search
main
0

Куда исчез отличник? Или как жить без родной Марьванны

Никто не спорит – прощание с начальной школой и переход в школу основную – это всегда стресс. И для ребенка, и для его родителей. Вместо любимой и такой уже родной Марьванны, которая знала, какие мы замечательные, талантливые и в то же время, какая у нас тонкая душевная организация, но главное – предъявляла единые, вполне внятные требования, мы попадаем в распоряжение целого отряда учителей. Господи, помоги запомнить хотя бы их имена! А ведь еще и с дополнительным образованием пора определяться: шахматы, рисование или все-таки японский язык? Как пережить стихийное бедствие под названием «основная школа» и остаться при этом в здравом уме и трезвой памяти?

В первый раз в пятый класс

Учителям, конечно, проще. Их в вузе учили особенностям возрастной психологии, поэтому они прекрасно знают, чего ждать от новоиспеченного пятиклассника. А вот родителей никто ничему не учит, поэтому они в панике хватаются за голову и решают, что ребенка им, наверное, подменили. Откуда взялось это рассеянное, вечно все забывающее, блуждающее в четырех стенах нечто? Куда дели нашего веселого отличника?

Уважаемые родители, перво-наперво, сядьте, отдышитесь и попытайтесь понять:

1. Ребенок попадает в новые руки, и если учитель начальных классов был целиком растворен в своих питомцах, потому что на данный момент они были у него единственными, то у учителей основной школы гигантская нагрузка и десятки учеников в других параллелях. При этом свои требования, иная организация учебного процесса. Ребенку сложно поначалу понять, почему раньше, к примеру, его просили подчеркивать подлежащее и сказуемое карандашом, а теперь велят зеленой ручкой. И почему вместо трех учебников и тетрадей он теперь должен не забывать дома аж пятнадцать книжек. Это, казалось бы, мелочи, но из них сегодня складывается вся его жизнь.

2. Значительно увеличивается учебная нагрузка, а значит, ребенок больше устает.

3. В основной школе меняется сам подход к обучению. Дети начинают изучать не просто предметы, но некую систему научных знаний, не арифметику, а математику, которая вскоре распадется на алгебру и геометрию. Ребенок дожен воспринимать не только конкретный, но и некий абстрактный материал, должен включить свое пока еще дремлющее абстрактное мышление. Ведь понятие меридиана, фотосинтеза и нашей эры нельзя потрогать руками.

4. Свобода и самостоятельность – это здорово, когда умеешь с ними управляться. В противном случае они могут довести до панической истерики. В пятом классе ученик лицом к лицу сталкивается с необходимостью самому себя контролировать: ведь если раньше его ставили в пару и вели в столовую, в актовый или в спортивный зал, то теперь из кабинета географии на первом этаже в кабинет музыки – на четвертом он должен добираться сам, желательно при этом не опаздывая.

5. Ребенок начинает потихоньку входить в подростковый возраст, поэтому ему уже куда важнее понравиться не учителю, а однокласснику.

Что бы ни происходило с ребенком на пороге основной школы, родителям важно сохранять хладнокровие, не быть критичными, категоричными и не дорожить стереотипами начальной школы. Если ваш сын до сих пор был отличником, а теперь учится не так блестяще, главное – спокойно разобраться в ситуации и найти ее первопричину: усталость, страх, неуверенность. Бывает, ребенку сложно отвечать у доски, но при этом письменные работы он выполняет прекрасно. Учитель начальной школы знал об этом, а новые преподаватели еще не разобрались, в чем дело. Не постесняйтесь поговорить с ними об этом.

Будьте внимательны к своему пятикласснику, контролируйте его тонко и ненавязчиво, иначе будете противоречить сами себе: не вы ли только что говорили, что он уже взрослый и самостоятельный? Радуйтесь его успехам, почаще интересуйтесь, что нового он узнал за минувший день. Потому что именно родители формируют у детей изначальную мотивацию к учебе. Никогда не отмахивайтесь от разговоров, поддерживайте ребенка и в его успехах, и неудачах. Впрочем, эти советы универсальны для детей любого возраста. И самое главное: если уж вы взялись отчитывать свое чадо, критикуйте его поступки, но ни в коем случае – не его самого.

За кружок по рисованию тоже все голосовали

Дополнительное образование сегодня несет не только развивающую, но и сохранную функцию. Не каждая школа может во второй половине дня занять ребенка кружковой работой, родители освобождаются не раньше пяти-шести, поэтому у ребенка появляются несколько часов, когда он предоставлен сам себе, и чем он надумает заняться, никто не знает. Но это не значит, что ребенка надо хоть куда-нибудь запихнуть, лишь бы без дела не болтался. Такое «куда-нибудь» – тоже не вариант. Особенно в начале пути важна добрая воля. Все, что делается через принуждение, ни к чему хорошему не приведет.

Записывая ребенка на факультатив, в изостудию или в спортивную секцию, стоит прежде всего помнить о его здоровье. И не столько даже о психологическом, сколько о физическом. Не переусердствуйте в своем образовательном рвении, не перегрузите, чтобы ваш без пяти минут подросток не превратился в маленького старичка.

При выборе дополнительных занятий важно быть честным по отношению к своему ребенку. Есть масса родителей, которые кричат, мол, я в твои годы играл на баяне и только поэтому стал человеком. Не стоит гнать ребенка палкой по собственным следам. Если ваш отпрыск, как и вы в свое время, без ума от волейбола или игры на арфе – здорово, но не надо замещать его интересы своими собственными.

Не забудьте проконсультироваться с педиатором, может, он, зная особенности развития вашего ребенка, порекомендует ему занятия хореографией или определенным видом спорта. Заниматься спортом, как вы понимаете, нужно не столько для того, чтобы однажды ребенок принес вам олимпийскую медаль, сколько для того, чтобы помочь ему развиваться в нужном направлении. Провожая ребенка в спортивную секцию, художественную или музыкальную школу, родителям нужно в первую очередь снизить уровень собственных притязаний, не пытаться во что бы то ни стало найти в своем чаде признаки новых Римского-Корсакова, Айвазовского или Евгения Плющенко.

И наконец, последнее табу. Даже если ваш ребенок совершенно забросил учебу ради футбола, не вздумайте ему угрожать, мол, милый мой Дима Сычев, я отберу у тебя мяч и кроссовки, если завтра ты не принесешь мне четверку по химии. Не манипулируйте детскими успехами и постарайтесь хотя бы изредка вспоминать, что, несмотря на собственные, далеко не всегда блестящие оценки, вы выросли во вполне замечательного взрослого.

Андрей МИЛЕХИН, учитель психологии московской школы №1927, лауреат конкурса «Учитель года России-2001»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте