“Бей своих, чтоб чужие боялись” – эта пословица вряд ли могла родиться в другой стране. Американские преподаватели, которым довелось побывать в наших вузах, поражены: как это возможно, чтобы на вопрос: “Что вы можете сказать о доценте N?” – коллеги этого самого доцента станут так дружно говорить в первую очередь… о его недостатках! Ведь любому здравомыслящему человеку понятно, что о фирме, учреждении, учебном заведении можно многое сказать, исходя из одного лишь анализа отношений внутри коллектива. И сделать определенные выводы.
У них ведь все совсем не так. Помню, в детстве мне очень нравилась книга Марджори Киннан Роллингс “Сверстники”. Так вот, там один из героев говорил: “Мы с братьями между собой частенько деремся. Но если против нас чужак, мы все как один против него”. Какой вывод можно сделать из этого? Правильно! Дикие люди, не знают настоящей любви к ближнему! Ведь коли уж мы взялись из кого-нибудь сделать Человека с большой буквы (например, из ребенка), то для этого все средства хороши. И чем больше его ругаешь, тем чище, смиреннее и духовнее он становится. А если к этому делу подключить других людей, со стороны, процесс облагораживания личности многократно ускоряется. В Израиле на детей чуть ли не молятся, считая их поголовно гениями и внушая им эту мысль. В Японии им разрешают все или почти все. И что, разве они лучше нас? Ничуть! Нужно ругать, ругать и ругать. Начать в детстве, продолжить в юности, зрелом возрасте и завершить лишь после смерти. А высший пилотаж – ругать посмертно!
Вы думаете, к чему это я все подвожу? Да все к тому же. Перед нашей школой стоит ряд проблем, которые мы храбрились не брать с собой в ХХI век, но, естественно, взяли (не бросать же!). А теперь давайте посмотрим, что мы делаем для того, чтобы эти проблемы решить. “Все, что в наших силах, каждый на своем месте!” – так обычно говорят в ответ. И добавляют: “Но поскольку от нас мало что зависит…” Слова “каждый на своем месте” можно трактовать по-разному. Например, как желание каждого учителя решать общие проблемы по-своему, единолично, с колокольни своего педагогического опыта. В результате мы видим как раз то, о чем я говорил выше: единое мнение, как правило, едино в одном – стремлении во всем найти изъян, будь то творчество педагогов-новаторов, учителей года и т.д. И это подкреплено уверенностью в том, что именно такая позиция поможет обществу сохранить все то лучшее, что у нас осталось.
…Впереди – 2002 год. Может быть, он поможет нам быть друг к другу добрее, видеть в человеке прежде всего хорошее. И не пытаясь улучшить его с помощью нашей “критики”.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии