“О мерах по ликвидации задолженности с выплатой заработной платы работникам образовательных учреждений и ее повышению в 2003 году” – такова была тема выступления заместителя председателя Правительства России Валентины Матвиенко в Думе. Все, что она рассказала в отношении перспектив на 2003 год, уже известно читателям “УГ”. Разве что дала новое обещание: “Мы понимаем, что до 1 января должны сделать все для того, чтобы вообще уйти от проблемы задолженности по выплате зарплаты бюджетникам”. Вице-премьер также ответила на вопросы депутатов – на редкость злободневные и острые. Представляем вам все записи встречи практически без сокращений.
Валентина ИВАНОВА (“Регионы России”):
– Не планируется ли достижение среднего уровня оплаты труда учителей до уровня оплаты труда в промышленности?
– Это та планка, к которой мы должны стремиться, чтобы отношение уровня оплаты труда в сфере образования к средней зарплате в производственной сфере было не ниже 80%. И меры, которые мы принимаем, будут этому способствовать. Кроме того, переход на отраслевые системы оплаты труда позволит регионам более дифференцированно устанавливать размеры зарплаты работникам сферы образования с учетом и прожиточного уровня, и средней зарплаты в производственной сфере на той или иной территории.
Это будет стимулировать повышение окладов тем категориям работников, в которых наиболее нуждается тот или иной субъект Федерации. Кто-то будет заинтересован увеличивать зарплату для села, кто-то – для города, кто-то – для различных типов образовательных учреждений. К этому мы и будем идти.
Комментарий. Похоже, что вопрос о 100-процентной оплате на уровне средней зарплаты в промышленности сегодня не актуален. Скорее вместе с другими невыполняемыми законами будет изменен в этой части и Закон “Об образовании”.
Правительство идет иным путем. Сегодня оно перекладывает ответственность за зарплату на местные власти. Теперь уж учителя точно будут знать, к кому обращаться в случае задержки с зарплатой и кого выбирать в руководители региона.
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ (ЛДПР):
– Задержки с зарплатой были достаточно долгое время. Не пытались ли вы проанализировать политическую подоплеку этого? Именно учителям на протяжении 10 лет как будто специально не выплачивали зарплату, хотя деньги были. В том же положении оказались у нас врачи и милиция. Как это было заложено в программе первого демократического правительства Гайдара, чтобы не учили наших детей, не лечили наших больных и не охраняли наших граждан. Специально самая низкая зарплата, которая осталась еще от советского режима, и специально именно в этой сфере задержки.
И второе: почему ваше правительство дало отрицательную оценку моему закону о поправках в Уголовный кодекс об уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, ибо очень часто губернаторы, имея деньги на выплату учителям, поворачивали их на другие цели?
– Мы никакую политическую подоплеку под уровень зарплаты бюджетников не подводим, и более того, в последние годы мы ежегодно повышаем зарплаты врачам, учителям, работникам культуры, исходя из реальных возможностей федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. В том числе на сегодняшний день мы добились самой низкой задолженности за все последние годы. Это не достижение, это должно быть обязательным требованием.
Но, вы правы, есть регионы, где перед выборами при противостоянии губернатора и мэра, губернатора и главы муниципального образования невыплата заработной платы используется как разменная монета в политической борьбе. Мы в таких случаях вмешиваемся и стараемся сделать все, чтобы люди не страдали от политических разногласий. Что касается отрицательного заключения на ваш законопроект, то его давали министерства финансового блока, это не относится к сфере моей ответственности.
Комментарий. Жириновский, кстати, не упомянул чиновников, они тоже получают так мало, что это вредит и государству, и гражданам. Его законопроект мог бы быть полезным, но “нецелевое использование бюджетных средств” также во многом идет от бедности.
Вячеслав ОЛЕНЬЕВ (АПГ):
– Уважаемая Валентина Ивановна, предыдущее повышение зарплаты в бюджетной сфере было 1 декабря прошлого года. Следующее будет с октября 2003 года. Почти два года не будет никаких прибавок. Как выживать миллионам людей, имеющих нищенскую зарплату? Можете ли вы лично обратиться к президенту, чтобы повышение сделать с 1 января 2003 года?
– Уважаемые коллеги, мы обсуждали этот вопрос в правительстве и, исходя из реальных доходов, заложенных в бюджете 2003 года, возможности повысить зарплаты с января не нашли. Мы ведь в прошлом году принимали специально такое решение: с 1 декабря существенно повысить зарплаты в 1,89 раза. Тогда была возможность повышать в соответствии с инфляцией на 10-20-30%, но мы хотели создать сразу более высокий базовый уровень заработной платы бюджетников, с тем чтобы потом индексировать ее с учетом инфляции, исходя из финансовых возможностей.
К сожалению, не осилят субъекты Федерации повышение зарплаты с 1 января. Вы видите, что мы только хотим выйти на полную ликвидацию задолженности, сохранить постоянный режим выплаты зарплат и с 1 октября повысить их на 33%. Это обсуждалось многократно в правительстве как единственная возможность и оптимальный вариант решения проблемы. Причем, естественно, повышение зарплаты покроет уровень инфляции.
Комментарий. Конечно, денег мало, а повышение раз в год даст возможность регионам заранее заложить в свой бюджет необходимые средства. Но пока, как мы видим, все еще остаются надежды на обращение “лично к президенту”.
Виктор КОЛОМЕЙЦЕВ (КПРФ):
– Уважаемая Валентина Ивановна, официально зафиксированное в бюджете 2002 года соотношение минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума сейчас 24,4%. В бюджете 2003 года это соотношение станет 21,8%. Почему правительство планирует реальное ухудшение жизни людей? Ведь даже в Трудовом кодексе записано поэтапное приближение МРОТ к прожиточному минимуму. Спасибо.
– К 1 октября 2003 года, когда предлагается увеличить минимальный размер оплаты труда с 450 до 600 рублей, снижения соотношения не будет. Уважаемые коллеги, давайте вспомним, ведь еще два года назад МРОТ был 83 рубля, теперь уже достигли 600 рублей. Мы сделали все необходимые расчеты. Сегодня нет реальной физической и финансовой возможности увеличить минимальный размер оплаты труда до прожиточного минимума. На это нужны десятки триллионов рублей от субъектов всех уровней. Это первое.
Второе. Это сразу создаст огромные трудности для таких отраслей, как сельское хозяйство, легкая промышленность и т.д. Группа экономистов сделала расчеты о поэтапном повышении с тем, чтобы не создать проблем в экономике и не разрушить тот финансовый баланс, который на сегодня сложился. Мы готовы предоставить вам все эти расчеты и аргументы. Еще раз подтверждаю, что в соответствии с Трудовым кодексом и нашими договоренностями правительство будет поэтапно вносить предложения о повышении минимального размера оплаты труда, соотнося эти предложения со всеми факторами, о которых я сказала.
Комментарий. Вопрос, что называется, не в бровь, а в глаз. Депутат прав: при решении многих вопросов заметно стремление “чуть-чуть нарушить”, то есть соотношение МРОТ и прожиточного минимума будет уменьшено, но лишь несколько месяцев. Так государство экономит на нас.
Что касается повышения МРОТ с 83 рублей, то хорошая идея о естественном и постепенном увеличении зарплаты у прежних правительств долго игнорировалась. И повышение ее до 600 рублей, о котором говорит Валентина Ивановна, это лишь слабая компенсация упущенного прежде.
А вот в том, что касается второго пункта, она права. Представители всех отраслей не сообщают, а уже кричат: “дай денег, а то помру” или “дай денег, я из рубля сделаю пять”, но чтобы стране двигаться вперед, бесполезно создавать “рай в отдельно взятой сфере” – приходится решать одновременно до 100 взаимосвязанных проблем. Что правительство и делает. К тому же благосостояние людей еще не объявлено в нашей стране приоритетом.
Ирина ХАКАМАДА (СПС):
– Валентина Ивановна, очень важен вопрос механизма исполнения бюджетных обязательств, прежде всего перед школьными учителями. И я так и не поняла, кто у нас в конечном счете отвечает за выплату: федеральный бюджет, региональный или местные органы самоуправления и какая перспектива и финансовые гарантии для исполнения обязательств?
– В соответствии с нашим законодательством уровень ответственности четко распределен между органами власти субъектов Федерации и муниципальными органами власти. Сегодня каждый уровень власти отвечает за выплату заработной платы в сфере своей ответственности, но финансовые возможности не во всех территориях достаточны для выполнения завышенных обязательств.
Именно поэтому правительством были приняты дополнительные меры по оказанию финансовой помощи тем регионам, которые сами по объективным причинам не могли справиться с решением этой задачи. Именно так была разделена финансовая помощь по субъектам Федерации, а распределение внутри субъекта – это уже прерогатива органов исполнительной и законодательной власти данной территории, как и выстраивание межбюджетных отношений.
Но в настоящее время, понимая важность выплаты зарплаты учителям и другим работникам образования, мы предполагаем внести в Государственную Думу законопроект о том, чтобы ответственность за это была возложена только на субъекты РФ. Если Дума примет наши предложения, то, я думаю, мы повысим уровень ответственности регионов за выплату заработной платы, и это будет более устойчивое финансовое обеспечение.
Комментарий. Кто отвечает и будут ли у него деньги – самый важный вопрос. Пока ясно только то, что будущее туманно, но для принятия решений у правительства еще есть год.
Елена ДРАПЕКО (АПГ):
– Педагогов дополнительного образования очень беспокоит, что в перспективе они будут иметь самую низкую заработную плату в связи с тем, что будут разные тарифные сетки. Я имею в виду музыкальные и художественные школы. Именно в этой сфере требуется не только педагогическое, но и специальное профессиональное образование. Правда ли, что в Минтруде и в аппарате правительства разрабатывается именно такая система?
– Нет. Таких решений не предусматривается. Более того, отраслевая система оплаты труда в сфере образования в настоящее время находится в стадии доработки, обсуждения с профсоюзами, с субъектами Федерации и различными категориями общественности этой сферы. Пока окончательных решений не принято. Мы приглашаем вас также поучаствовать в работе рабочей группы, которая занимается доработкой этих предложений.
Комментарий. Что ж, этим предложением нужно непременно воспользоваться. А то казалось, что все разрабатывается в тайне от учителей.
Зоя ВОРОНЦОВА (КПРФ):
– Уважаемая Валентина Ивановна, конечно, хорошо, что учителям и в целом бюджетным работникам постепенно повышают заработную плату. Они очень этого ждут. Но тем не менее как только она возрастает, так увеличиваются проблемы в регионах по ее финансированию. Вот вы сейчас говорите о межбюджетных отношениях внутри региона. Но ведь они не только внутри региона, но и у федерального центра и региона. И то, что сейчас дается, я полагаю, не совсем экономически просчитано. Как каждый регион справится с такой финансовой нагрузкой?
Вот я смотрю по 2002 году, когда прошло увеличение, то нам на регион (Алтайский край) дали 257 млн. рублей софинансирования – ничтожно маленькая сумма. И приходилось в районах и городах убирать надтарифную часть оплаты, проводить ее по старой методике, хотя это никак не входит в рамки закона. И еще: 25% надбавки сельским учителям будут отменены или нет?
– Что касается расчетов по каждой территории, то вы можете познакомиться с этой таблицей у меня, с ее просмотра я начинаю свой рабочий день. По каждому региону есть абсолютно полная ясность: доходная часть, трансферты из центра, сколько процентов расходуется на заработную плату, и в зависимости от всех этих экономических показателей определяется сумма помощи субъекту Федерации. Поэтому у нас подход абсолютно объективный. Если же вы считаете, что по вашей территории расчеты несправедливы, подойдите, мы еще раз посмотрим, обсудим и готовы поправить, если действительно это будет аргументированно.
Правительство не принимало никаких решений по отмене надтарифных выплат. Речь может идти только о тех дополнительных надтарифных выплатах, которые были введены перед выборами в дотационных субъектах без финансовых расчетов. И мы не можем выделять трансферт дотационным областям на оплату их собственных решений, ибо это создаст неравные условия в отношении других субъектов Федерации. Такие территории, мы считаем, должны привести выплаты в соответствие с федеральным законодательством.
Что касается сельских учителей, то я категорически против отмены им надбавок, я считаю, что нужно в первую очередь закреплять кадры на селе, и в этом большая проблема. Сейчас комиссия под руководством заместителя руководителя Администрации президента Дмитрия Козака занимается серьезной и важной работой – определяет все мандаты, которые есть у нас перед населением по принадлежности: федеральные, региона или муниципального органа власти, а также источники финансирования по реализации этих мандатов. В результате будет абсолютная ясность, кто за что отвечает и за счет каких источников должны оплачиваться обязательства перед населением. Такие предложения будут подготовлены и внесены на ваше рассмотрение. Я думаю, что здесь давно нужно наводить порядок.
Комментарий. Работа упомянутой комиссии и есть то, с чего следовало бы начинать, прежде чем говорить о реформировании Единой тарифной сетки. В рамках программы поэтапного реформирования межбюджетных отношений в Думу в ноябре будут внесены два законопроекта – “Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ” и “О местном самоуправлении”. В первом будут определены отношения между федеральным законодательством и органами власти субъектов Федерации. За регионами будут закреплены доходные источники бюджета, которые составят в общей сложности 17% ВВП. При передаче областям полномочий федерального центра они будут обеспечиваться адекватными средствами из федерального бюджета. Это и будет гарантией выплат зарплат учителям. Однако для перехода на новую модель отношений потребуется не менее двух лет, а реформирование зарплат начнется уже через год. Что же касается разграничения полномочий между органами местного самоуправления, то они начнут “работать”, по мнению Дмитрия Козака, только с 1 января 2005 года.
Ирина ДЕМИНА
Комментарии