search
main
0

Кто поможет будущим Нахимовым? Генеральный директор Сибирского кадетского корпуса Андрей НЕКРАСОВ о проблемах патриотических объединений детей и молодежи

Часто можно слышать, что государственная программа патриотического воспитания граждан РФ, и в частности молодежи, не выполняется. Мы дружно ужасаемся тревожным цифрам роста молодежной преступности, детской беспризорности, некомплекту призывников, не говоря уж о качестве их подготовки к службе. По-видимому, наши дела на фронте борьбы за юные души и в самом деле далеко не так благополучны, как, может быть, хотелось бы слышать некоторым чиновникам. Поэтому не буду рассказывать о разнообразных и весьма эффективных воспитательных программах, реализуемых в Новосибирском военно-патриотическом объединении «МГИВ», Сибирском кадетском корпусе и их подразделениях. Сразу перейду к проблемам, решение которых значительно продвинет всех нас вперед на поприще военно-патриотического воспитания. Естественно, ограничусь примерами преимущественно из собственного опыта, хотя думаю, что у других ситуация немногим лучше.

На бумаге и в жизни

Много говорят о нехватке призывников. Уверяю: у нас есть кому служить в Российской армии. Но для этого необходимо решить несколько проблем. Вот некоторые из них.

Первая. На «верхнем» уровне издаются документы по оказанию армией помощи военно-патриотическим клубам и кадетским корпусам, не относящимся к Минобороны, в виде выделения техники и специалистов для материально-технического обеспечения их работы, летних учебных сборов или для проведения массовых военизированных игр. Рекомендуется выделять списываемую, но еще пригодную для работы с подростками технику, инвентарь, средства связи, оборудование, обмундирование, снаряжение и т.п. в виде безвозмездной помощи или с передачей по остаточной стоимости. На практике эти добрые пожелания либо не осуществляются вообще, либо реализуются с большими трудностями, так как под эти директивы войска не получают ни одного дополнительного литра солярки, ни одного дополнительного патрона.

Ясно, что ни один ответственный командир не пойдет нам навстречу в ущерб боеготовности вверенного ему воинского формирования, урезав и без того скудные нынешние нормы материально-технического снабжения плановой боевой подготовки. Отсюда вывод: принимая умные решения, издавая директивы не надо забывать выделять под это необходимые ресурсы.

Если коснуться передачи списываемого военного имущества, то, к сожалению, формальности таковы, что его проще уничтожить: форму порубить на ветошь, радиостанции бросить под танк и т.д., чем передать подросткам на благое дело.

Парадокс: все понимают, что, выигрывая копейки, армия теряет неизмеримо больше, но сделать (во всяком случае на словах) ничего не могут. Или не хотят. Но как только появляется элемент личного (разумеется, негласного) материального стимулирования, списываемое имущество начинает валиться от «благодетеля» потоком. Мы, практические работники, в этой ситуации лучше смолчим. Иначе в случае жалобы «правильный» начальник, опираясь на «правильную» инструкцию, перекроет и этот тонкий, ненадежный ручеек материального обеспечения. При этом в Сибирском военном округе на заключение прямых договоров о военно-шефской работе с нами, с кадетским корпусом, не идут, отделываясь отписками либо вообще молчат. Дивизия кивает на армию, армия на округ, а он далеко…

Нужны ли флоту юные моряки?

Другая немаловажная проблема – нецелевой призыв выпускников профильных военно-патриотических клубов и кадетских корпусов Минобразования на срочную военную службу. Мобилизационные органы Минобороны, на мой взгляд, очень негибко подходят к этому вопросу. Например, в клубах юных моряков (КЮМах) Новосибирска занимается около 1,5 тысячи мальчишек, из которых около полусотни ежегодно, достигнув призывного возраста, идут служить Родине. Но куда? По большей части куда угодно, только не на флот. В это же время командующий Северным флотом в телевизионном интервью в сердцах, с болью сетует, что однажды на атомный ракетный крейсер прислали служить неграмотного матроса.

Еще один пример. В клубах юных десантников Западно-Сибирского региона занимаются (и еще как!) более двух тысяч подростков и юношей, из которых ежегодно под призыв попадают более трех сотен практически готовых, уже освоивших азы юных десантников. Однако командир расположенной в регионе бригады армейского спецназа в то же время вынужден публично признавать, что около трети молодых солдат в каждом призыве он вынужден первые 3-4 месяца элементарно откармливать и учить грамоте, а уж только потом начинать готовить защитников Отечества. Опять парадокс!

Наши попытки решить этот вопрос через областной военкомат ни к чему не приводят. Военком лишь сочувственно разводит руками: мол, нет разнарядки из Главного оргмобуправления Генштаба, и все тут. А теперь спроецируйте этот грустный административный «анекдот» на масштаб всей страны.

Большие умные дяди из Минобороны, ну, пожалуйста, созвонитесь с органами образования и молодежной политики, как в центре, так и на местах! И вам с удовольствием сообщат, где и сколько подрастает готовых честно и эффективно служить Родине юных пограничников, моряков, десантников, морских пехотинцев. Ведь они рвутся в элитные части и готовы служить, как следует! Но вместо них попадают ни к чему не приспособленные слабаки, маменькины сынки, а потом бегут и рыдают о «тяготах и лишениях военной службы» в подолы сердобольных «мамочек» из разных комитетов и в объективы охочих до «жареных фактов» телевизионщиков.

К слову, о телевидении. Это мощнейшее оружие борьбы за души российской молодежи. Но, увы, не наше оружие!

Каких «героев нашего времени» навязывают мальчишкам телесериалы типа нашумевшей «Бригады»? Бандитов, воров, наркомафию. Посмотришь: не злодей, а Робин Гуд, не жулик, а финансовый гений!

Наш кино- и видеорынок наводнили ленты типа «Враг у ворот», «День «Д», «Мы были солдатами», посмотрев которые подросток делает вывод: его прадеды защищали Отечество из… «страха»(?!), а бравые янки с англичанами в одиночку выиграли Вторую мировую войну, во Вьетнаме Америка занималась исключительно гуманитарной помощью. Если так пойдет дальше, нашей молодежи с телеэкранов внушат, что в 1941-м надо было сдаться Гитлеру, и мы бы жили – не тужили, попивая баварское пиво. Куда уж дальше?!

Обидно, что проправительственные средства массовой информации ничего не противопоставляют этому потоку инсинуаций. А ведь очень важно, чтобы ТВ и СМИ помогали патриотическому воспитанию юных россиян.

Проблемы и решения

В нашем корпусе сильно развито морское направление работы с молодежью. У нас есть кое-какой флот учебных парусно-гребных и моторных судов. Проводим летние морские лагеря, шлюпочные походы. Однако и здесь – море проблем.

Наш «флот» стареет и ветшает. Самым «молодым» шлюпкам по 10 лет, самым старым – по 20. Никакой суперкапитальный ремонт уже не спасает их от развала в прямом, физическом смысле этого слова. По отзывам моих многочисленных товарищей по «морскому фронту» из других городов и регионов, у них такая же ситуация. Еще несколько лет, и нашим юнгам не на чем будет осваивать азы морского дела.

При продажной стоимости на Лазаревской судоверфи №1 ВМФ деревянной шлюпки типа Ял-6 в 120 тысяч рублей (цены, естественно, растут) становится совершенно ясно, что ни один муниципальный клуб юных моряков не может себе позволить такую покупку. К тому же, по моему личному впечатлению от экскурсии на упомянутую верфь, производство шлюпок там медленно, но верно умирает. А нет стабильных заказов – нет денег. Нет зарплаты – уходят специалисты. Нет специалистов – утрачиваются технологии и оснастка. Нет оборудования, технологий, специалистов – не выполнить даже поступивший и оплаченный заказ.

Поэтому остро нужна специальная государственная программа производства шлюпок и пополнения ими парка КЮМов. К тому же, на мой взгляд, совместить самоокупаемость и учебно-воспитательные задачи движения юных моряков можно, убедив известную фирму «3везда» выпускать пластиковую сборную модель шлюпки ЯЛ-6 серией 10-15 тысяч штук именно для реализации КЮМам.

Аналогичная картина с учебной литературой и пособиями по шлюпочной и начальной морской подготовке. «Курс подготовки старшин шлюпок» Копповского в последний раз издавался в 1984 г., набор плакатов о военном флоте – еще раньше. Правда, здесь финансовая ситуация несколько иная. Дело можно организовать так, что благодаря активной позиции руководителей КЮМов будет обеспечен уверенный сбыт среди десятков тысяч юных моряков по всей стране, допустим, 100-страничной книжки карманного формата по цене, скажем, в 40-50 рублей за штуку. Потребуется, правда, организовать соответствующий «адресный» процесс.

Ждет своего решения и проблема обеспечения будущих адмиралов Нахимовых и Кузнецовых форменным обмундированием. Покупать в военторге матросский воротник за 107 рублей и комплект «робы» за 500 рублей может себе позволить далеко не каждый сын простых, небогатых родителей.

Подобных животрепещущих проблем КЮМов я мог бы раскрыть еще много. Это и отсутствие топлива для учебных судов, продовольствия и медикаментов для проведения походов и сборов, лакокрасочных материалов. Это мизерные ставки зарплаты и т.д. Думаю, руководители военно-патриотических клубов других профилей поддержали бы меня рассказами об аналогичных проблемах в своей работе.

* * *

В сознании широкой общественности укоренилось мнение, что военно-патриотические клубы призваны решать хотя и архиважную, но узкую задачу – готовить юношей к исполнению воинского долга перед Отечеством. Но это далеко не так. Морально-психологическая закалка, полученная в таких организациях, будет верой и правдой служить человеку долгие годы, практически всю жизнь. И будет человеку любой профессии, в том числе и сугубо штатскому, помогать стать полноценным гражданином, внимательным, заботливым сыном, мужем и отцом, творцом и тружеником, крепким семьянином.

А проблемы?.. Их нужно и можно решать!

Материал подготовил Виталий ДЕНИСОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте