search
main
0

Кто нужнее: инженер или банкир?

Недобор студентов в технические вузы при провозглашенном государством курсе на инновационное развитие науки и техники, на овладение нанотехнологиями – это тоже своего рода «Ванкувер». Государству есть над чем задуматься. Тем актуальнее представляется тезис «Вуз должен прийти в школу», высказанный в «Учительской газете» ректором Университета аэрокосмического приборостроения Анатолием Оводенко.

Михаил КИСЛОВ, учитель лицея №3, Гатчина, Ленинградская область

Наш лицей, еще будучи просто школой №3, активно сотрудничал с вузами. Сначала это был ЛИАП – тот самый вуз, который сейчас возглавляет А.А.Оводенко. В связи с тем что рядом, в Гатчине, находится Петербургский институт ядерной физики (ПИЯФ) Академии наук, кровно заинтересованный в молодых научных кадрах, сложились тесные отношения с физико-механическим факультетом Политехнического университета. Сотрудники физмеха и ПИЯФа в течение учебного года вели систематические занятия с будущими выпускниками (это был «Малый физмех»). В лабораториях института ребята осваивали вузовский практикум. Были встречи и со студентами, и с профессорами. А в конце года проводился «совместный» экзамен, результат его засчитывался как результат вступительного в Политех.

Так мы в течение ряда лет передавали в вуз ежегодно 10-15, а то и 20 наших выпускников (кстати, некоторые из них сейчас работают в ЦЕРНе, на том самом адронном коллайдере).

Но Министерство образования и науки РФ стало интенсивно вытеснять и практически запретило «совместные» экзамены – якобы они дают привилегии одним абитуриентам перед другими. Ничего себе привилегии! Их надо заработать напряженными дополнительными занятиями в году и экзаменом на повышенном уровне!

В конечном счете наступила эра платных подготовительных курсов (самое время упомянуть, что «Малый физмех» был, естественно, бесплатным). У нас в лицее помимо профильности обучения также выпускников ориентируют на точные науки и технику, дополнительные лицейские чтения для 10-х и 11-х классов по математике, физике, химии, биологии, которые ведут ученые ПИЯФа. Добавьте к этому летнюю научную школу для старшеклассников (ей уже 11 лет). Ежегодно в апреле на базе лицея работает одна из секций Международной научно-практической конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития».

В настоящее время самый прямой путь для выпускника в избранный им вуз – это победы на олимпиадах. Наш лицей традиционно лидирует среди школ района на всех этапах Всероссийской олимпиады школьников. «Учительская газета» уже рассказывала о нашей ученице Марии Волобуевой, которая привезла из Турина, с Международной олимпиады по астрономии, первое место и золотую медаль. Другой пример: неоднократный победитель и призер олимпиад по физике Сергей Щербак стал студентом физико-технического факультета Политехнического университета по своим олимпиадным достижениям еще до того, как получил свои сто баллов на ЕГЭ по физике.

Но чтобы поиск, поддержка и сопровождение одаренной молодежи стали эффективным средством реализации курса на инновационное развитие, вузы должны действительно прийти (или вернуться) в школы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте