Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Кто в ответе за Мишу? Особенные дети не обуза

Учительская газета, №05 от 2 февраля 2016. Читать номер
Автор:

Соседство здоровых людей и инвалидов остается в нашем обществе больной темой. На протяжении многих и многих лет я вижу, что приключенческие, реабилитационные программы Клуба «Приключение» для колясочников вызывают у самых разных лиц нечто вроде испуга: да-да, вы молодцы, делаете хорошее дело, но я лично буду от этого держаться подальше. Не исключаю, что про себя иные шепчут: «Господи, отведи от меня напасть».Конечно, те же люди могут быть полны сочувствия, сострадания и оказывать искреннюю помощь, но… соблюдая дистанцию.Эта широкая тема преломляется на наш детский лагерь «Большое Приключение», где мы ХОТИМ принимать и ПРИНИМАЕМ детей с ограничением возможностей здоровья. 16 лет мы учимся в «Большом Приключении» взаимодействовать с ребятами, имеющими те или иные дефекты в здоровье: ослабленное зрение или ослабленный слух, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, задержку психического или умственного развития – для всех при определенных медицинских показаниях двери «Большого Приключения» открыты.Более того, уверен, что для многих детей с инвалидностью наши путешествия не только доступны, но и полезны в плане социальной адаптации и коррекции, психологической реабилитации и, разумеется, общего оздоровления. О соседстве таких детей со здоровыми размышляет психолог Алина КАЮМОВА.Дмитрий ШПАРО

Существует два сценария, при которых обычный участник «Большого Приключения» взаимодействует с участником, имеющим ограниченные возможности здоровья.Первый – в лагере и/или на маршруте пересекаются группы, одна из которых состоит из воспитанников специальных коррекционных учебных заведений. Это пересечение может происходить на общелагерных мероприятиях или в походе на дневке. Стоит ли говорить, какой эффект это производит на участников! Ведь если по маршруту идут сверстники, преодолевающие не только внешние непростые обстоятельства, но и свои особенные трудности, то поход – это не так уж и страшно, и ныть, жаловаться не стоит… Однако, несмотря на то что в рамках программы не предусмотрено тесное взаимодействие между командами, бывают совершенно трогательные и светлые эпизоды общения. Пример такой. В последний день пребывания в лагере на финальное выступление обычные школьники готовят жестовую песню или пантомиму, чтобы сделать сюрприз слабослышащим ребятам, с которыми они шли параллельным маршрутом.Или такой случай. Был дождливый холодный вечер, мы сидели у вечернего костра с ребятами лет 13-15. Наутро эта группа уходила в однодневный тренировочный поход. Как вдруг…- Извините, а можно у вас попросить немного дров? – послышался неуверенный голос. Мы с Сергеем обернулись. Это были подростки с ДЦП, команда которых только что приехала.Вот мысли, которые ураганом пронеслись в моей голове. Во-первых, по негласным правилам «Большого Приключения», дрова – личное достояние команды. Это один из моментов подготовки к походу – уметь распределить силы, время, средства на организацию жизнедеятельности. В тот день именно дети без помощи инструктора заготовили дрова на вечер, постарались найти сухие, все перебрали, аккуратно разложили мокрые вокруг костра. Конечно, нужно поделиться, но начни мы, взрослые, уговаривать ребят, это выглядело бы очень неоднозначно. Опять-таки, если бы была возможность заранее подготовить участников к такой встрече, поговорить, они бы уже понимали особенности наших соседей. Но реальность нахлынула внезапно, вклиниться в ситуацию было невозможно.Мальчик Ваня, помладше, подскочил первым. Бросился набирать дрова.- Ты что делаешь? – вскрикнул Денис, лидер дня, рослый, уверенный в себе парень.«Конец. Вот уж совсем некрасивая ситуация! – мелькнуло у меня в мыслях. – Нужно вмешаться».- Это же сырые, вон те давай, из-за лавочки! – Денис решительно шагнул на помощь Ване. Тут уж и все засуетились: накладывают, проверяют, чтобы были сухие, еще и щепочек на растопку сверху положили. Дети ушли с полными охапками, а на лицах сияли смущенные улыбки.Продолжал лить дождь, но для нас с инструктором Сергеем вовсю сверкала радуга, радуга чистого бескорыстия и непосредственной детской доброты. Годы ушли у меня на то, чтобы понять особенности ребят с ДЦП. Мгновения хватило школьникам, чтобы почувствовать их.Эта и другие ситуации взаимодействия детей с различными категориями здоровья в «Большом Приключении» доказывают, что, во-первых, у детей нет разделения на «этих» и «других», даже если есть некие объективные отличия. Они воспринимают людей очень естественно (заметьте, жалости и любопытства нет, есть сопереживание по поводу конкретной проблемы), а их непосредственность и открытость помогают преодолеть коммуникативные барьеры.Второй возможный сценарий – если ребенок с ограниченными функциями окажется в команде обычных школьников. В этом случае есть два человека, которые занимают самую невыгодную позицию и от чьих усилий зависит атмосфера в команде – это особенный ребенок и инструктор. Инструктору могут помочь вожатый и куратор-психолог, ребенку – исключительно сила духа, так как на первых порах он действительно чувствует себя одиноко и неуютно.Сейчас, наверное, вы подумаете, что в таком случае слишком много внимания уделяется одному человеку, да еще и инструктор становится во всем на его сторону – а как же остальные? Так вот с полной ответственностью могу сказать, что ребенок-инвалид ни в коей мере не тянет команду на дно, вся работа с ним ведется через группу. Стараемся, чтобы меньше было слов о бескорыстии, единстве, взаимопомощи, а больше дела. Инструктор, как авторитетная фигура, является главным примером. Но в то же время он очень справедлив и четко следит за тем, чтобы каждый трудился на благо команды в силу своих способностей. Когда каждый понимает свою значимость, дети гораздо легче и быстрее воспринимают себя частью единого целого, а также начинают ценить друг друга за поступки и душевные качества. При этом физические особенности, конечно, уходят на задний план.Но бывает, что ребенок-инвалид требует не только внимания, но и заботы со стороны товарищей. И вот один пример того, как дети достойно справляются с подобным вызовом.Летом в лагерь приехала группа старших ребят, лет 16-17. На вид высокие, крепкие – пять парней и две девушки. Самый взрослый среди них Миша, диагноз – аутизм. Нормально чувствует себя среди людей, постоянно ходит в походы. При этом остается совсем ребенком, добрым, послушным, но крайне несамостоятельным. В первый день у нас с инструктором были опасения, а вдруг участники будут обижать Мишу, он ведь такой безответный. Да и без постоянной помощи команды он будет очень сильно всех тормозить (в первое утро на завтрак Миша одевался минут 40, все не мог выбрать, какую из двух курток лучше надеть). И снова подтвердилась моя вера в группу, снова дети преподносили урок нам, взрослым. Ребята по молчаливому согласию сами взяли на себя организацию жизни Миши. Советовали, что лучше надеть по погоде, заранее поторапливали с выходом из палатки, помогали искать телефоны, без которых он просто физически не мог никуда идти (у него их было штук десять, и этот запас бережно перекладывался в карманы каждый раз при смене одежды). И все это без тени издевки, совсем! Со стороны казалось, что команда таким составом живет уже много лет, настолько дружно и слаженно все получалось!Как-то вечером я шла по лагерю, смотрю – два парня «дежурят» возле душа. Спросила: «Очередь, что ли?» На что они мне серьезно ответили: «Мы Мишу в душ привели, ждем». На следующее утро группа уходила в многодневный поход…Следует отдать должное инструктору Ивану и вожатому Олегу. Их мудрость, оптимизм и самоотдача увлекли всех ребят и создали абсолютно душевную атмосферу. Именно они показали, что заботиться о других, даже если эта забота выходит за рамки привычных стандартов, не стыдно, а парень не становится менее мужественным, когда помогает найти в рюкзаке теплые штаны тому, кто в этом нуждается. Миша был полноценным участником команды на протяжении всей программы и говорил много теплых слов, прощаясь…Я не знаю, в самом деле кто получает больше: дети-инвалиды, участвуя в спортивных туристских походах наравне с обычными детьми, или же эти обычные школьники, приобретая ценный опыт принятия других людей, со своими особенностями, трудностями и достоинствами. Мы трепетно храним доброжелательную атмосферу и уют «Большого Приключения» и надеемся, что в этих суровых природных и душевно теплых условиях еще много ребят сможет убедиться: разделения по категории здоровья не существует, а возможности неограниченны у всех!

Алина КАЮМОВА, психолог лагеря «Большое Приключение»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту