С сентября 2012 года во всех российских школах вводится обязательный для изучения комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках курса родители могут выбрать один из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
Модуль «Основы православной культуры» Россия – наша родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и его Крест. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческая работа учащихся. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к отечеству. Презентация творческих проектов учащихся.
Апробация ОРКСЭ проводится во многих регионах страны, в том числе и в Петербурге. На сегодня в регионе пилотными выбрано 21 образовательное учреждение. Возможно, введение данного курса ввиду привыкания народа к различным новшествам и не создавало бы дискуссионного поля, если бы не тот факт, что ОРКСЭ – единственный за последние двадцать лет предмет, затрагивающий духовную часть жизни ребенка. Именно поэтому споры вокруг него не утихают, и, мало того, статистика, связанная с введением ОРКСЭ, тоже являет собой повод для размышления.
Яркий пример тому – данные Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Так, в декабре прошлого года после проведения формального анкетирования оказалось, что из шести модулей, входящих в курс, подавляющая часть родителей поставила галочку напротив модуля «Основы мировых религиозных культур». Второе место досталось модулю «Основы светской этики». Модуль «Основы православной культуры» выбрало лишь 10% родителей. Понятно, что это обстоятельство повергло Российскую православную церковь в глубокую печаль. Так, ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии, глава Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии, епископ Гатчинский Амвросий заметил, что РПЦ, выступая когда-то главным инициатором введения культурологического предмета, заботилась о воспитании не только культурного, образованного человека, но и человека, воспитанного на основе традиционных нравственных ценностей, которые укоренены в религиозных культурах, и прежде всего, поскольку речь идет о России, в культуре православия.
Отношение Амвросия как священнослужителя к модулям, которые лидируют в Петербурге, однозначное. Он убежден, что в рамках четвертого класса изучить основы религиозных культур невозможно. Не всякий студент вуза способен глубоко разобраться в этих вопросах, не говоря уже о детях, поэтому говорить о серьезном восприятии данного предмета нельзя. К тому же, считает Амвросий, модуль написан с позиции атеистической, так же как и модуль «Основы светской этики». По мнению священника, та шкала ценностей, которая будет задаваться в этом предмете, приведет к стиранию нравственных границ.
В то же время представители РПЦ почти убеждены в том, что причина столь очевидного родительского отторжения христианской догматики – в неполном информировании. Собственно, здесь священники недалеки от истины. Как показывает опыт Ленинградской области, как только люди получают исчерпывающий справочный материал, цифры, ситуация действительно начинает меняться. К примеру, предварительный опрос областного родительского сообщества выявил 17% желающих, чтобы их детям преподавали основы православия. Когда же началась масштабная работа с выездными лекциями, с демонстрацией учебников, то к модулю ОПК интерес проявили уже 57% (!).
Петербург, по заявлению начальника отдела образовательных учреждений, заместителя председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Сергея Тимофеева, тоже старается провести серьезный мониторинг родительских предпочтений. Только будет ли он достоверным, неизвестно, потому что ни учебных пособий по модулям, ни вразумительных объяснений о том, как и кем будет преподаваться ОРКСЭ, пока никто не предложил. А вот то, что осознанность выбора здесь играет важную роль, – сомнений не вызывает, поскольку объектом обучения становится не что иное, как душа ребенка. И школе, хочет она того или не хочет, придется совершать очередной рывок в новацию. Новацию взаимоотношений с ребенком и родителями. Потому что ОРКСЭ вводит в педагогическую практику новую образовательную область – ценностное образование.
По словам доктора философских наук, профессора Академии постдипломного педагогического образования Марины Захарченко, ОРКСЭ – это некая модель предмета, который должен в новом учебном плане нового федерального стандарта занять место образовательной области «Духовно-нравственная культура народов России». Новые стандарты действительно предполагают радикальные изменения в образовательном процессе, и два из них находятся в этом самом курсе. Первый момент – появляется принципиально новый тип взаимоотношений с родителями, где они выступают как социальные заказчики и должны быть осведомлены о том, что делается в школе. Их выбор должен быть добровольным и осознанным. А если осознанным, значит, школа должна разъяснять родителям содержание новых инициатив. Поэтому в тех регионах, где комитеты по образованию конструктивно взаимодействовали с епархиями, родители осведомлены значительно лучше. После проведения родительских собраний, демонстрации учебников родители смогли сделать осознанный выбор. В итоге 35% из них (данные по стране) выбрали ОПК.
Второе изменение касается педагогов. Новые стандарты предполагают, что мировоззренческий пласт школьного образования сильно запущен и с ним нужно серьезно работать. Школа должна перестраиваться с русла идеологического воспитания в русло ценностного воспитания. А это требует кардинального изменения подготовки педагогов, какой бы модуль они ни преподавали. Часто учителям кажется, что они универсальны и способны преподавать, например, светскую этику по рассказам Гайдара. Но этика должна научить различать добро и зло, и произведений советского писателя для этого, безусловно, недостаточно. Что касается православия, то это огромная область культуры, и, говоря о ней, педагог прежде всего должен научиться работать со свободным волеизъявлением человека.
От педагога зависит многое, если не сказать все. Потому что, как пояснила заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Елена Спасская, помимо содержания важна еще и методика, то есть способ, каким педагог будет доносить эти знания до ребенка. Реально результаты курса будут во многом зависеть от того, как учитель выстроит преподавание в конкретном классе с конкретными детьми. Данные социологического опроса в Ленинградской области позволили, к примеру, увидеть интересные тенденции: на вопрос, нравится ли вам изучаемый модуль курса, 70% детей ответили «да», а с тем, что ОРКСЭ расширяет кругозор и духовно и культурно развивает детей, согласились 100% родителей.
Но подготовка преподавателя ОРКСЭ любого модуля – это головная боль не только чиновников, священников, но и родителей. Чиновники заверяют, что сейчас в учреждениях повышения квалификации усиленно готовятся кадры для ведения курса. К примеру, в Петербурге 725 педагогов уже прослушали положенное количество часов, в Ленинградской области потребность в кадрах поменьше, но и там уже в сентябре в полном «предметном вооружении» в школу придут 450 человек. Однако, как считает сопредседатель Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаил Богданов, есть опасение, что в школах вместо объяснения культуры начнется прививание соответствующей религии, потому что многие из тех педагогов, которые вызываются вести ОРКСЭ, зачастую являются проповедниками. Это не педагоги-ученые, а воцерковленные люди, пытающие передать воцерковленность детям, что неверно в стенах храма знаний.
Вообще, нельзя не согласиться с доводами, которые приводит Михаил Богданов. В частности, он замечает, что курс, который бы давал детям некое представление о культуре, в школе уместен и правилен. Однако в 11–12 лет ребенок может воспринимать догматы, еще только формируя самостоятельное отношение к чему-либо. Увы, это не учитывается. К тому же, если мы говорим о школе как о храме науки, где ребенку дают некие базовые представления о научном мировоззрении, то зачем вообще сталкивать две вещи – религиозные представления и светские? И как их разделять?
Место мировоззрению в школе должно быть, но как пронести мировоззренческие основы через нее в 10–11 лет? Через курс этики, модуль ОПК? Или, может, философии? Через курс, который должен оцениваться? И можно ли культуру поднимать с помощью оценки?
Как замечает Михаил Богданов, никто не против того, что нужно воспитывать детей, но это тонкий вопрос, относящийся исключительно к компетенции родителей. К тому же беда в том, что этот вопрос не был вынесен на широкое обсуждение с профессионалами, с представителями конфессий.
Но в то же время нельзя не откликнуться на страшные цифры, которые озвучиваются на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних. Например, в Петербурге количество преступлений, совершенных детьми и подростками за 12 месяцев 2011 года, увеличилось. Это кражи, грабежи, разбои, угоны автотранспорта. Всего на январь 2012 года на учете в ОУУП и ПДН УМВД (ОМВД) России на районном уровне по Санкт-Петербургу и Ленинградской области состоят по различным основаниям 4517 несовершеннолетних.
Кроме того, в 2009 году подростками на территории города было совершено 19 самоубийств, в 2010-м – 17, в 2011-м – 14. За два с половиной месяца 2012-го в Петербурге уже зарегистрировано четыре факта подростковых суицидов в Московском, Василеостровском, Невском и Красносельском районах.
Дети ожесточаются, становятся способными на убийство, гибнут, дезориентированные в мире перевернутых ценностей. Общество неизбежно деградирует. Взрослые на глазах у детей живут максимально цинично, говоря одно, делая другое, а думая третье. Может быть, дети, которые будут ходить на уроки ОРКСЭ, вырастут другими?
Это интересно
Ниже мы приводим темы уроков некоторых модулей:
Модуль «Основы мировых религиозных культур» Темы уроков:
Россия – наша родина. Культура и религия. Возникновение религий, религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло, понятие греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Творческая работа учащихся. История религий в России. Религиозные ритуалы, обычаи и обряды. Паломничества и святыни. Праздники и календари. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, Семья Долг, свобода, ответственность, труд Любовь и уважение к Отечеству Презентация творческих работ
Модуль «Основы светской этики» Темы уроков:
Россия – наша родина. Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным. Подведение итогов. Род и семья – исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинения. Честь. Совесть. Образцы нравственности. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству. Презентация творческих проектов
Модуль «Основы православной культуры» Темы уроков: Россия – наша родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и его Крест. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческая работа учащихся. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к отечеству. Презентация творческих проектов учащихся.
Фото с ресурса: http://metodisty.ru/m/news/view/eksperiment-_-osnovy_religioznyh_kultur_i_svetskoi_etiki
Комментарии