search
main
0

Кто поедет в Сиань? Шесть стран выстраивают взаимодействие образовательных систем

В конце мая в Москве завершила свою работу вторая Неделя образования государств – членов Шанхайской организации сотрудничества. Шесть стран входят в эту организацию: Киргизия, Казахстан, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. А такие страны, как Индия, Иран, Монголия, Пакистан, стали ее наблюдателями. Налаживание контактов в образовательной сфере, создание основы для сотрудничества образовательных учреждений на всех уровнях – такие задачи преследуют эти государства как члены ШОС.

Статфакт Общая территория стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества, составляет 61% территории Евразии. Совокупный демографический потенциал – четвертая часть планеты. Официальные рабочие языки – русский, китайский. Штаб-квартира ШОС находится в Пекине.

Комментарий «УГ»Декларация второй Недели образования государств – членов Шанхайской организации сотрудничестваУчастники форума считают необходимым обеспечить активное участие ведущих университетов государств – членов ШОС в мероприятиях по реализации Соглашения между правительствами государств – членов ШОС о сотрудничестве в области образования от 15 июня 2006 года в сочетании с расширением непосредственного межуниверситетского сотрудничества, обратив первостепенное внимание на следующие задачи:- укрепление правовой и информационной базы сотрудничества, усиление взаимодействия в деле повышения качества высшего профессионального образования, дальнейшее развитие академической мобильности учащихся и научно-педагогических работников, поддержка преподавания национальных языков государств – членов ШОС в странах-партнерах;- разработка инновационных образовательных технологий, позволяющих эффективно обучать педагогов и руководителей образовательных учреждений и организаций, использовать новые информационно-коммуникативные и мультимедийные средства для обеспечения качественного образования, достижения оптимальных результатов в профессиональной подготовке обучающихся;- создание благоприятных условий для расширения академической мобильности учащихся и научно-педагогических кадров на основе соответствующих двусторонних и многосторонних межуниверситетских договоров о сотрудничестве в этой области;- формирование эффективно действующих научно-образовательных структур государств – членов ШОС.

В 2006 году в Шанхае было подписано Соглашение между правительствами шести стран о сотрудничестве в области образования. Этот международный документ и стал основой активного взаимодействия на пространстве Шанхайской организации сотрудничества.

В рамках реализации этого Соглашения были проведены два совещания министров образования – в Пекине и Астане. Основное внимание на них было уделено укреплению взаимовыгодного многостороннего сотрудничества по всему спектру образовательных проблем, повышению качества высшего профессионального образования, поддержке преподавания национальных языков, развитию академической мобильности студентов и научно-педагогических работников, а также формированию инфраструктуры взаимодействия образовательных систем. Необходимо было создать условия для совместной деятельности и диалога между странами.

В связи с этим Министерство образования и науки России предложило создать диалоговую площадку, где могли бы встречаться представители образовательных учреждений, бизнес-сообщества, работодатели, представители органов управления образованием, журналисты разных стран и обсуждать наиболее актуальные для сферы образования вопросы. Так появилась Неделя образования государств – членов ШОС под девизом «Образование без границ».

В этом году Российская Федерация председательствует в Шанхайской организации сотрудничества. В связи с этим разработан план мероприятий, которые проходят в рамках председательства нашей страны. В этот план наряду с другими важными международными мероприятиями была включена и вторая Неделя образования, центральным событием которой стал Первый форум ректоров ведущих университетов государств – членов ШОС. В рамках второй Недели была проведена также конференция, посвященная вопросам создания и функционирования Университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС).

В 2007 году Президент России Владимир Путин на саммите государств – членов ШОС в Бишкеке выступил с инициативой о создании такого университета как сети учебных заведений государств – членов организации с согласованной программой обучения. Российскому Министерству образования и науки было поручено совместно с Академией наук разработать концепцию Университета ШОС. В прошлом году она была одобрена на совещании министров образования и науки государств – членов ШОС в Астане. Был подписан протокол о намерениях министров, касающихся дальнейших согласованных действий по созданию этого университета. Стороны подтвердили свое стремление к созданию и развертыванию в 2009 году деятельности университета как сети ведущих университетов государств, осуществляющих тесное взаимодействие с единым коллегиальным руководством по подготовке кадров высшей квалификации и проведению научных исследований. Все это должно содействовать эффективному социально-экономическому развитию стран ШОС и углублению многостороннего сотрудничества в области образования.

Приоритетными областями подготовки специалистов были определены экология, регионоведение, нано- и информационные технологии, энергетика.

Университет ШОС – это именно сеть, а не группа разобщенных университетов, которые работают каждый в своей стране. Концепция УШОС включает в себя несколько направлений развития этой структуры. Будут внедряться современные образовательные методики и технологии. Запланирована совместная научно-исследовательская деятельность по ключевым для национальных экономик направлениям. Предстоит широкий взаимный обмен опытом и научно-педагогическими работниками, студентами, аспирантами, докторантами. Будет создан механизм признания эквивалентности документов о получении образования. Образовательные программы спланируют таким образом, чтобы обучение проходило не в одном, а обязательно в нескольких вузах, входящих в сеть УШОС. Ясно, что создать механизмы такого взаимодействия весьма непросто, подобного опыта нет ни у одной страны – члена ШОС.

В последние годы в Европе происходят активные интеграционные процессы: введена единая валюта, создается общее правовое поле, наблюдается экономическое сближение. Свидетельство создания единого европейского образовательного пространства – принятие Сорбонской и Болонской деклараций. Сегодня можно сказать, что процесс интеграции в области образования в рамках Шанхайской организации сотрудничества уже опережает «болонские» страны. Установление прямых связей между учреждениями образования, разработка совместных образовательных программ, приглашение в вузы ведущих преподавателей-консультантов, проведение совместных научных исследований – все это сегодня входит в практику образования стран – членов ШОС. Уже с 2005 года ведется двухгодичная учеба студентов из Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана в Северо-Западном университете, расположенном в древней столице Китая – городе Сиань. В Московском государственном институте международных отношений (университете) Министерства иностранных дел России обучаются студенты из государств – членов ШОС. Есть такие студенты и в МГУ, МГТУ имени Баумана, Московском институте стали и сплавов, Московском государственном лингвистическом университете и других высших учебных заведениях России.

Участники Первого форума ректоров ведущих университетов государств – членов ШОС в рамках второй Недели отметили важную роль образования в деле перевода экономик на инновационный путь развития, в построении общества, основанного на знаниях, в каждом из государств – членов Шанхайской организации сотрудничества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте