search
main
0

Кто земель наших жаждет?

“Россия – это “особая”, непознанная и неосвоенная страна. Она представляет собой и цель, и средство для экономики многих стран. Еще больший интерес она будет вызывать, когда многие народы реально столкнутся с результатами своей материальной деятельности, с проблемой жизненного пространства”, – эти пророческие слова знаменитого русского ученого Д.И. Менделеева и ныне злободневны.

В истории человечества вряд ли найдется государство, на чью территорию никто не посягал бы. А “география, – как метко заметил известный геополитик Н. Спайкмен, – есть самый фундаментальный фактор во внешней политике государств, потому что он наиболее постоянен. Министры приходят и уходят, умирают даже диктаторы, но цепи гор остаются непоколебимыми”. Даже безлюдная Антарктида на протяжении десятилетий – предмет споров между Чили, Аргентиной, Британией и прочими. Между венграми и румынами черная кошка пробежала из-за Трансильвании, англичане с аргентинцами не могут поделить Фолклендские острова, пакистанцы соперничают с индийцами из-за Кашмира… История свидетельствует: территориальные притязания не раз порождали войны.
Наша Родина от подобных притязаний тоже не гарантирована. Более того, уникальные возможности России для активного и эффективного участия в международной интеграции и воздействия на глобальные политические процессы, жизнь планеты в целом, наши просторы и природные богатства определяют “калибр” интересов, “цену вопроса”, притягивали и ныне привлекают взоры зарубежных правительств, организаций, политических и экономических структур.
Угрозы территориальных претензий к России могут стать, а вернее, становятся реальностью. Концепция национальной безопасности РФ констатирует, что “угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в территориальных притязаниях со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно-правового оформления государственных границ”. По этому поводу начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии А.В. Квашнин отмечал, что “в условиях современной военно-политической обстановки сохраняются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности для России, неприятие адекватных мер в отношении которых чревато нанесением непоправимого ущерба нашим национальным интересам. К таковым мы относим: территориальные проблемы в связи с отсутствием четкого договорно-правового оформления государственных границ; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации, включая посягательства на государственное единство и территориальную целостность…”.
Россия граничит с 16 странами, в большинстве из которых есть силы, имеющие территориальные претензии к нашей стране.

1. С Запада

ФИНЛЯНДИЯ питает “расширительные” надежды. После двух войн – 1939-1940 и 1941-1945 гг. к СССР отошли Приладожская Карелия, Карельский перешеек и район Петсамо. Эти территории финны зовут – “утраченная Карелия”. Чтобы вернуть “утраченное”, в Хельсинки даже создан Карельский союз Финляндии (КСФ), насчитывающий 50 тысяч членов. Финское правительство помогает ему чем может. К примеру, в феврале
2000 г. министерство культуры перечислило на его счет 125 тысяч финских марок, потраченных на пропагандистский сайт в Интернете.
В связи с 60-летием Карельского союза был выпущен почетный знак “Про Карелия” (“За Карелию”), которым награждаются принесшие немалую пользу решению “карельского вопроса”. Любопытно, что первый знак вручен экс-президенту Финляндии Марти Ахтисаари. Накануне к нему обратились лидеры КСФ с просьбой представлять их интересы в ЕС. Оказывается, через европейские структуры удобнее давить на Россию, домогаясь “утраченной Карелии”. Ахтисаари, говорят, с радостью согласился. Во всяком случае, из его уст не раз раздавались сожаления об “утрате Карелии как огромной несправедливости”.
“Карельский” лозунг используют в Финляндии почти все политики, идущие к власти. Когда же к ней приходят, их взгляды, как правило, меняются к лучшему. Нынешний финский президент госпожа Халонен, победившая на выборах в феврале
2000 г. после предвыборной гонки стала куда спокойнее относиться к “карельскому вопросу”. А на встрече с В.В. Путиным президенты и вовсе решили, что территориальных претензий друг к другу наши страны не имеют.
Тем не менее, финские парламентарии разработали формулу торга с нами – “безопасность границ в обмен на земли”. По их замыслу, Россия должна уступить Финляндии ее бывшие территории под гарантии финнов оставаться вечно нейтральными и даже не помышлять о НАТО.
ПРИБАЛТИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА также имеют территориальные притязания к России.
ЭСТОНИЯ неравнодушна к нашей территории на восточном берегу реки Нарва Кингисеппского района Ленинградской области (0,8 тыс. кв. км, население более 22 тыс. человек – бывшие Выскацкая, Добручинская, Горская и Нарвская эстонские волости вошли в состав Ленинградской области в 1994 г.); Печорский район Псковской области (1,5 тыс. кв. км, 25 тыс. человек – бывшие Печорская, Слободская, Паниковская и часть Избарской волости Петсериманского уезда Эстонии в состав Псковской области вошли в 1944 г.).
Обосновывая претензии на Печорский район и Ивангород, Эстония ссылается на мирный Тартуский договор 1920 г. и даже записала в своей конституции, что границу с Россией нужно мерить именно по тому договору. Нынешняя же граница, полагают эстонцы, временная. Но поскольку время – понятие растяжимое, Эстония пошла на хитрость, создав бюро Печорского уезда департамента гражданства и миграции. Наша соседка, хотя и не признает двойное гражданство с Россией, принялась выдавать “синие” эстонские паспорта жителям Печоры, не требуя выхода из российского гражданства, для пущей легкости даже снизив пошлину с 350 до 100 крон. Чтобы получить “аусвайс”, надо лишь показать документ, доказывающий эстонское гражданство предков. А поскольку Печора почти 20 лет была эстонской, более половины населения имеют право на “синий” паспорт. По данным печати, его успели получить до 6 тысяч человек. При этом население Печорского района – 27 тысяч.
Запись в эстонские граждане выгодна нашим соседям тем, что в случае референдума они предрешат судьбу района. Дабы окончательно “застолбить” за собой лоскуток Псковщины, эстонский департамент, по слухам, выдает денежную компенсацию под залог земельных участков в Печорском районе, рассчитывая, что расширение в России права частной собственности на землю позволит часть территории этого района “автоматически” перевести в собственность Эстонии.
ЛАТВИЯ может предъявить претензии на территории Пыталовского и Палкинского районов Псковской области (1,6 тыс. кв. км, население около 30 тыс. человек – бывшие Вышегородская, Кочановская и Толковская волости Латвии, в состав Псковской области вошли в 1944 г.). В 1992 г. парламент Латвии признал незаконным “аннексию” в 1944 г. города Пыталово с прилегающим районом площадью 1300 кв. км.
ЛИТВА предлагает, чтобы Калининградская область сначала была демилитаризована, а затем передана во временное управление ООН. Позже литовцы полагают выставить претензии на южную часть Куршской косы и восток Калининградской области, именуемой Малой Литвой. Вице-спикер литовского парламента в марте 1999 г. вел переговоры с руководством Калининградской области, зондируя возможность долговременной аренды земельных угодий литовскими фермерами.
Социально-политическую обстановку на российско-литовской границе осложняют заявления некоторых политиков (Ландсбергис) об исторической принадлежности земель Калининградской области Литве и необходимости их возвращения. В местах компактного проживания литовцев в Калининградской области распространяются идеи, провоцирующие национальную нетерпимость, рознь и отчуждение. Литовцев в Калининградской области пугали тем, что союз России и Белоруссии якобы угрожает “экспансией России на Запад” и всячески провоцирует НАТО к ускорению принятия стран Балтии в этот военно-политический блок.
ГЕРМАНИЯ неравнодушна к Калининградской области. Программа бундесправительства предусматривает заселить область как можно большим числом российских немцев. Чем больше их будет, тем легче им попасть в выборные органы власти и с успехом провести референдум о получении “немецким” районом автономии. И это, не говоря о многочисленных реваншистских союзах, мечтающих о восстановлении Германии в довоенных границах, включая, само собой, и Восточную Пруссию.
18 января 1996 г. в интервью газете “Франкфурт альгемайне цайтунг” министр иностранных дел Германии Клаус Кинкель сделал сенсационное заявление глобального характера. Он провозгласил, что, по мнению немецкой стороны, потсдамские соглашения не являются правовой основой выдворения немцев, а могут рассматриваться не более как политические декларации. Боннское министерство объяснило это так: Германия в Потсдамской конференции не участвовала.
По этой логике выходит, что меры по обузданию агрессора, намеченные на исторической конференции, не могут считаться законными без визы… самого агрессора. А между тем, решениями Потсдамской конференции определены принципы послевоенного устройства Европы, в том числе определения западных границ Польши, передачи Советскому Союзу Кенигсберга – Калининграда.
Наблюдатели склонны усматривать в ситуации аналогию с Версальским договором 1919 г., закреплявшим обязательства Германии, капитулировавшей в первой мировой. Стараниями Гитлера этот договор стал лишь клочком бумаги. Аннулировав его, Германия начала восхождение ко второй мировой войне.

Александр ЧАЕВИЧ,
кандидат философских наук, доцент
(Продолжение следует)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте