Рассматривая значение словосочетания «эффективный контракт» относительно системы образования, следует констатировать, что это явление определяется крайней противоречивостью в его понимании. Определение эффективности как основной идейной составляющей эффективного контракта – это первая задача в рассуждении о применимости данного понятия к педагогической деятельности.
В науке эффективность рассматривается с нескольких позиций. Но никто не станет отрицать, что применительно к образованию наиболее подходящим будет определение данного феномена с философской точки зрения – как способности выполнять работу и достигать необходимого или желаемого результата с наименьшей затратой времени и усилий. И сразу множество вопросов…Способность выполнять работу – это в своем роде составляющая профессиональной компетентности сотрудника; таким образом, наличие этой самой компетентности есть признак эффективности, что вполне понятно.Достижение необходимого или желаемого результата на первый взгляд также понятная характеристика, если, конечно, не задаваться вопросами, кому необходимого и кем желаемого.Наименьшие затраты времени и усилий как знаменатель в определяемом отношении – признак быстроты эффекта, с одной стороны, и крайне низкого качества работы педагога – с другой.И наконец, уже достаточно давно и подробно изучаемый вопрос: а что есть результат образования? Результат ЕГЭ? Уровень социализированности? Успешная карьера? Однозначного ответа нет и не будет, так как для каждого результат свой.Таким образом, в той или иной степени определяемой составляющей эффективности педагога остается способность выполнять работу. Уменьшение затрат времени и усилий, к которым для большей эффективности следует стремиться, сделает саму эффективность наибольшей. Если же предположить, что учитель не стремится к быстроте и облегченности в работе, то для достижения равного уровня эффективности ему необходим очень высокий уровень профессиональной компетентности. Вывод в данной логике: из двух условно равнокомпетентных педагогов эффективнее тот, кто работает быстрее и тратит меньше усилий. Опыт показывает обратное: чем выше профессиональная компетентность педагога, тем больше времени он участвует в педагогическом процессе.Эффективный контракт – это в логике нашего рассуждения контракт с компетентным педагогом. Значит, и ключевым его условием является профессиональная компетентность. Однако рекомендации, даваемые образовательным учреждениям для определения эффективности работы педагога, не всегда содержат соответствующие (объективные) критерии.Денис БУХАРОВ, директор школы №13 Приморского района Санкт-Петербурга, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2013»
Комментарии