search
main
0

Кто хочет, находит средства и работает Кто не хочет, находит причину не работать

Профтехобразование необычайно прагматично. Кроме него, такой же прагматичностью отличается, наверное, только армия. Только у НПО-технологии станки да суровая обездоленность бытия, а у армии – дисциплина, уставы да пушки с автоматами. И от армии, и от профтехобразования зависят сила, авторитет и положение страны в мире, но и армии, и профтехобразованию нужны нынче высокие информационные технологии – без них ни одной, ни другой сфере со своими задачами не справиться. И грамотные пацаны как защищать, так и прославлять Родину смогут вполне профессионально.

Директор 17-го тамбовского профлицея Анатолий ДЕНИСОВ и руководитель областного Комитета профобразования Валерий РОЗОВ

Что делать, когда быт заедает?
Профтехобразование заедает не только быт, но быт – сильнее всего. Когда-то были соединены заводы и училища одной пуповиной: общими котельными, кабелями, паропроводами и теплоцентралями. Перестройка вмиг пуповину порвала: специалистов заводы уже не брали (производство сворачивалось), не хотели давать даром училищам ни свет, ни тепло, а потому драли семь шкур, а то и поболе. Директор 12-го лицея Николай Егорович Кириллов построил свою котельную, отделился от вагоноремонтного завода и сразу снизил свои расходы раз в десять. Когда в 1989 году лицей сгорел, восстанавливал его не завод, а сам Кириллов при добром отношении к делу федерального министра путей сообщения. И сегодня, когда училище отстроено заново, завод предлагает ему самому выживать и пристраивать своих выпускников. Как будто подготовка молодых парней – не заводское дело. Может быть, оно и так, вот только лет через несколько, когда, может быть, наберет завод былую силу, потребуются ему рабочие, к кому он на поклон пойдет? К Кириллову, который выживает за счет сдачи в аренду то автомобилей, то помещений, за счет оказания самых разных платных образовательных услуг?
Кириллов усмехается: “Считают, что вроде и учить у нас некому и не на чем, и дать высокий уровень мы не можем. Ан нет! И макет – электрическая схема действующего автомобиля у нас есть, и лаборатории автомобильные мы оборудованием новейшим пополняем, и компьютеры у нас хоть и старенькие, но имеются. Пока считают, что для НПО главное – быт, мы смотрим вперед, в завтрашний день, готовим для тех заводов, что на боку лежат и на нас с презрением смотрят, самых что ни на есть высококлассных специалистов”.
Спрашивается, а на какие такие деньги тамбовские ПТУ готовят рывок в завтра? А это уж забота руководителя областного комитета профессионального образования Валерия Николаевича Розова. Он сам директором был, правда, в Мичуринске, психологию директоров знает отлично, а потому когда-то заявил: “Всем одинаково деньги давать не буду, оплачивать станем только результат, а для этого по сто тысяч рубликов в год, что даются каждому училищу на капремонт и прочие расходы, будем аккумулировать, поддерживая пилотные учреждения. Те, кому есть что сказать и с чем шагнуть в это будущее”. Поначалу директора бунтовали: у всех-де должны быть равные условия, но потом попритихли, потому что на самом деле равных условий на свете не бывает, а “плач Ярославны” Розов в расчет не принимал. Когда с финансированием в стране плохо у всех, плакать проще всего. Пилотные училища появились, за ними потянулись другие, непилотные, и, как по спирали, стали подниматься вверх по “…лестнице компьютеризации всей системы профтехобразования”. Лидером стал лицей N17, который проблемами информатизации образовательного процесса занимался давно, но только теперь получил возможность развернуться в полную силу.

Новые специальности лицея приносят внебюджетные деньги

Наука выбирает ПТУ
Началось все с директора, когда он еще и не знал, что ему когда-то предстоит стать директором в ПТУ. Дело в том, что Анатолию Петровичу Денисову, который в университете руководил сменой вычислительного центра, очень нужна была квартира. Ему пообещали дать ее на заводе – и, как водится, не дали, напрасно он прождал все оговоренные сроки. Через два года в базовом профтехучилище открывали новую специальность, и Анатолий Петрович стал преподавателем спецтехнологии в ПТУ N17. Все было тихо, спокойно, и вдруг начались демократические процессы, директоров училищ предложили выбирать, и Денисов решил рискнуть. Дескать, чем он хуже других. Рискнул и выиграл, выбрали его в 1988 году директором, и до сих пор он, как кажется, первый и единственный такой руководитель в Тамбовской области.
Постепенно к традиционным специальностям, по которым готовили в училище, прибавлялись и нетрадиционные. Например, швейная. Открыли ателье, потекли внебюджетные деньги. Стали готовить механиков по ремонту радиоаппаратуры, открыли ремонтное ателье – еще один денежный ручеек появился. А тут еще первые компьютеры, педагогический коллектив решил двигаться по направлению к информационным технологиям и не ошибся.
Народ пошел в ПТУ на учебу совершенно замечательный, во-первых, после 11-летки, во-вторых, желающий учиться. Сегодня 50 ребят учатся на заочных отделениях в вузах, совмещая обучение с учебой в ПТУ, ставшем в конце прошлого года профлицеем. Совершенно непостижимым образом давние мечты Денисова об организации системы непрерывного профессионального образования, о дистанционном обучении тамбовчан обретали плоть. К тому же местный технический университет создал свой институт дистанционного обучения. Лицей и университет подписали 4 года назад договор о сотрудничестве и непрерывной профподготовке, прописали сквозные планы, которые реализуются и позволяют брать выпускников лицея прямо на второй курс.
Что интересно, поначалу университет и лицей работали на беззаконной основе. Ну не было законов, позволявших университетам и профлицеям работать вместе как единое целое. Сегодня, когда уже есть законное положение об университетском комплексе, они нашли для себя вполне приемлемый вариант ассоциации юридических лиц разной подчиненности. Причем Денисов, недавно защитивший докторскую диссертацию, преподает в вузе, а в профлицей приходят его коллеги из вуза. И это очень важно, потому что в области информационных технологий профлицей становится связующим звеном между университетом, ПТУ и школами.
Дело в том, что профлицей решил отработать концепцию непрерывного образования в области информационных технологий, и дело пошло так серьезно, что в начале прошлого года лицей стал федеральной экспериментальной площадкой Минобразования РФ “по проблеме проектирования педагогической технологии непрерывного профессионального образования на основе информационных технологий и личностно-ориентированного подхода”.
Что уже есть у лицея? Очень многое. Есть электронные учебники по информатике, по специальным технологиям, есть дискеты, диски, сайты для проведения уроков по химии, физике и так далее. Остановка за малым – за созданием, во-первых, единой сети в Тамбове (а потом и в Тамбовской области), которая объединит информационно не только ПТУ, но и все профессиональные учебные заведения, а во-вторых, за созданием имитационных технологических программ. Специалисты для такой работы есть и в самом Тамбове, да и пригласить их в нынешнее время можно откуда угодно. Оборудование вот только стоит 70000 долларов (“Но окупятся затраты быстро”, – убежден Денисов), а кроме того, нужна типография – на нее обещает дать деньги Валерий Николаевич Розов.
Мы все можем сами, убежден Денисов, но кое-что нам нужно копировать с Запада. Например, их свободу и практическую направленность в подготовке. Если они, например, готовят технолога, то для каждой фирмы, для каждой организации персонально. Это нужно и в России. Например, сначала пропустить через фирму мастера или преподавателя, потом уже выпускника недолго адаптировать к работе на данной фирме. Все это будет, тем более что партнер лицея – университет, создавший уже и экономический институт, и юридический, и дистанционного обучения, – сможет устанавливать контакты с ОАО, фирмами, обществами, директорами тех предприятий, которые захотят стать участниками работы по подготовке высококлассных специалистов. Начальную ступень профобразования вполне может занимать лицей, который первым будет знакомить учеников с технологиями. Пусть даже в виртуальной реальности, но вводить в технологию, в специальность на уровне подсознания.

Преподаватель 13-го тамбовского ПЛ Владимир КРУКОВ

Выигрывает тот, у кого есть ресурс для победы
Валерий Николаевич Розов, как великий стратег и практик, считает, что денег на все никогда не получить. Ну не будет денег на все, потому что с каждым днем нужно все больше, а промышленность наша под ручку с экономикой идут ни шатко ни валко и особых денег в бюджет в ближайшее время не дадут. На что надеяться бюджетным организациям, тому же НПО? Только на себя и на свои ресурсы. Розов – сторонник создания ресурсных центров, в которых нужно сосредоточивать деньги, оборудование и уже от них требовать и прорыва собственного, и помощи училищам-собратьям. Один из таких центров родился в ПЛ N13.
Три года назад тут был создан учебно-технический центр “Алгоритм” – тот самый ресурсный центр из тех, о которых мечтает Розов. За 8 месяцев и за 1 миллион 260 тысяч рублей тут создали мощную базу, на которой можно готовить и переподготавливать мастеров производственного обучения, преподавателей, автослесарей, техников-механиков и водителей самых разных категорий. Еще недавно тут всех учили на одной легковой машине и двух грузовиках. Теперь у центра есть 11 самых разных легковых машин, два десятка грузовиков, а в мастерских можно сделать любую машину чуть ли не новехонькой. Тут есть и новенький монтажный цех, и новая покрасочная финская камера, и многое другое. Центр уже сейчас может и оказывает населению различные услуги, зарабатывает деньги, и немалые. При чем же тут компьютеризация, спросите вы. А вот при чем. Во-первых, лицей теперь и сам может покупать компьютеры, что, согласитесь, очень важно.
А во-вторых, он связан теснейшими связями с тем самым передовым лицеем N17, который делает электронные учебники сам и помогает другим. Преподаватель информатики ПТ N13 и аспирантка Тамбовского пединститута Светлана Алексеевна Гаврилова входит в координационный совет 17-го лицея, его творческую группу. Результаты есть уже сейчас. Светлана Алексеевна сделала собственный электронный учебник по информатике. Учебник, каких пока нет. Состоит он из двух частей: базовой и вариативной. На первом, базовом, уровне учащиеся получают обязательные знания, которые считаются фундаментальными. По сути дела, это базовый минимум, который рекомендует Минобразование РФ для формирования у учащихся обобщенных профессионально-компьютерных умений. А вот на втором, вариативном (специальном или профессиональном), подготовка учащихся идет уже дифференцированно, в зависимости от будущей специальности. Например, для каждой специальности предлагается такой модуль, который позволяет будущему автомеханику работать в современном автосервисе со всем его оборудованием, диагностическими стендами, обеспеченными компьютерной техникой. Будущего механика не смутит работа с компьютером на любой стадии – от диагностической до технико-технологической, от экономической до организационно-управленческой. А это сделает его автоматически конкурентоспособным на рынке труда. Что ценно: ученик может самостоятельно приобретать знания, самостоятельно же и проверять их усвоение по тестам, игровым программам, кроссвордам, а к тому же и оценивать свои знания весьма объективно. И все – с помощью электронного учебника по информатике.
13-й лицей уже входит частично в единую сеть с лицеем N17, он один из первых кандидатов для вхождения в городскую корпоративную сеть. Но город – это город, тут все проще, чем в маленьком поселке, маленьком городе или в селе. И мы решили отправиться в город Кирсанов, в профессиональный лицей N3, куда, как говорят осведомленные люди, нередко забредают гонцы аж от самого Юдашкина, чтобы посмотреть на модели, придуманные местными мастерицами.

Второкурсник Дмитрий ЗАХАРОВ из 17-го тамбовского профлицея – будущий программист

Ателье для широкого круга
Сказка про Юдашкина оказалась враками. Потому что лицей N3 небольшого города Кирсанова, где проживают около 30 тысяч жителей, больше тяготеет к модельеру Зайцеву. Частенько бывает у него тот, кто едет в Москву в командировку. А еще дружит профлицей с московским “Лицеем моды”, бывает там на семинарах, книжки выпускает точь-в-точь как московские коллеги. И рассказывают авторы этих книжек о том, как меняется мода сегодня, как она менялась на протяжении веков и что нужно делать, чтобы всегда быть модным.
В Кирсанове знают: чтобы быть модным, нужно шить вещи в учебном ателье профлицея. Стоит работа недорого (87 рублей здесь берут за пошив шелкового платья, 300 рублей – за пошив пальто и столько же за готовый комплект белья), а качество отменное. Не зря тут одеваются жена главы местной районной администрации и все красавицы – дамы кирсановского светского общества. Татьяна Владимировна Харитонова – старший мастер профлицея и Анатолий Николаевич Саблин – заместитель директора лицея по учебно-производственной работе уверены, что, когда в Кирсанове возникнет планируемый ими Центр моды, вся страна узнает про мастериц из этого славного города, и можно будет предлагать их вещи чуть ли не всем россиянам. Но даже сейчас есть в лицее много интересного. И свой театр моды, и коллекция исторических костюмов, и коллекция вязаных изделий, где новомодные вещи красиво сочетаются с раритетами из бабушкиных сундуков. Раньше портные специализировались на пошиве тех или иных изделий, теперь они могут и знают все. Мастерицы на все руки. Был такой случай: приехал из Москвы в лицей ну очень высокий начальник. Высокий в смысле должности. Ходил по зданию и подначивал: а костюм за день сшить не можете? Ему не костюм, но брюки сшили за два часа, да такие, что потом письма писал, заказывал, уж больно хороши брюки получились. А вообще заказов у лицея много: и простые клиенты обращаются, и целые коллективы. Например, сейчас шьют по заказу музыкальной школы костюмы для казачьего ансамбля – целых 24 костюма за 7000 рублей. По московским меркам – копейки. Но такие заказы для лицеистов очень престижны. Остается, правда, время и для шуток: например, для юбки, сшитой из мужских галстуков, или для пародийного костюма, украшенного деталями от пивных жестяных банок. На праздниках да капустниках такие костюмы производят фурор.
Швейные машинки у мастериц хорошие, но старые. Зато есть в каждом классе оверлоки, петельные машины (стоят, правда, они в отдельном классе). Документация для учителя оформлена четко, по правилам. Чего не хватает, так это… компьютеров. Почему, скажем позже, но не хватает – точно. С 17-м тамбовским лицеем у 3-го кирсановского связи тесные, 17-й дает 3-му картотеку, программы для портных и модельеров, и это ценно, потому что в этом году в кирсановском лицее состоялся первый выпуск художников – конструкторов-модельеров. Деваться девочкам, судя по всему, особо некуда, поэтому через городской центр занятости некоторые из них направлены в лицей на стажировку, а значит, и на работу классом выше. Им поручают самые ответственные и сложные заказы, это они составляют славу учебному заведению, обшивая знатных дам. Это им предстоит выйти на белый рыночный свет со своими шедеврами, которым и Юдашкин, и Зайцев еще откровенно позавидуют. Это они и нуждаются больше всего в пользовании высокими технологиями.
Извечные инструменты портных – иголка да нитка – хоть и остаются в главных, но нуждаются в серьезном помощнике – компьютере. Правда, чтобы кроить с помощью компьютера, нужна особая техника, дорогая, серьезная, на которую деньги появятся неизвестно когда. Сегодня можно связываться со всем миром через интернет, изучать историю костюма и современные тенденции, серьезно заниматься материаловедением. Информатику изучают в ПЛ N3 все, и изучают серьезно, а вот применить знания им трудновато. Выход в интернет возможен только с одного компьютера. Приходили какие-то верткие люди, предлагали помочь с “выходом” в Сеть за 50 тысяч рублей. Розов недовольно качает головой: не торопитесь, совсем немного осталось, и будет своя, бесплатная, корпоративная сеть через 17-й тамбовский лицей. С самим лицеем кирсановцы связываются по электронным каналам давно. Получают от них множество самых разных материалов. Правда, при этом они считают, что и сами с усами, многое придумывают из того, что архинеобходимо. Только окошечко в мир размером всего в один компьютер, конечно, для кирсановцев узковато.
Пока лицей очень сильно выручает Марина Васильевна Эктова – преподаватель материаловедения, которая работает со швейниками. Ей удается готовить очень много самых различных материалов с прицелом на будущее. Материалы собраны в основном на дискетах. Секрет успеха Марины Васильевны прост: муж у нее программист, работает в редакции местной газеты, есть у них дома компьютер, а это значит, и дома муж с женой работают на общее благо. Семейная жизнь от этого, видно, становится содержательней, интересней. Во всяком случае муж не ворчит, а помогает.

Компьютер на колесах – это нормально
Ну а теперь самое время сказать о том, почему в лицее N3 не хватает компьютеров. Дело в том, что на их покупку Розов деньги дал, и деньги немалые. А директор истратил их не по назначению. При этом все такому обстоятельству очень радовались. Удивительно? Нет, нормально. Дело в том, что такие тракторы, которые купил директор, в других местах стоят много дороже, а ему повезло: какая-то организация продавала дешевле. Но тут получается какая-то каша, и не сразу поймешь, при чем тут компьютер, швейное дело, конструирование одежды, учебное ателье, победы на выставках и стажировки модельеров. Плюс трактор и прочая сельскохозяйственная техника. Как все это совмещается? А на самом деле все просто и все к чему.
Когда-то в Кирсанове было сельское ПТУ, которое начинало как школа механизации, в 1953 году вошло в систему профобразования, позже стало даже высшим профессиональным училищем. Выпускало училище трактористов, комбайнеров и прочих ударников сельхозтруда. А еще в Кирсанове было швейное училище, которое у ВПУ арендовало немного площадей учебных и общежитейских. В перестроечные времена вышла бумага, подписанная тогдашним премьером В. Черномырдиным, о реструктуризации и оптимизации сетей профтехобразования. У нас на Руси так повелось, что подобные бумаги воспринимаются исключительно как приказы к закрытию. Вот начальники и стали думать, что закрыть: ВПУ или швейное училище. Решение было принято наимудрейшее. Решили ничего не закрывать, а объединить суровых механизаторов с нежными швеями. В результате родился профессиональный лицей N3. Площади учебные объединили, общежитие используют вместе (ездят к ним на учебу в Кирсанов ребята не только из разных точек Тамбовской области, но даже из сопредельной Пензенской).
Лицейские выпускники-механизаторы идут нарасхват, хотя техника такая старая, что непонятно, чему на этой технике можно научиться.
В этом году, как известно, урожай зерновых в стране собрали небывалый. Кто-то был склонен считать, что природа нам такой подарок подкинула. Ан нет, все дело не только в природе, но и в том, что по-другому стали работать молодые механизаторы. Культура работы у них сильно возросла. Но и это еще не все. Потери зерна при уборке отечественными комбайнами каждый год примерно одни и те же – 7-8 центнеров на каждый гектар. Каждую весну-осень к директорам сохранившихся совхозов и председателям сохранившихся колхозов приезжают турки, предлагают свои услуги. Ничего тем туркам не надо: ни техники, ни горючего, ни денег. Зерном берут за свою работу и, что характерно, по 7-8 центнеров за убранный гектар. Так что директора и председатели ничем не рискуют. К времени уборки прибывают турки, садятся на свои роскошные трактора и комбайны с кондиционерами и компьютерными дисплеями, работают в легких светлых рубашках, ничем не напоминая киношных чумазых трактористов, убирают урожай без потерь. Местные ребятишки картину ту наблюдают и садиться на отечественный трактор, лишенный всех этих прибамбасов, им потом не хочется. Вот почему нужны лицею N3 (как и многим другим сельхозлицеям и ПТУ) такие сельскохозяйственные машины, чтобы учить ребят на самом высоком уровне, чтобы дать им, владеющим компьютерными технологиями, самый высокий класс знаний, мастерства, профессионализма. Самая главная задача, считает Валерий Николаевич Розов, оставить ребят на селе, не отбивать их от родного места: где они родились, там и должны пригодиться, а не в городах на мелких толкучках и крупных рынках. Поэтому, наверное, в этом году купили сельским ПТУ в Тамбовской области техники аж на 16 с лишком миллионов рублей. Не так чтобы много, но ведь с чего-то начинать надо. Думает Розов, что на селе должны быть некие симбиозы: сельское ПТУ – сельская школа. О своих планах никому, кроме губернатора, не говорит. Пока он закупил для сельских ПТУ новенькие автобусы, и будут возить ребятишек из окрестных деревень, чтоб научить сельским профессиям. А вот потом, как думает Розов, станут сельские ПТУ собирать ребят от 6-го класса и учить по-особенному. И образование школьное давать, и профессию. Но это планы будущего. Верится, что будущего недалекого.

Вместо заключения
А теперь спросите нас, отчего из всех российских городов мы выбрали для командировки совсем небольшой российский Тамбов? Мы ответим: на недавнем семинаре, посвященном “Состоянию и перспективам развития информационно-коммуникационных технологий в учреждениях начального образования”, который проводило Министерство образования РФ в Тамбове, было решено: именно этот город, именно эта область станут лидерами в компьютеризации НПО, в работе, которая будет проведена в самое ближайшее время на средства займа МБРР в рамках общего проекта “Информатизация образования России”. А Денисов Анатолий Петрович будет участвовать в нынешнем конкурсе “Лидер образования”. А что? Именно такие люди, именно в таких городах, именно в таких странах, как Россия, и становятся лидерами. Причем бесспорными.

Виктория МОЛОДЦОВА,
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Тамбов – Кирсанов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте