Цель мероприятия: формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.
Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы: самонаблюдение, самоанализ, самооценка. Каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать портрет своей группы на альбомном листе (на заранее подготовленных листах изображены контуры лица, на котором надо дорисовать черты, соответствующие состоянию группы). Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, не уверены в себе.
Задачи:
– создать условия для правильной оценки собственной личности, а также одноклассников;
– сформировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;
– способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию;
– развивать коммуникативную компетенцию учащихся.
На подготовительном этапе совместно с медицинским работником школы измерены биометрические показатели учеников, психолог провела анкетирование, подготовлены цветные листья деревьев (ребенок пройдет за стол с соответствующим листком – так будут сформированы группы для совместной работы), формируется группа экспертов из числа учащихся класса, которые будут консультантами классного руководителя на классном часе.
Предполагаемый результат данного классного часа – формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. А также знакомство детей с некоторыми приемами самопознания, формирование представления о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развитие умения правильно оценивать себя и других; продолжение формирования коллектива.
Это необходимо учащимся при переходе в среднее звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт сверстникам.
Ход классного часа
В начале классного часа учащиеся заходят в кабинет и выбирают на парте один из разноцветных листьев. Одноклассники, выбравшие листочки одного вида, занимают парты с соответствующим цветом листка, так формируются группы для работы.
Классный руководитель: Слова «познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался над тем, кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди. Этот процесс называется самопознанием.
Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?
Что лучше: переоценить или недооценить себя?
Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ»?
Как вы думаете, знаете ли вы себя?
Классный руководитель: Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы: самонаблюдение, самоанализ, самооценка.
Сегодня мы будем учиться самопознанию. Будем проводить самонаблюдение, самоанализ и самооценку. Ознакомимся с понятием «я», которое многогранно. Оно включает:
– ролевое,
– внешнее, внутреннее,
– сознательное, несознательное,
– поведенческое,
– прошлое, настоящее, будущее,
– фантастическое.
С некоторыми элементами «я» мы ознакомимся сегодня на классном часе. С некоторыми нам предстоит ознакомиться в будущем.
Но для начала слово нашим экспертам, которые совместно с медицинским работником проделали большую подготовительную работу. Мы узнаем результаты нашего внешнего «я».
Эксперты сообщают биометрические параметры класса в общих цифрах: вес – 1223 кг и рост – 33 м 15 см.
Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»
Включается тихая музыка. Дети, разделившиеся на группы, обсуждают ответ.
Классный руководитель: Каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать портрет своей группы на альбомном листе (на заранее подготовленных листах изображены контуры лица, на котором надо дорисовать черты, соответствующие состоянию группы).
У вас получились уникальные портреты. А теперь мы их подпишем. Для этого поиграем в игру «Кто я? Какой я?».
Игра в группах «Кто я? Какой я?».
Условия игры: напишите слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишите ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?». Это может быть суждение о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.
Включается тихая музыка. Дети работают 3-5 минут. Затем представитель от группы рассказывает о результатах.
Мини-лекция «Что такое самооценка?».
Классный руководитель: Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, не уверены в себе.
Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам, и не доводят ее до конца.
И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.
Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой. Вы помните, что психолог школы провел тестирование, и, наверное, с нетерпением ждете результатов. Настало время с ними ознакомиться.
Результаты теста «Самооценка» (раздаются индивидуально после обработки психологом).
Возможный тест определения самооценки: нарисовать на листе 8 кружочков в один ряд, написать букву «я» в любом кружочке. Чем ближе к левому краю, тем ниже самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше самооценка. Те, кто поставил букву «я» посередине, имеют правильную самооценку.
Учитель: Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет ваша жизнь.
Подведение итогов
Учитель: Подведем итоги нашего классного часа.
Была ли интересна тема познания себя?
Что вы узнали о различных вариантах самооценки?
Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?
Что нового вы узнали о себе?
Думаете ли вы продолжить наблюдение за собой?
Понравился ли вам классный час?
Какая мордашка соответствует результатам классного часа? (На экране две мордашки: одна улыбается, другая печальная.)
Вывод: нужно оценивать себя правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе. Необходимо изучать себя, чтобы верно оценивать свои силы. Вы можете меняться так, как вы хотите, вы автор самого себя!
В результате работы ожидается, что сплотится классный коллектив ребят, дети будут более терпимы к недостаткам товарищей, будут стараться помогать друг другу, овладеют простыми методами самовоспитания, самоконтроля; появится готовность к самоопределению в социуме.
Приложения
Памятка №1 «Как повысить уверенность в себе»
1. Ищите в себе положительные качества.
2. Ставьте перед собой задачи.
3. Учитесь держаться уверенно.
4. Если есть необходимость, то поменяйте свое окружение.
5. Найдите себя в хобби.
Памятка №2 «Как повысить самооценку»
1. Не оглядывайся на других, не бойся того, что о тебе подумают.
2. Сдерживая свои эмоции.
3. Умей радоваться тому, что ты имеешь.
4. Умей уступать, не спорь.
5. Умей понять другого человека, не торопись осуждать.
6. Помогай другим бескорыстно, не ожидая благодарности.
Тест «Диагностика самооценки личности»
По каждому из суждений теста надо дать ответ «очень», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости от того, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупым.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Я не умею говорить с людьми как следует.
12. Мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня очень многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто волнуюсь понапрасну.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Мне кажется, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен, что люди все принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность.
29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.
30. Я необщителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.
Ключ к тестовому заданию
Очень часто – 4 балла.
Часто – 3 балла.
Редко – 2 балла.
Никогда – 0 баллов.
0-25 баллов – высокий уровень самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.
26-45 баллов – средний уровень самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других.
46-128 баллов – уровень самооценки низкий, человек часто болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.
Татьяна ПАШКОВА, учитель истории, обществознания и права гимназии города Черногорска Республики Хакасия
Комментарии