В средних и старших классах одна из популярных форм работы на уроке – кроссворды, составляемые как учителем, так и детьми. С помощью кроссворда можно решить множество задач – от проверки грамотности написания специфических терминов до знания биографии того или иного композитора.
Наряду с обычными кроссвордами и чайнвордами я применяю свои собственные находки. Одна из них – кроссворд «Догонялки». Ученик, выполняя задание, должен «догнать» убегающую букву. Обычно рабочее поле дается на пять слов, но в домашних заданиях любители «догоняют» букву даже на десятом месте. «Догонялки» могут быть проверочным заданием на грамотность, их можно посвятить отдельной теме (вокальная или инструментальная музыка, жанры и т.д.):
ария вариации тема
партитура квинтет этюд
квартет дивертисмент ритм
вокализ клавесин сюита
кантата водевиль баритон
Еще одной любимой интеллектуальной забавой является кроссворд «Телепат». Обычно этот вид кроссворда я применяю, работая с биографиями композиторов. Ученику дается рабочее поле кроссворда, где известно только ключевое слово, обычно это фамилия композитора. Остальные слова обозначены точками, и объяснения к ним не даются. Ученик сам подбирает слова к кроссворду, как бы угадывая мысли учителя, и сам дает объяснения к выбранным словам.
Например, при изучении творчества Рахманинова было предложено для «телепатирования» рабочее поле:
В результате получился следующий кроссворд:
1) зверев;
2) алеко;
3) хор;
4) Москва;
5) Тамбов;
6) концерт;
7) симфония;
8) весна;
9) колокола;
10) ивановка.
Учащиеся дали объяснения для каждого слова кроссворда:
1. Консерваторский учитель Рахманинова.
2. Первая опера Рахманинова.
3. Коллектив, для которого было написано «Всенощное бдение».
4. Город, где учился композитор.
5. Город, где проходят курсы пианистического мастерства им. Рахманинова.
6. Один из музыкальных жанров, в котором творил Рахманинов.
7. Произведение для оркестра.
8. Одна из кантат Рахманинова.
9. Поэма Рахманинова.
10. Село, где находится дом-музей композитора.
Также популярностью пользуются криптограммы, которые ученики любят составлять сами. А уж решение их на уроке – просто гонки! Каждый хочет как можно быстрее дать ответ на непростое задание.
При решении криптограмм требуется и сообразительность, и внимание, и эрудиция, и хорошая память, чтобы найти правильный ответ.
Вот, к примеру, криптограмма для 5-го класса (конец года).
1-2-3-4-5-6-7-8-4 балет П.И.Чайковского
4-9-10-11-12-2-12 «музыкальная» басня Крылова
13-2-12-14-4-8-15 10-3-16-17-18-19 цикл фортепианных пьес для детей П.И.Чайковского
19-5-20-21-4-10-3-16-6-10-22 23-8-20-6-16 популярный журнал о музыке
Ответы:
«Щелкунчик»
«Квартет»
«Детский альбом»
«Музыкальная жизнь»
Прочти высказывание, назови автора:
7-12-18-17 19-5-20-21-4-10-6-12-18-19 17-21-12-16,
12-10-4 6-10-13-18-17-6-18 5-19-2-6-16-2…
Ответ: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
И.А.Крылов
Инга Беликова, учитель Уршельской детской музыкальной школы, Владимирская область, участница конкурса «Сто друзей»
Комментарии