search
main
0

Кто правит баллом

Чем лучше работаешь, тем меньше получаешь

Положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам закреплено в ст. 129 Трудового кодекса РФ. В ней говорится, что оплата труда состоит из трех частей: основной оклад, различные виды компенсаций и стимулирующие надбавки. Баллы по стимулирующей части можно получить за интенсивный труд и достижения в работе, например за реализацию с детьми дополнительных групповых и индивидуальных проектов, мероприятия по взаимодействию c родителями учеников, участие и результаты учащихся на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, работу с детьми из социально неблагополучных семей и т. д.

 

На самом деле перечень подобных достижений столь велик, а некоторые виды деятельности так трудно поддаются четкой оценке, что в каждой школе по-своему определяется значимость того или другого вида работы учителя. Определяется при этом где-то, как и следует, коллективно, а в иных случаях и волевым решением администрации. Заметим это как первое обстоятельство данной системы.

Как вычисляется стоимость одного балла в системе стимулирующих надбавок? Формула такова: это результат деления фонда оплаты труда, выделенного на стимулирующую часть, на количество баллов, набранных всеми педработниками учреждения. Затем для каждого конкретного учителя величина одного балла умножается на количество набранных им баллов.

Казалось бы, арифметика простая. Но даже у человека, не слишком разбирающегося в экономике, закрадывается смутное подозрение, ведь тогда выходит, что чем большую активность проявят учителя в конкретной школе, тем… меньше будет стоимость одного балла! А следовательно, тем меньшую сумму получит каждый активист в качестве доплаты за свою работу. Получается, чем более хорошо трудится школа, тем меньшее денежное поощрение получит каждый ее педагог.

Учитывая этот бросающийся в глаза факт вкупе с первым указанным выше обстоятельством (сложности определения ценности заслуг), некоторые директора идут по тайному и негласному пути сопротивления системе. Такие руководители просто-напросто берут общий фонд стимулирующих выплат и… делят его поровну на число всех работников. Все учителя об этом знают, но никто не ропщет. Не обидно, заслуженно, при условии что все работают приблизительно одинаково. А бумажной и организационной волокиты меньше, ведь школа должна учить, а не зарплату распределять!

Эту тайну поведали мне педагоги одной из малых сельских школ. В крупной городской школе, пожалуй, так не получится, обязательно найдутся недовольные. Из-за чего же на администрацию обрушивается масса бумажной и организационной работы, сколько стоит один балл и правда ли балльная система серьезно влияет на заработок учителя? Спросим самих педагогов.

Александр Т., стаж 40 лет, Новгородская область:

– Я работаю в сельской школе, не маленькой, так скажем, средней. Один балл в системе стимулирующих выплат у нас стоит 5 рублей, что является, конечно, смехотворной суммой. Это происходит потому, что размер стимулирующей части фонда оплаты труда в нашей школе из года в год уменьшается из-за уменьшения контингента учеников. Случаются и другие нюансы, не учитываемые законодательством. Например, лично я уволился, чтобы мне произвели перерасчет пенсии, но потерял причитающиеся стимулирующие выплаты. Да, их все равно начисляют, но за счет премиальных, поэтому выплаты по этой графе получаются плавающие, непостоянные. Меня стараются не обижать, помня о том, что я один на школу постоянный математик. В целом же стимулирующие выплаты в сельских школах абсурдно малы. Их доля в моей зарплате весьма невелика – около 380 рублей в месяц.

Мария М., стаж 40 лет, Великий Новгород:

– Стимулирующая часть?! Да о чем вы! Ничего! Просто совсем ноль! В нашей школе с этого года баллы перестали считать, а в прошлом году ни за один не заплатили. Раньше балл стоил 100 рублей, а так как я активный педагог, у моих детей есть успехи, надеялась на сумму хотя бы в тысячу рублей, но ни копейки не получила! Все зависит от администрации школы, я думаю.

Елена К., стаж 8 лет, Новгородская область:

– Стоимость балла за личные достижения мне неизвестна. Нам ее не сообщают, спрашивать не довелось. Знаю, что сумма ежемесячно может меняться в зависимости от размера стимулирующего фонда. Мне кажется, это такие копейки, что и считать нечего. Рублей десять, может быть, за балл, не знаю.

Татьяна С., стаж 23 года, Великий Новгород:

– Балл у нас каждый месяц разный – от 20 до 45 рублей. Сумма такая маленькая, что мы уже ее и не отслеживаем. В этом году на олимпиады почти никто не подавал, родители поленились кучу бумаг печатать и отвозить на сдачу. Так что личных достижений у учителей по минимуму.

Светлана Р., стаж 43 года, Новгородская область:

– У нас в школе разработано положение о доплатах, там все прописано. Формулировки этих показателей точно не помню. Но эти показатели есть у всех учителей в нашей школе. То есть каждый раз все получают за что-то. Вот премия – это не всегда, думаю, что ее выплата зависит от экономии фонда. А так распределением баллов занимаются директор и комиссия из нескольких учителей, они подписывают эти документы. Какова стоимость одного балла, не в курсе, неудобно спрашивать, все равно ведь всем начисляют почти одинаково, чего же я буду высовываться. На совещании, как правило, озвучивают, кому и за что назначены дополнительные выплаты. Мне, например, за проводимую совместную работу с сельским музеем по одному проекту. Да, еще все педагоги у нас работают в смешанных классах, в них одновременно учатся ребята, обучающиеся по адаптированной программе, и те, кто учится по общеобразовательной программе. Вот это, скажу я вам, крайне неудобно и для нас, и для всех учеников. Поэтому и толку от такой учебы мало. Хотя за это идет какая-то доплата, но не из стимулирующего фонда, кажется. В общем, работаем, не спрашиваем. Потому что должны.

Светлана ПОТАПОВА, Великий Новгород

 

От редакции

Не зашла ли в тупик балльная система при таком положении дел? А как начисляются баллы в вашей школе, уважаемые читатели?

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте