Кому сегодня нужен молодой специалист без знания компьютера? Вот только о его подготовке не заботятся ни власти, ни руководители фирм.
Почти все техникумы и колледжи Кубани в последнее десятилетие переведены на муниципальные бюджеты. А там песня известная: “Едва набираются деньги на зарплаты и стипендии, остальное ищите сами”… Вторят им и некогда богатые министерства – хозяева ведомственных техникумов.
Где же искать-то? Остается только одна надежда – на самих себя. Насколько она реальна?
Особенно трудно сейчас педагогическим колледжам края. Платное обучение здесь открыть сложно – спасибо, что вообще еще находятся энтузиасты стать малообеспеченными учителями. А других способов заработка почти нет.
В давние советские времена наш колледж получил от государства первые и единственные десять компьютеров. Постепенно все они вышли из строя, и в прошлом году ребятам не на чем было изучать информатику, – рассказывает заместитель директора Новороссийского социально-педагогического колледжа Татьяна Митина. – Вот уже десять лет мы находимся на муниципальном бюджете, а это значит, что денег не было и не будет.
Поэтому здесь изо всех сил пытаются что-то заработать. Набрали две платные группы. Сдают помещения в аренду Армавирскому пединституту, по договору с которым выпускники могут сразу поступать на третий курс вуза. Усиленно ищут спонсоров, но в лучшем случае откликаются только родители.
В этом учебном году наконец повезло: 250 тысяч рублей выделил из своих средств депутат городской Думы Владимир Колбасюк.
Так удалось приобрести двадцать компьютеров. Теперь в одном классе студенты изучают информатику, в другом – английский.
А вот интернета нет и пока не предвидится. Уже год колледж отключен от междугородной телефонной связи, и на ее восстановление средств нет.
Краснодарский музыкально-педагогический колледж единственный в крае готовит музыкальных воспитателей. Здесь уж совсем не до платного обучения или спонсорских взносов родителей.
– В глубине души я поражаюсь, что ребята еще идут на эти специальности. Они так увлечены музыкой и заинтересованы в детях, что забывают о ничтожной зарплате, которая их ждет. Преклоняюсь перед ними и стараюсь сделать все возможное, – признается директор Людмила Корнеева.
Сегодня она убеждена, что хоть в одном колледжу повезло. В начале 90-х, после прекращения финансирования Министерством образования, он один из немногих перешел на краевой бюджет.
Администрация Кубани, в отличие от муниципалитетов, понемногу выделяет деньги и на ремонт, и на развитие. Так за несколько последних лет удалось собрать компьютерный класс из шестнадцати новых машин. Сейчас они подключаются к интернету.
А творческой натуре русского педагога дай хоть малейшую возможность – он использует ее всем на удивление.
Молодой композитор и преподаватель колледжа Юрий Терентьев сразу предложил пятикурсникам новую специализацию – аранжировщик новых информационных технологий.
Это – создание музыки с помощью компьютера или синтезатора. Сейчас такие технологии используются практически во всех сферах, где записывается или звучит современная музыка. А вот умело применять их пока почти нигде в России не учат.
Созданный в краснодарском колледже курс знакомит студентов с аранжировкой, профессиональной работой звукорежиссера. Сегодня такие специалисты нужны всюду – на студиях звукозаписи и на концертных площадках, на радио и телевидении, на любых зрелищных мероприятиях и торжествах.
А может быть, больше всего необычным выпускникам обрадуются … малыши детсадов. Не только привычными мелодиями баяна и пианино, но и фантастическими звуками синтезатора молодые воспитатели теперь смогут приобщить их к любым направлениям музыки. Ведь именно эти экзотические звуки завораживают их сегодня в современных мультиках и фильмах. Студенты готовы серьезно расширить этот кругозор: больше всего они увлечены аранжировкой классики.
Новая специальность должна обрадовать и директоров обедневших детсадов: небольшой синтезатор стоит намного дешевле привычного пианино.
Дело это новое, поэтому молодой преподаватель сам написал и учебное пособие по музыкальной информатике.
Издавать его тоже пришлось самому. Повезло, что в инновационном конкурсе администрации Краснодарского края работу удостоили грантом. Полученных пяти тысяч рублей хватило на сто экземпляров. Добавить было нечего: на зарплату в две тысячи рублей за две ставки надо содержать семью.
– Подобных учебных пособий в нашей стране практически нет, – сразу же пришел первый отзыв из Москвы от научного руководителя вычислительного центра Московской государственной консерватории Юрия Рагса. – В книге Терентьева впервые достаточно детально описываются необходимые для студий, для курса музыкальной информатики аппаратура, компьютерные программы. Эта информация,, несомненно, будет полезна многим студентам и даже преподавателям данного курса.
Только когда же она до них дойдет – без надежд на нормальное издание?
Опыт последних лет слишком очевидно показал, что содержать учебные заведения, в том числе средние специальные, должны не нищие местные власти, а государство.
У технических колледжей, особенно расположенных в Краснодаре, больше возможностей платного обучения и вариантов заработка.
Пригородный Пашковский сельскохозяйственный на всю округу славится крупным спортивным комплексом с бассейном. В советские времена он стал последним подарком Министерства сельского хозяйства своему базовому техникуму. Теперь родное ведомство финансирует только зарплаты и стипендии. А сдача в аренду залов спорткомплекса приносит небольшой, но стабильный доход.
– В начале каждого учебного года слезно молим родителей первокурсников внести единовременный спонсорский взнос. Обычно процентов семьдесят откликаются и приносят, кто сколько может, – говорит заместитель директора Александра Васильева. – Так в последние годы оборудовали четыре класса с шестьюдесятью вполне приличными “Пентиумами”, подключенными к интернету.
…Период трудностей у нас, похоже, становится бесконечным. Поэтому приходится и выживать, и добиваться самых передовых результатов несмотря ни на что.
Краснодарский колледж электронного приборостроения, как и в былые годы, остается одним из крупнейших в стране. Сейчас здесь ведется подготовка по четырем компьютерным специальностям: электронно-вычислительной технике, радиоэлектронике, информационным технологиям, защите компьютерной информации. Его гордость – восемь компьютерных классов и два больших зала со 180 персональными ЭВМ последнего поколения, подключенными к общему мощному серверу.
– Где взяли такое богатство? Покупали постепенно. Но машины быстро стареют, что делать? Постоянно сами модернизируем: и современный уровень сохраняем, и экономим процентов семьдесят затрат, – объясняет главный специалист вычислительного центра Сергей Козека.
В любое время, с любого компьютера, введя личный пароль, каждый студент попадает на свой собственный сайт и продолжает задание. А все практические, лабораторные и дипломные работы сохраняет в своем личном каталоге.
Сделанное за день стекается на центральный сервер, и преподавателю удобно следить за результатами каждого. А ночью все будет переписано на резервный диск, хранимый годами.
– Где можно держать столько информации?
– Наши умельцы и здесь нашлись: рядом с компьютерами поставили простенькие видеомагнитофоны, в них – маленькие платы с программным обеспечением. Запись идет на обычную видеокассету – удобно и дешево.
– Вряд ли вы еще найдете учебное заведение, где есть столько компьютеров, а каждый студент сам собирает их в разных конфигурациях, – убежден преподаватель учебно-производственной лаборатории Павел Сыпченко. – И, кажется, нигде не учат, как использовать эти бизнес-машины вместе с микроконтроллерами – устройствами, управляющими работой разных манипуляторов.
Преподаватели разработали специальный аппарат: клавиатурой программируется микроконтроллер, соединенный с компьютером. А дальше… студенты будут автоматизировать любые техпроцессы. Один – выпечку хлеба, другой – дойку коров, третий – работу светофоров… Научившись составлять такие программы, они смогут создавать системы автоматизации в здравоохранении, промышленности, сельском хозяйстве – где угодно.
Недаром председатель госкомиссии – руководитель отдела механизации и автоматизации Краснодарского завода измерительных приборов прямо на выпускных экзаменах приглашает их к себе работать.
Сейчас бывшие выпускники колледжа разрабатывают на ЗИПе программно управляемые кардиографы и другие изделия для медицины. В фирме “Интрон” – стрелковые тренажеры для МВД со световым лучом вместо патронов, по заказу АвтоВАЗа – систему распыления топлива в карбюраторе…
Результат? Все последние годы растет конкурс даже на платные отделения после одиннадцатого класса. Вчерашние девятиклассники учатся на бюджетной основе, но почти каждый приносит трехсторонний договор с предприятием – будущим работодателем. Фирмы вносят разовую плату в девять тысяч рублей и… нисколько не жалеют об этом: уровень подготовки молодых специалистов их вполне устраивает.
Любовь СУСЛОВА
Краснодарский край
Комментарии