search
Топ 10

Кто в авангарде?

Участники конференции «Наша новая школа», прошедшей в Петербурге по инициативе гимназии №56, решили создать содружество авангардных школ, которые возьмут на себя лидирующую роль в реализации президентской инициативы. Договор о намерениях вступит в силу после его утверждения педагогическими советами коллективов, чьи представители выразили готовность войти в содружество. Присоединиться к этому договору может любая школа, разделяющая его позиции и готовая делиться успешным опытом.

ПроектДоговор о намерениях (создание содружества авангардных школ)

Участниками настоящего договора являются школы, которые приняли участие в конференции российской педагогической общественности «Наша новая школа», проведенной 8-10 февраля 2010 г. в Санкт-Петербурге по инициативе гимназии №56, и которые выразили готовность принять на себя ответственность за опережающее решение педагогических, методических и управленческих проблем, возникающих в условиях перехода к «новой школе».

С точки зрения участников конференции, новая российская школа, которую предстоит сформировать в течение ближайшего десятилетия, должна характеризоваться следующими основными чертами:

это школа, способная подготовить своих учеников к решению проблемы самоопределения и самореализации личности в условиях быстроменяющегося общества на основе эффективного управления собственными ресурсами;

это школа взросления, которое выражается в способности принимать решения в ситуации выбора и нести ответственность не только за себя, но и за других людей;

это школа, обеспечивающая такой уровень подготовки выпускников, который дает возможность выбора путей продолжения образования, исходя из познавательных интересов и жизненных планов учащихся;

это школа, где созданы необходимые условия для эффективной образовательной деятельности учащихся, где ценят их время, гарантированы права обучающихся и замечают их индивидуальные достижения, где учатся с удовольствием;

это школа современных образовательных технологий, обеспечивающих возможность индивидуализации образовательной деятельности, снижения ее трудоемкости и повышения эффективности;

это школа, где учителям нравится работать, где ценят их творчество и создают необходимые условия для него;

это школа, где к родителям относятся как к педагогическим партнерам и готовы к взаимодействию с ними;

это школа, способная находить социальных партнеров и эффективно взаимодействовать с ними в интересах детей.

Ведущую роль в развитии системы общего образования в условиях перехода к «новой школе» сыграют школы, которые смогут занять авангардные позиции. На разных этапах развития образования всегда существовали школы-маяки, служившие ориентирами для многих образовательных учреждений. Среди участников конференции многие являются представителями таких школ.

Сегодня речь идет о том, чтобы определить признаки школы, которая могла бы выполнить роль авангарда в ситуации перехода к «новой школе». Очевидно, что такая школа должна быть признана в профессиональном сообществе как успешная школа, которая уже сейчас выполняет функции ресурсного центра и опыт которой по достижению значимых образовательных результатов осваивается другими образовательными учреждениями.

Наличие очевидного педагогического успеха важно для признания авторитета школы, но все же недостаточно для признания школы авангардной. Необходимым признаком авангардной школы является ее готовность к решению проблем, без которой невозможен переход к «новой школе».

Ниже сделана попытка сформулировать восемь таких проблем, хотя понятно, что данный перечень является открытым и может быть предметом обсуждения.

1. Формирование «скрытого учебного плана», ориентированного на достижение амбициозных личностных и метапредметных результатов.

Понятие «скрытого учебного плана» используется для обозначения реальной целенаправленности образовательного процесса, которая определяется всем укладом жизни школы. «Скрытый учебный план», действующий в школе, дает возможность понимать, чему учит школа, какие жизненные уроки извлекают учащиеся из опыта школьной жизни. Он может существенным образом отличаться от декларируемых целей образования.

К числу признаков «скрытого учебного плана», ориентированного на достижение личностных и метапредметных результатов, можно отнести реализацию в школе методики выявления, анализа и оценки таких результатов. Сложность указанной задачи определяется, по крайней мере, двумя факторами: в ближайшее время внешние требования к конкретной школе скорее всего будут касаться лишь предметных результатов; учителя школы могут быть вполне удовлетворены достигаемыми предметными результатами и поэтому могут не видеть необходимости в каких-то серьезных изменениях в образовательном процессе.

2. Оптимизация цены достижения желаемых образовательных результатов. Надо «всего лишь» сделать так, чтобы школа не воспринималась как источник угроз и неприятностей, чтобы детям нравилось учиться в школе и чтобы у них оставалось время на дела, не связанные с обязательной учебной деятельностью.

3. Формирование учащихся как полноправных субъектов образовательной деятельности, способных определять и реализовывать индивидуальные программы этой деятельности. Речь идет о том, что по мере взросления учащихся должна повышаться степень индивидуализации образовательного процесса, а разработка и реализация индивидуальных программ должны рассматриваться не как «дополнение» к образовательному процессу, а как принцип его организации.

4. Создание технологической модели современной общеобразовательной школы. Имеется в виду не столько расширение масштабов применения ИКТ, интерактивных образовательных технологий и новых средств обучения, сколько системное использование имеющихся технологических возможностей для реализации компетентностного подхода к осуществлению образовательного процесса. Одной из отличительных черт указанной модели может стать понятие технологической дисциплины учителей, предполагающей комплексное использование общих технологий для достижения метапредметных образовательных результатов.

5. Снижение трудоемкости педагогической деятельности за счет обеспечения учителей необходимым комплектом дидактических и методических материалов; создание условий для того, чтобы учителя могли уделять больше времени семье, своей личной жизни, культурному росту.

6. Сокращение затрат времени и других ресурсов на создание в школе собственных дидактических и методических материалов за счет использования интернет-ресурсов и возможности сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

7. Оптимальное распределение ответственности за результаты образовательной деятельности детей между школой и семьей.

Необходимым условием для этого является обеспечение родителей достоверной и полной информацией о возможностях школы, об условиях образовательной деятельности, создание которых школа способна гарантировать; обеспечение прозрачности системы оценивания образовательной деятельности детей; обеспечение возможности влиять на разработку образовательной программы школы и оценивать результаты ее образовательной деятельности.

8. Создание в школе внутренней системы управления качеством образования, включающей мониторинг образовательных результатов и условий образовательной деятельности, отработанные процедуры формирования образовательной программы школы и обсуждения отчета о ее выполнении, а также иные процедуры подготовки и принятия управленческих решений, касающихся образовательной деятельности школы.

В целях поддержки школ, ориентированных на решение перечисленных выше проблем, участники настоящего договора создадут сайт «Авангардные школы России», на котором будут публиковаться материалы об успешном опыте решения этих проблем или их отдельных аспектов. Материалы сайта должны быть общедоступными. На сайте будут публиковаться материалы школ-участников настоящего договора, отвечающие требованиям, которые будут ими согласованы. Школам, чьи материалы будут востребованы в массовой практике в течение учебного года, будут вручены сертификаты общественно-профессионального признания достижений образовательного учреждения в создании «нашей новой школы».

Участники договора будут ежегодно проводить конференцию, задачами которой станет анализ опыта решения проблем перехода к «новой школе» и корректировка перечня самих проблем. На период до ближайшей конференции функции администратора сайта «Авангардные школы России» принимает на себя гимназия №56. Затем эти функции могут быть переданы любой другой школе-участнице договора с согласия других его участников.

Настоящий договор вступает в силу после его утверждения педагогическими советами школ, представители которых заявили на конференции о готовности войти в содружество авангардных школ. К данному договору может присоединиться любая школа, выразившая согласие с его позициями и представившая информацию для опубликования ее на сайте «Авангардные школы России». Данная информация может быть опубликована на сайте, если не менее 1/3 школ – участников договора признают, что школой представлена информация о существенных достижениях в решении указанных выше проблем или хотя бы одной из них. С момента публикации на сайте школа становится равноправным участником договора о содружестве авангардных школ.

Выражаем наши намерения обсудить проект данного договора в своих школах.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте