Какое кино выбрать для просмотра детям? Ведь нужно, чтобы все в нем были и развлекательность, и познавательность, и высокий нравственный заряд… Зрителям юным и взрослым в помощь следующая информация. Именно эти киноленты были показаны в Красноярске на Первом Всероссийском фестивале фильмов для детей и юношества «Герой».
Главная тема представленных на фестивале картин – нравственные ориентиры подрастающего поколения. Вопросы о фестивале и не только корреспондент «Учительской газеты» задала трем профессионалам современного детского российского кино. Таким образом, у нас получился круглый стол с председателем жюри фестиваля Владимиром Алениковым, Татьяной Мирошник, представившей на фестивале картину «Частное пионерское-3» и Ильей Белостоцким, режиссером фестивальной ленты «Бегство рогатых викингов».
Корр.: Владимир Михайлович, вопрос к Вам как к председателю жюри прошедшего фестиваля. Считаете ли Вы, что одной из главных задач фестиваля «Герой» стало отображение образа героя для современных детей?
В.А.: Думаю, да. Во всех представленных лентах есть образ героя, некий идеал, обладающий рядом определенных качеств, способный послужить примером для детей. У любого ребенка всегда имеется герой, часто литературный, которому он внутренне следует. Мое поколение в детстве зачитывалось, например, книгами Дюма, нашими героями были Д’Артаньян, три мушкетера. У современных детей, возможно, новые литературные и кинематографические герои, но качества у последних них все те же. Великодушие, отвага, мужество, верность. Лучшие человеческие качества!
Корр.: Не поменялся ли, на Ваш взгляд, сам образ идеального героя для современных детей?
В.А.: Нет, конечно. Герой – это тот, кто ведет за собой, приходит на помощь, совершает подвиги, мужественные поступки. Образ героя, по-моему, не менялся на протяжении всей истории человечества. Ни герои не меняются, ни сами дети. Дети в любые времена мечтают об одном и том же и стремятся к одному и тому же.
Корр.: Тем не менее многие считают, что приоритеты и вкусы современных детей изменились. В частности, в массе своей они не смотрят старые советские фильмы …
В.А.: Да, к сожалению, это так. Современные дети меньше читают и больше увлечены гаджетами. Но некоторые старые фильмы они все-таки смотрят! Первого июня моему фильму «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» исполнилось 35 лет. Этот юбилей отмечался в рамках всероссийского детского кинофестиваля «Киноостров» в Петербурге. Я как режиссер кинодилогии о Петрове и Васечкине часто получаю письма, в том числе от современных ребят. Значит, этих героев продолжают любить! У моих киногероев есть сайт в интернете, ребята пишут туда, недавно одна 13-летняя зрительница призналась, что открытие этих персонажей в книгах и в фильмах стало лучшим событием в ее жизни.
Корр.: Вопрос Татьяне Мирошник. Татьяна, фильм, который Вы представляли на фестивале «Герой» как соавтор и сопродюсер – третья часть уже известного зрителям телевизионного кинофильма «Частное пионерское». Это лента современная, но снята в традициях классического советского детского кинематографа 1970—1980-х годов. Скажите, кого, на Ваш взгляд, можно назвать героем (или героями) вашего фильма?
Т.М.: «Частное пионерское» – уникальная кинотрилогия для отечественного кинематографа. Каждый фильм посвящен определенному этапу жизни взрослеющего подростка – детству, отрочеству и юности. Актеры растут вместе со своими персонажами. В первой части им 12 лет, во второй – 14, а в третьей – 16.
Главные герои кинотрилогии «Частное пионерское» – пионеры Димка, Лена и Мишка – выдумщики и непоседы, обычные советские школьники, которые дружат и ссорятся, влюбляются и ненавидят, поступают правильно и ошибаются. Главное, что делают они все это искренне, открыто и честно, что и подкупает зрителя.
Режиссер картины – Александр Карпиловский – вложил в «Частное пионерское» все то доброе, что запомнил о своем пионерском детстве. Благодаря ему взрослые снова смогут, пусть и ненадолго, вернуться во времена своих самых беззаботных лет, а современные дети увидят, как жили их сверстники в СССР.
Отмечу, сейчас, действительно, не слишком многие дети смотрят советское кино, а ведь в нем есть замечательные образцы!
Корр.: Вопрос Илье Белостоцкому. Вы представили на фестивале «Герой» ленту «Бегство рогатых викингов» по одноименной повести классика советской литературы Владислава Крапивина. Пришлось ли Вам как режиссеру корректировать Крапивина для современных детей? Если да, то в чем?
И.Б.: Уважаемый Владислав Петрович в своей совершенно детской, заражающей оптимизмом, вере в сказку, создавая сценарий, старался осовременить свою вещь, написанную в советское время. Однако, увы, появившиеся в сценарии мобильные телефоны и прочие гаджеты – ничто по сравнению с тем, как изменились детские души, детские мысли… С другой стороны, некие ценности и установки остаются вечными, и мы, создатели картины, в это верили и старались это показать. Именно поэтому, чтобы не было претензий из разряда «все это неправда, таких детей не бывает», я поместил сюжет Крапивина в некое условное пространство (хотя и совершенно реалистичное в рамках заданной игры). Помните, у Козинцева – книга и понятие «Пространство трагедии»? Ну, а в нашей картине создано, я бы сказал, «пространство счастливого детства».
Актуальность фильма доказывает то, что лента «Бегство рогатых викингов» недавно стала победителем X международного фестиваля кино и телевидения «От всей души» имени Валентины Леонтьевой. На XXVII Международном кинофоруме «Золотой Витязь» в категории «фильмы для детей» диплом «За лучшую женскую роль» присужден Дарье Чистяковой за роль Виктории в фильме «Бегство рогатых викингов».
Корр: Каково, по-вашему, положение детского кино в России?
В.А.: Не будет сильным преувеличением сказать, что детского кино по большому счету просто не существует! На фестиваль «Герой» с трудом собирались фильмы по всей стране. Дело в том, что детское кино невозможно делать на коленке! Оно требует гораздо больших усилий и вложений, чем взрослое. И та же советская власть это прекрасно понимала! Денег на детское кино в те времена выделялось больше, подготовительный период был намного длиннее в два раза – не три два месяца, а до полугода. Пленку выделяли в соотношении не один к трем, а один к 15. Советская власть при всех ее минусах отчетливо осознавала, что кино для детей – это, во-первых, самое нужное дело, а во-вторых, самое трудное.
На мой взгляд, шансов на то, что наше детское кино в ближайшие годы воспрянет, мало. Хорошо, что появляются подобные фестивали. Я в 1998-2000 годах занимал пост председателя Комитета по детскому и юношескому кино Союза кинематографистов России. Где я только тогда не выступал, пытаясь спасти детское кино! Это был Сизифов труд, я ушел в итоге с этого поста. Это положение таким и остается, и оно не изменится в ближайшее время, если наверху не поймут, что ситуацию надо менять. Уже которое поколение детей растет на зарубежном кино, а не нашем! Дети смотрят зарубежное кино, а не российское! Это нонсенс! У нас масса талантливых людей! Нужно лишь понять, что, если кино стоит денег, то ведь оно и приносит деньги! Во всем мире семейное кино – это огромная статья дохода. Каждая крупная зарубежная киностудия делает семейные фильмы. Это один из самых коммерческих жанров. А у нас он просто отсутствует! Русские современные фильмы для детей неконкурентоспособны. Чтобы кинофильм превратился в произведение искусства, нужны огромные усилия со всех сторон – авторов, режиссеров, государства. Кстати, замечу по итогам фестиваля «Герой», что у нас, к счастью, развивается региональное кино. В игровой программе фестиваля я особо отметил работы бурятских кинематографистов.
И.В.: Я снимал «Бегство рогатых викингов» почти восемь лет. В том числе и из-за проблем с финансированием. Необходима поддержка российского кино государством: финансовая, информационная. Если мы хотим сохранить наше государство и наш народ. А будущее народа – дети.
Т.М.: Отсутствует еще и обратная связь. Например, существует экспертный совет при Минкульте по детскому кино. Кто в этом совете? Чиновники, продюсеры и… ни одного ни сценариста, ни режиссера детского кино!
Корр.: Фестиваль «Герой» порадовал детскими талантами. Скажите, подготовка детей-актеров намного труднее режиссерской работы со взрослыми актерами?
В.А.: Дети сами по себе играть не могут. Они начинают кривляться, наигрывать, если их никто серьезно не учил. Сейчас есть кинопроекты, в которых на экране это кривлянье отчетливо видно. Нужно серьезно подходить к работе с ребятами, их надо учить. В моих картинах мы несколько месяцев готовим детей-актеров.
И.Б.: Главное, на мой взгляд – правильно подобрать юных актеров. Так, чтобы их внутренние качества более или менее совпадали с качествами персонажей. Обстановка на съемках тоже важна. У нас на съемках «Бегства рогатых викингов» дети в перерывах между дублями придумывали смешные песенки и стихи. Много читали (подобралась на редкость читающая команда юных артистов, и я счел это хорошим знаком). Дурачились, ссорились и мирились, смеялись и плакали иногда оттого, что не получается, словом, это была целая жизнь…
Т.М.: У нас задолго до начала съемочного периода каждой части кинотрилогии «Частное пионерское» работа с детьми заключалась в длительных репетициях с режиссером и… погружении в советское время! Благодаря такому подходу дети много узнали о прошлом своей страны и смогли точнее передать образы своих героев. Случались курьезы. Так, Диме (актер Егор Клинаев) надо было в кадре приложить часы к уху, чтобы понять, идут они или нет. Ребята удивились: а зачем? И только от взрослых узнали, что наручные часы могут тикать.
Корр.: Татьяна, Ваш сын, Иван Мирошник стал одним из победителей фестиваля «Герой» в номинации «Лучшая мужская роль». А как Ваня готовится к съемкам?
Т.М.: Ване 10 лет. Он снимается в фильмах детской студии «КиноНива» с 8 лет. Исполнил одну из главных ролей в сериале «Клиника усыновления». Дополнительно занимается гимнастикой, прыжками на батуте и рок-н-роллом. В фильме «Я верю в тебя» (который получил приз фестиваля) в кадре вместе с Ваней была и Маша, его сестра-двойняшка. Она вдохновляет его и в реальной жизни.
Все дети любят кино, и очень многие сегодня пытаются его снимать сами, приглашая в актеры своих друзей и знакомых. Летом я работаю с такими детьми в Детской студии «КиноНива». Это интерактивный развивающий проект, в котором обучающий процесс органично вплетен в практические съемки настоящих художественных и документальных фильмов. И я знаю, что после нашей киносмены дети, даже если и не выберут кинематографическую профессию, то наверняка будут смотреть фильмы совсем по-другому, – осмысленно и осознанно, считывая различные подтексты и понимая, какой труд за этим стоит. Многое в их жизни точно поменяется.
Когда мы снимаем с детьми кино, я вижу органичных и естественных ребят и тех, кто сильно зажат и сразу начинает «наигрывать». Если работаешь на съемочной площадке с первой категорией, то кино получится. И это совсем не значит, что с такими детьми не надо репетировать, – еще и как надо! Именно на репетициях раскрываются их умения слышать режиссера, понимать его замысел и вживаться в обстоятельства.
Корр.: Много ли в России фестивалей, связанных с детским кино?
Т.М.: Сегодня в России действуют несколько крупных фестивалей – летом в «Орленке» и «Артеке», в Анапе, Сочи и Евпатории, осенью – в Тюмени, весной – в Красноярске и Нижнем Новгороде. Однако более важно не количество фестивалей, а то, что на них показывают, кто это показываемое смотрит, и кто оценивает. Некоторые фестивали из-за отсутствия хороших детских фильмов берут взрослые с категорией 12+.
Мне импонируют фестивали, в которых есть детское жюри. Ведь детские фильмы мы делаем для детей, и именно они должны быть их первыми зрителями, критиками и оценщиками.
Лауреаты фестиваля «Герой» по категориям фильмов:
Документальный: «Конкурс» (режиссер Е. Ховаев).
Анимационный короткометражный: «Ленивая Василиса» (реж. М. Карпова.), полнометражный: «Урфин Джус и его деревянные солдаты» (реж. В. Торопчин, Ф. Дмитриев, Д. Шмидт).
Игровой полнометражный: «Дом на луне» (реж. Б. Цибиков), короткометражный: «Каждый 88» (реж. Д. Лебедева)
Приключенческий фильм для детей и юношества: «Станция Восток. На пороге жизни» (реж. О. Стефанова) и «Иннокентий Сибиряков. Помогите мне… Я страшно богат!» (реж. А. Карпов).
Приз зрительских симпатий: «Озеро героев» (реж. А.Протоковило).
Гран-при: «Доминика» (реж. О. Агейчев).
Всего на фестиваль было подано 85 заявок. Для участия в конкурсных и внеконкурсных программах утвердили 72 работы: полнометражные и короткометражные игровые и анимационные фильмы, документальное кино.
ДОСЬЕ «УГ»
Владимир Алеников – режиссер, продюсер, сценарист, публицист, писатель, поэт-переводчик. Заслуженный деятель искусств РФ. В 1990-х снял ряд фильмов в Голливуде (в частности, картина «Пистолет (с 6 до 7.30 вечера)» представляла США в конкурсе Монреальского Всемирного кинофестиваля-2003), преподавал режиссуру в Лос-Анджелесском университете. Руководитель режиссерской мастерской ВГИК, режиссерского и актерского курсов в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова. Президент Балтийской Международной Академии детского киноискусства, академик трех российских академий киноискусств. Автор и режиссер-постановщик театральных пьес в России, Америке, Великобритании. Спектакль «Дитя мира» (пьеса с Д.Уолкомбом) был показан на открытии Генеральной Ассамблеи ООН в 1986 году. Фильмография: 37 лент, в том числе «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», «Короли российского сыска», «Голливудский мусор», «Биндюжник и Король» и др.
Татьяна Мирошник. Окончила сценарный факультет ВГИК. Сценарист, режиссер, продюсер. 15 работ в 13 проектах, в том числе х/ф «Рябиновый вальс» и «Виртуальный роман», сериалы «Служба 21», «Конец света», «Встречная полоса», «Аромат шиповника», кинотрилогия «Частное пионерское», д/ф «Посланник патриарха» и «Солдаты наши меньшие». Отборщик фестивалей «ВВЕРХ» (Ростов-на Дону), «ДЕТСКИЙ КИНОМАЙ» и «ОРЛЕНОК». Главный редактор альманаха «Детское и юношеское кино. Проблемы и перспективы». Руководитель детской студии «КиноНива» (г. Геленджик)
Илья Белостоцкий. Окончил ВГИК. Член Гильдии кинорежиссеров России. С 2004 года работает в журнале «Ералаш» как режиссер-постановщик. Режиссер-постановщик нескольких серий телесериала «След», режиссер-стажер в телесериале «Моя прекрасная няня». Директор некоммерческого партнерства «КиноОбъединение Тюменцев», создающего аудиовизуальные произведения для детей и семьи. Награды: трижды лауреат всероссийского фестиваля визуальных искусств. Лауреат «BERLINALE-2004» (Berlinale Talent Campus). Специальный приз правительства Москвы на Международном кинофестивале «Мир глазами детей» – 2002. В числе режиссерских работ – «Еще одна сказка о Золушке» (2001), «Планета» (короткометражный, 2003), «Immortality» (короткометражный, 2004).
Фото из архива фестиваля «Герой» и личного архива Татьяны Мирошник
Комментарии