФ не выступило с таким предложением, и Минфин РФ не поддержал нашу инициативу. Таким образом, предусмотренная индексация (на 7% с 1 сентября 2008 года, на 6,8% с 1 августа 2009 года и на 6,5% с 1 января 2010 года) не позволит работникам образования получать бюджетную зарплату хотя бы на уровне прожиточного минимума.

Единственное существенное и положительное изменение, которое предусматривает закон о бюджете на следующие три года, касается студентов. Депутаты не только закрепили уже заложенное в бюджет 2007 года повышение базового размера стипендии в вузах с 1 сентября 2007 года до 900 рублей (в учреждениях НПО и СПО – до 315 рублей), но и предусмотрели еще одну индексацию. В федеральном бюджете теперь есть средства на повышение стипендий для студентов вузов до 1100 рублей, а для учащихся учреждений НПО и СПО – до 400 рублей. Тем не менее задача и дальше добиваться повышения стипендий остается первоочередной для профсоюза.

Из других законов, имеющих большое значение для системы образования, можно отметить закон «О едином государственном экзамене», а также комплекс изменений, связанный с определением роли и места Рособрнадзора в образовательной системе страны. ЕГЭ станет обязательным с 1 января 2009 года. Что же касается Рособрнадзора, то теперь он будет сам принимать решение об отзыве лицензии, таким образом, приостанавливая учебный процесс, образовательное учреждение может обжаловать это решение в суде. В каждом регионе будут сформированы специальные органы исполнительной власти, которые станут выполнять функции надзора и контроля. Можно предположить, что они будут самостоятельными либо войдут в состав региональных органов управления образованием. В принципе оба закона задумывались как способствующие повышению качества обучения и уменьшению коррупционных явлений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту